Казанская девчонка

Рустам Ишмуратов
Актрисе
татарского государственного 
академического театра
им. Галиаскара Камала,
Народной артистке
Республики Татарстан
и Российской Федерации,
Рашиде Зиганшиной
посвящается!

На фото (школа 1931 г.),она стоит четвертая справа.

КАЗАН КЫЗЫ.

Казан кызы - так Рашида сама себя называет в своих воспоминаниях.  Дочь Казани, девочка из Казани. А вспоминая ее природную легкость, подвижность, стремительность и энергичность можно сказать и так - Казанская девчонка!

Родилась Рашида 17 октября 1917 года в городе Казани в доме на краю Иске бистэ (Старотатарская слобода)  на улице Аккомасты (низ белого песка, подбелопесочная) примерно, там, где сейчас располагается парк Карима Тинчурина и улица Шарифа Камала. Ниже проходила железная дорога, а за нею Яна бистэ (Новотатарская слобода).
Семья – отец Габдуллажан Рахимжан-улы Зиганшин, мать – Нагима Габдулхай-кызы Зиганшина. Детей было много, но все умерли в младенчестве. Осталось три сестры – Суфия, Гайша, Рашида, и младший брат Нияз.

Старотатарская слобода начала двадцатого века – низкая забулачно–закабанная подтопляемая по весне окраина Казани. По большей части одноэтажные деревянные дома. Протарахтит телега, пройдут нечастые прохожие, пробежит ребятня, выглянет из ворот хозяйка, прозвучит с минарета азан. Большая деревня.
Ледоход на Волге, поход по весне с отцом всей семьей на ярмарку Ташаяк, обновы и гостинца к праздникам Ураза байрам и Курбан байрам – события года.

Тихую жизнь Казани взорвала революция, гражданская война. Белые, красные, бело-чехи, снова красные. Голод, холод, разруха ураганом пронеслись над страной.
Прогрохотав, как гроза, война отступила. Началось строительство новой жизни!
Красные флаги, новые порядки, новые песни!

Рашида дитя своего времени – быстрая, озорная девчонка!

Школа, Театральный техникум, Татарский театр  – вот и вся ее биография!

Школа.

Учеба, учеба, учеба.
Любимые учителя - Исмагиль абы, Вакиф абы, Габдрахман абы, Ахат абы, Мансур абы вдохнули в детскую душу любовь к родному языку, к культуре, к знаниям.
Верные подруги - Рахиля, Халимя. Постоянные участники всех школьных событий и развлечений. Посещения с ними театра, кино. Походы, физкультурные соревнования,  сдача норм на значок ГТО, на значок Ворошиловский стрелок.  Драмкружок, кружок по вышиванию… Просто кипящий казан.

Но драматический кружок для Рашиды стоял на особом месте.
Отец Рашиды – Габдуллажан был человеком образованным, окончил учительские курсы для преподавателей русского языка в татарских школах, позднее бухгалтерские курсы и стал бухгалтером. Любил театр, ходил с семьей на спектакли. Общался с артистами, приглашал их к себе домой.

Театральный техникум.

В 15 лет, не сообщив в семье, Рашида поступает в театральный техникум, а на возражения отца, проявляет характер и настаивает на своем. С первого сентября 1932 года начинается учеба - история театра, актерское мастерство, композиция. Изучается все то, чем должен владеть артист - художественное слово, пение, танцы. Разыгрываются  этюды, инсценировки, пародии. Приветствуются импровизации, творческие находки.
Все молоды, восторженны и романтичны! Страна строит новое общество! Коммунизм! Вот он, не за горами! И искусство в нем должно быть новым! Каким новым? Не знает никто, но другим, но новым! Звучат новые советские песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!».
Вместе с Рашидой учатся звонкая певунья Зифа Басырова, мастер пародий Нажип Гайнуллин, чтец и стихотворец Рагыйда Янбулатова, лирический тенор Усман Альмиев. В последующем легенды татарского и башкирского театрального искусства.

