Джеймс Бон. Благодать непобедимая

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЛАГОДАТЬ НЕПОБЕДИМАЯ
Джеймс Бон (1879)

1. Определение благодати
2. Ее действенность
3. Ее субъекты
4. Как она сообщается
5 Принцип и состояние
6. Это противоречит природе
7. Неведение сатаны
8. Его бессилие против благодати.
9. Необходимость благодати
10. Что она включает
11. Важность применения
12. Что неразрывно связано с благодатью.

1. Определение благодати.

Благодать есть свободное, суверенное и незаслуженное благоволение Бога к тем, кто ничем его не заслуживает. Оно названо благодатью, потому что оно противоположно любой коммерческой сделке. Вся торговля совершается с прицелом на прибыль, и эквиваленты этому существуют почти во всех отношениях между людьми. Хотя ожидания могут не реализоваться, но предполагаемая польза является стимулом для усилий и труда. Благодать, однако, стоит намного выше, чем любые усилия человека возвысить себя. Это проявление чистого бескорыстия, и, более того, оно требует величайших актов самоотречения, какие можно себе представить. Мало того, что благодать прощает преступнику нарушение закона и обеспечивает ему Спасителя, хотя он этого не хочет и об этом не просит, но также Спаситель, предназначенный от Отца, приходит не только в послушании цели Отца спасти, но добровольно отдает Себя за тех, кто нарушил закон, отождествляет Себя с ними, сострадает им в их немощах и последствиях их грехов и беззаконий, и, более того, берет на Себя ответственность за их грех и идет на смерть вместо тех, кто согрешил, и, таким образом, испытывает мучительное наказание за их беззаконие и его результаты.
Эта благодать, кроме того, суверенна в своем проявлении. Она не распределена случайно, но лична и особенна в ее применении. Ее действенность показана ясно над народом Божиим, который был призван из состояния греховной деградации и поднят на более высокий статус, чем занимал Адам в своей изначальной чистоте. Его природа была грешной, находящейся под ответственностью за падение, которое, следовательно, повлекло за собой смерть и его и потомства, но там, где есть владение этой благодатью, ее обладатель живет жизнью, которая сокрыта со Христом в Боге, и не может вступить в осуждение. Она дарована Безначальным, Который единственно может осуществлять суверенную власть, свободную и абсолютную волю над всеми творениями, временами и обстоятельствами. Обладая высшим владычеством, Он правит армиями небес и обитателями земли, и никто не может воспрепятствовать Его действиям или ускорить их.  Таким образом, мы показали, как велика должна быть эта благодать.

2. Ее действенность

Благодать как таковая не только славна и велика, но и действенна. Мы напрасно ожидали бы того, чтобы ей были причастны все разумные творения, как бы ни была чиста их природа или доброжелательно их расположение. Ангелы, по крайней мере высшие, могут быть в некотором смысле субъектами благодати. Отметьте слова Елифаза: "Вот, Он не доверяет слугам Своим, и Своих ангелов Он обвиняет в безумии" (Иов 4.18). Если они не являются субъектами спасительной благодати, они могут быть тем, что старый богословский термин характеризует как причастность предваряющей благодати; и если это так, они могут быть причастны и благодати спасительной (? - Пер.)*. Таким образом, кроме великого и святого Бога, мы не можем найти достаточных оснований для этой благодати. Мы видим в Нем силу, чистоту, бесконечную мудрость и вечность. Наша трудность заключается не в том, что Он способен совершить это, а в необычайности того, что он это делает; ибо подумайте, как Высокий и Превознесенный, Обитающий в вечности, раскрывает милосердие к мгновенным созданиям, как Чистый и Святой имеет дело с грешными, оскверненными и оскверняющими; как Его всемогущество как бы подчиняет себя их слабости, в то время как для осуществления этого изменения, достижения цели и раскрытия факта этой благодати требуется работа Третьего Лица в благословенной Троице. Святой Дух, осуществляя свои Божественные прерогативы и выполняя свои собственные особые и функции служения в Великом домостроительстве спасения, дает нам жизнь духовной природы, возрождая всех, кто являются причастными этой благодати, открывая всем таковым интерес к ней и производя в них святые желания и небесные стремления: благочестивую скорбь о грехе, поиск его прощения и искреннее желание воздать хвалу Богу, Которого они когда-то презирали, и наслаждение предвкушением безгрешного совершенства и неописуемого блаженства, ожидающего их, когда времени уже не будет.

