Никон. Время собирать камни. Сцена седьмая

Дмитрий Немельштейн
Сцена седьмая

Ноябрь 1648 года. Москва. В просторную келью настоятеля московского Новоспасского монастыря архимандрита Никона входят патриарх Иерусалимский Паисий и посланник Богдана Хмельницкого к царю полковник Силуян Мужиловский1. У дверей их встречает Никон. Там же стоит ждущий распоряжений келейник

Н и к о н
Я рад премного, дорогие гости,
Вас в этой тёплой келии принять!
Тяжёлых шуб скорее тягость сбросьте
И поспешите голод свой унять.

П а и с и й
Я слышал, брате Никон, вы частенько
Бываете у батюшки-царя.

Н и к о н (келейнику)
А ну-ка поживей гостей раздень-ка.
(Паисию) Да мало что в народе говорят.
Когда наш государь не очень занят,
Захаживаю, как мне наказал.

Паисий сбрасывает на руки келейника подаренную царём соболью шубу. Следом свой подбитый волчьим мехом кафтан сбрасывает Мужиловский. Келейник уходит. Гости крестятся на образа. Паисий обнимает  Никона. Все идут к столу. Паисий, прочитав молитву, усаживается. За ним усаживаются остальные.

И я блюду царёво приказанье
Со тщанием.

П а и с и й
Ваш монастырь не мал.

Н и к о н
Не мал,святейший … И устав не сладок,
И службы каждодневные длинны.
В них,соблюдая греческий порядок,
Мы чтим и святость русской старины.

П а и с и й
Похвально это всё. Хотя признаюсь,
Что расхождений много я узрел
В чинах и книгах.

Н и к о н
Этим я и маюсь.
Ты б нам, святейший, в этом порадел.

П а и с и й
В последованьях  кое-где несхожесть
Нашёл я, службам нашим вопреки.

Н и к о н
Вот это-то, святейший, нас и гложет.
Различья эти, чай, невелики?

П а и с и й
Всё, что приметил, покажу, не скрою.
Но пуще – книги древние привезть
И, сведавшись с Афонскою горою,
Там эти книги скопом приобресть.
И подготовить справщиков учёных…
Из Греции многоязыких взять…
Для выполненья поручений оных,
Со мной монахов знающих послать.
Да крепнет дальше наше единенье.

Н и к о н
Ты мудр, святейший. Я государю
Тотчас твоё представлю рассужденье.

П а и с и й
Благодарю, мой друг! Благодарю!

М у ж и л о в с к и й
Хочу, ваше святейшество, напомнить
О просьбе пана гетмана.

П а и с и й
Да, да…
Ценю, пан Силуян я вашу скромность.
(Никону) Пан Мужиловский послан был сюда
С важнейшей тайной миссией. Украйна
С латинством на смерть борется сейчас.

Н и к о н
Я ведаю. Для нас это не тайна.
И плач её доносится до нас.

П а и с и й
Пан Мужиловский должен самолично
Вручить письмо московскому царю
От гетмана Хмельницкого.

Н и к о н
Привычно
Иное… Хорошо, я предварю
Государя об этом челобитье.
Он не откажет, думаю… Но вам
Придётся мне поведать без сокрытья,
И вкратце, сударь, что таится там.

П а и с и й
Пан Мужиловский! Вы на то готовы?

М у ж и л о в с к и й (после некоторого раздумья)
Письмо печатью скреплено. Но я
Был гетманом наставлен: личным словом
Дополнить лист сей, тайну сохраня.
Поэтому скажу, священство ваше,
Хмельницкий хочет под руку Москве
Уйти навеки из неволи ляшьей.

Н и к о н  (с воодушевлением)
Хвала его разумной голове!
Государю подам совет при встрече
Тебя принять, полковник. И принять
Из рук твоих тот лист. Да будет вечен
Мир православный, слившийся опять.
Не раз государю я разуменье
О помощи Хмельницкому внушал;
Что Речи Посполитой час паденья
Всё ближе. Время дедовских начал
Пора вернуть и прочно утвердиться
Там, где почти иссяк Руси исток.

П а и с и й
Руси пришла пора объединиться,
Вогнав папистам меч калёный в бок.
Я рад, что наши помыслы созвучны.

Н и к о н
И государь привержен мысли той.

П а и с и й
Коль семя налито; – быть ниве тучной.

Н и к о н
Господь на стороне Руси святой!

П а и с и й
Я сведал от недавна, брате Никон,
Что Новгородский бискуп2 отошёл
От дел. И во епископстве великом
Нет пастыря. Его свободен стол.
И думаю я, было бы уместно
Тебе в Великом Новгороде стать
Епископом.

Н и к о н
Скажу, святейший, честно:
О том не волен даже и мечтать.

П а и с и й
Да, да, мой друг! Но разве не возможен
Сей шаг ко возвышенью твоему?
Хотел бы ты в сей сан рукоположен
Быть мною?

Н и к о н
Разговор сей ни к чему.
Теперь о деле, с коим вы особо
Из Палестины в нашу сторону
И прибыли. На Храм Господня Гроба
Наш государь велел, открыв казну,
Пожертвовать немало во спасенье
Своей души и подданных своих.

П а и с и й
Вовек благословенно то веленье.
Во имя Божье, к славе мест святых!