В техникуме преподавали замечательные педагоги: режиссер Саит Булатов, актер Хусаин Уразиков, актриса и режиссер Кашифа Тумашева, режиссер и драматург Риза Ишморат, балетмейстер Юлий Муко, вокал  Екатерина Ковелькова.
Учение, учение, учение! Много говорится о жизни в новом обществе, о новом отображении его в новом искусстве. На занятиях разбирается роман Чернышевского «Что делать», четвертый сон Веры Павловны - утопическая картина жизни будущего социалистического общества.

Нежданно в жизнь Рашиды приходит ее величество Любовь.
Любовь сложная, окаянная! Ее педагог Риза Ишморат и Рашида пылают этой любовью. Он старше нее, женат и семья ждет ребенка. Она молода, совсем девчонка. Вечная треугольная тема любви! В архиве Ризы Ишмората сохранились напечатанные на машинке копии некоторых писем - август 1935 года, январь 1937 года. Переписка до востребования. Он подписывает письма словами «твой друг». Сомнения, сомнения, сомнения!

А учеба не стоит на месте.
Наконец, приходит, участие Рашиды в постановках Татарского театра - в массовках, в эпизодах, в ролях. Все блистают и очень стараются!

Татарский театр.

Весной 1936 года после окончания театрального техникума Рашида Зиганшина приходит в Татарский театр. Начинается служение его величеству Театру! Первая ее роль в спектакле Тази Гиззата «Славная эпоха» - роль фельдшерицы ветеринара Людмилы. Спектакль идет успешно!

Жизнь артиста – преображение!
Роль – встреча с новой судьбой. Знакомство, проникновение, сопоставление!
Видение сюжета режиссером. Постановка задачи перед артистом.
Актерское прочтение текста, свои переживания, вхождение в чужую жизнь. Походка, жесты, мимика. Речь, выразительность, акцент. Костюм, прическа, грим. И чувства, чувства, чувства – любовь и ненависть, смех и слезы, счастье и трагедия!
Взаимодействие с партнерами по сцене. Взгляд, улыбка, пауза! Сближение, расставание!

И каждый вечер смывание грима и возвращение к себе. Где я?
А назавтра, новая роль и новое воплощение!

Творчество Рашиды многогранно. В одном из обсуждений  актриса театра Нагима Таждарова сказала, что Р. Зиганшина «растет зигзагами». Она играет и лирические, и  драматические, и характерные роли. Но ее амплуа,  скорее всего, «инженю» (простушка).
За свою долгую жизнь в театре Рашида сыграет более ста ролей. Будут среди них и «травести» и «героини» и многие другие амплуа. Она играет все, от деревенских девушек до герцогинь и цариц.  Роль Матери Мусы Джалиля в спектакле «У совести вариантов нет» Т. Минуллина в 1981 году – одна из лучших ее ролей!

Идет 1937 год. Летом, вопреки всем душевным колебаниям и бытовым обстоятельствам Рашида Зиганшина и Риза Ишморат создают новую семью! Они счастливы и над ними сияет безоблачное солнце. А вокруг надвигается туча.
В августе-сентябре арестовывают несколько известных артистов  театра и среди них обвиненного в буржуазном национализме драматурга Карима Тиинчурина. Ризу Ишмората, за поддержку врага народа, исключают из партии и увольняют из театра, а Рашиду за отказ осуждения любимого человека снимают с должности комсомольского секретаря. Наступают испытания жизнью!

Весной 1938 года в семье появляется сын Рафаил. Чуть позже Ризу Ишмората после длительных бед и мучений, восстанавливают в партии и на работе в театре. Еще через год осенью 1940 года в семье рождается второй сын Рустам.

1941 год. Театр готовится к декаде в Москве, но Война отбрасывает все планы.