3. Ее субъекты

Когда мы рассматриваем великие и неоценимые блага, получаемые причастниками благодати и обеспеченные для них, то, рассуждая по-человечески, мы должны быть готовы заключить, конечно, что они должны быть элитой всего человечества, некоторыми немногими избранными из нашего рода, которые сами благородно оправдали себя, совершив подвиги героического характера, или же оказали какую-то большую пользу обществу делами особой трудной и похвальной природы, или они были более чем обычными благочестивыми поклонниками Всевышнего, чтобы привлечь его благосклонное внимание, стать особыми объектами Его благоволения. Итак, изучаем ли мы святое Слово с целью выяснить характер причастников этой благодати, описанный в Боговдохновенной истории, или если мы обращаеимся к нашим живым современникам, мы обнаружим полное отсутствие всех этих превосходств и, следовательно, не найдем никакой движущей причины или причин, которые сами по себе объясняли бы то, что они стали возлюбленными небес. И более того, когда мы исследуем себя, мы не только обнаруживаем отсутствие этих благих качеств, но и обнаруживаем присутствие столь многого, что является неприятным для Божественной чистоты, а также отталкивающим по своему характеру и результату, так что независимо от того, относимся ли мы к субъектам благодати в древние, современные или нынешние времена, мы не можем обнаружить ни причины, ни причин для такой выдающейся милости.
Эта благодать есть только следствие; причина ее не в природе или творении, как бы возвышенно или величественно оно ни было; напрасно мы стали бы искаить адекватную или действенную причину ее вне Самого Бога. Здесь благодать представляется тем более великой, что Тот, Чей авторитет оспаривался, Чей закон нарушался, Чье слово презиралось, обетования и угрозы одинаково презирались, - само Его существование отрицалось, и Его Сын был распят, - что Он должен был по Своей собственной неизмеримой и неожиданной милости желать спасения бесчисленному множеству людей не потому, что они были лучше или достойнее своих собратьев; но Бог, в своей бесконечной милости, благоволил поместить в Своей летописи много прославленных примеров людей, поднятых из глубин греховной развращенности и деградации, как это было показано в случаях Манассии, умирающего разбойника и гонителя Савла, так что каждый получивший этот дар будет вынужден сказать, что никто не заслуживает худшего, чем я.. И мы не смогли бы найти решение этой проблемы, если бы оно не было милостиво предоставлено самим нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом в Мтф. "благодарю Тебя, Отче, Господь неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и благоразумных и открыл младенцам. Так и есть, Отче, ибо так было благоугодно пред очами Твоими" (Мтф.11.25-26 KJV).

4. Как она сообщается

Тот, Кто сказал: "Да будет свет, и стал свет" по-видимому, без всякого посредника** (НЕВЕРНО! - Пер.),  мог бы сказать так и теперь, но это не делает очевидным Божественное намерение установить и назначить средства для выполнения Его благодатного замысла в спасении грешников, в действительном призыве Евангелием, прямом или косвенном, к познанию их избрания Отцом, их искупления Христом Иисусом, через животворящую силу Святого Духа, освящая, обучая и направляя Своей благодатью каждого таким образом избранного, искупленного, оживленного и освященного в Царство вечного блаженства и славы. Чтобы возвестить эту весть, Бог во все века воздвигал   людей, обремененных разными немощами и страстями, чтобы возвещать неисследимые богатства Христа, и многие из таковых были подняты из самых глубин греха и страдания, чтобы показать долготерпение и чудесную благодать Божью, которая снизошла до спасения их, а затем снабдила их дарами и милостями для назидания Церкви Божией, чтобы они могли быть почетными орудиями обращения многих от греха к праведности. Часто эти люди были заметны своим нечестием до того, как они были призваны благодатью, как бы демонстрируя в себе помощь такой могущественной преобразующей силы Божественной благодати, что она могла сделать из таких бесперспективных существ инструменты для осуществления Его милостивого замысла; как бы заставляя замолчать все вопросы со стороны тех, к кому они обращались, показывая этими результатами, что Бог помилует того, кого он помилует, и что для Него нет ничего слишком трудного. Беньян и Ньютон - это примеры, о которых Павел свидетельствует в 1 Тим.1.13,16, тот, "который был прежде богохульником, и гонителем, и обидчиком"; но "для того я и помилован, что во мне Иисус Христос может возвещать все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной" (KJV).