Новые трудности, трудности, трудности.
Уходит на фронт часть коллектива театра. Уходят на фронт три брата Ризы Ишмората – Зыя, Хади, Нажип и вслед за ними он сам.
В здании татарского театра открывается эвакопункт, а сам театр перемещается в здание русского Качаловского театра, где теперь через день работает два коллектива. Здесь проходит премьера музыкальной драмы «Наемщик».
В начале 1942 года театр возвращается в свое здание, но в нем теперь снова работают два коллектива – Татарский Камаловский и Оперный театры.
Ставятся спектакли на военные и тыловые темы. Рашида в 1943 году исполняет роль Марьям в одноименной пьесе. Лето – проходит во фронтовой бригаде артистов. В 1944 исполняет роль Гайни в спектакле «Минникамал». Роли знаковые!

Все в жизни проходит. Окончилась великой Победой и эта Война. Радость и огорчение, улыбки и слезы, встречи и расставания! Разлучила Война и Рашиду с Ризой. Так случилось. Они расстались. Расстались мирно – старший сын остался с отцом, младший с матерью!

Проходят годы, люди, события!

Для Рашиды это работа, работа, работа. Театр – новые роли, кино - дублирование фильмов на татарский язык, работа на радио. Общественная работа – профком, партком.

Наконец состоялась в 1957 году отмененная Войной декада татарского искусства в Москве.  Она прошла с успехом. По ее результатам театр был награжден орденом Ленина. Высшее признание в стране Советов!
Тем не менее, в театре начинается творческий спад имеющий, наверное, объективные причины (смена поколений актеров, просчеты в подборе репертуара, устаревшая режиссура). Зритель не идет в театр. В начале 1964 года московская комиссия бракует все спектакли театра, тем самым отменяя летние гастроли в Москву.

Возможно, жизнь Рашиды так бы и прошла в служении театру в качестве актрисы, но обстоятельства делают ей новый вызов. В апреле 1964 года Рашида принимает пост директора театра. Положение очень сложное: в зале нет зрителя, зарплата выплачивается не регулярно, у театра долги перед государством, уровень постановок невысок.
Недоброжелатели говорят, что она не продержится и полгода!
Невероятными усилиями она в течение двух лет выводит театр из спада. Гастроли по районам республики, гастроли по республикам средней Азии приносят средства. Ремонт помещений здания, введение синхронного перевода в зрительном зале, улучшение условий труда в театре дают ей поддержку в коллективе. Идет поиск новых пьес и поиск нового Главного режиссера.
Она и это преодолела. Из Ташкента на один спектакль приглашается режиссер Ташходжа Ходжаев, который ставит пьесу по повести Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Весной 1966 года с  большим успехом проходит премьера этого спектакля. А в феврале 1966 года на пост Главного режиссера театра назначается Марсель Салимжанов.
Ращида служит на посту директора одиннадцать лет, приводит дела театра в порядок и возвращается в актрисы. Она сыграет еще много прекрасных ролей и напишет книгу воспоминаний «Жизнь моя – театр».

И это не все. Когда Советский Союз распался, и старшее поколение актеров оказалось в бедственном положении, Рашида при поддержке руководства театра создает труппу Народных артистов – «Инсаният», милосердие. Когда выяснилось, что мало пьес для возрастных исполнителей она сама берется за перо и пишет эти пьесы. Труппа ставит спектакли, выезжает в районы. На вырученные деньги помогают нуждающимся актерам.

Театр не работа, а Служение! Рашида Зиганшина честно прошла этот путь, выделяясь своей преданностью делу театра и бескорыстием!

Интересный факт, двадцатый цикл солнечной активности 1964-1976 годы приходится на директорские годы Зиганшиной. Выходит ей  помогали звезды?! Кто-то скажет совпадение. Но ведь фамилиия Зиганшина в преводе и означает – Вселенная!

Рашида Зиганшина настоящая дочь Казани, девушка из Казани или попросту Казанская девчонка! Она прославила наш город, и ее имя всегда будет в наших сердцах!

Улицы города Казани: Аккомасты, Тукаевская, Третья Мещанская, Третья Гражданская, на Булаке, под Кремлем, Баумана дом 46, Гагарина, Достоевского, Татарстан дом 52. Вот такой круг по любимому городу совершила Рашида и закончила его в старотатарской слобде, в доме 29 на ул. Исмагила Гаспринского  в кругу семьи старшего сына Рафаила.

ishmuratovr@mail.ru