5. Принцип и состояние

Все это не только благорасположение по отношению к нам со стороны Божественного бытия, но это также означает сокровище, которое  дается нам в распоряжение (неудачная фраза. - Пер.), так что оно не только указывает на расположение к нам, но являет эту любовь в нас, так что в то время как по благодати мы спасены, но это по вере дано нам, что мы имели возможность реализовать факт нашего спасения и наслаждаться им. Таким образом, в то время как Отец намеревался искупить, а Христос совершил искупление для нас, прежде чем мы сможем получить какое-либо утешение от одного или узнать о нашем интересе к другому, обнаруживается необходимость в том, чтобы этот принцип был передан нам. Теперь это особая прерогатива Святого Духа в великом замысле спасения, чтобы открыть нам эти вещи, в которых мы так глубоко заинтересованы. Таким образом, в то время как люди по своей природе мертвы в преступлениях и грехах, небесный дар является предметом страха и желаний. Обнаруживаются определенные влечения, сильное желание приобщиться к любви Отца, искупительной Жертве Господа Иисуса Христа, научению и освящающей благодати Святого Духа. Такие люди становятся прилежными учениками Слова Божьего и желают воспользоваться всеми средствами, которые Бог дал им теперь, когда эти желания удовлетворены, а интерес к этим великим и славным реальностям обеспечен, так что Духом сыновства они будут восклицать: "Авва, Отче", - и это не сделает их подданными благодати, но докажет, что они уже находятся в Завете благодати. Таким образом, в то время как эти небесные привязанности и стремления доказывают обладание принципом благодати, у тех, кто становится причастниками Божественной природы, это демонстрирует и обосновывает вне всякого сомнения, что эти избранные находятся в состоянии благодати, как учил наш благословенный Господь в своей Нагорной проповеди, ибо Он не ставил блаженство в зависимость от какого-либо великого достижения или большого развития, но уже изначально: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мтф. 5.6).

6. Это противоречит существующей природе

Наш благословенный Господь провозгласил полную невозможность для человека делать или достигать чего-либо духовного по какой-либо врожденной силе или склонности, унаследованной или обладаемой им, когда Он провозгласил: "если человек не родится свыше (или снова), он не увидит Царства Божия", а также его природу, качества, привилегии или желательность. Более того, Павел заявляет: "естественный (в СП "душевный") человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо это глупость для него; и он не может знать этого, потому что об этом надо судить духовно" (1 Кор. 2.14). Теперь, когда мы все родились во грехе и зачаты в беззаконии, мы сразу же видим необходимость, существующую для этого великого духовного изменения, каковым является возрождение. Ни в одном случае мы не обнаруживаем, что благодать была наследственной или нисходила по наследству от отца к сыну: все, что могла передать природа, - это грех, болезнь, смерть и деградация; но для святости, духовности, жизни и мира необходимо прямое вмешательство и воссоздающая энергия Святого Духа, чтобы осуществить столь великую и желанную перемену. Человек по своей природе находится в состоянии вражды против Бога, он ненавистен Ему и ненавидит Его; поведение невозрожденного человека ненавистно Богу по его повторяющимся и непрерывным преступлениям против Бога, его презрительному отношению к его дорогому Сыну Иисусу Христу, выражаемому действием, если не точно словом: "я не хочу, чтобы Этот Человек Иисус царствовал надо мной", в то время как сильный эгоизм его характера, вместе с греховной испорченностью его сердца, приводит его к ненависти к Богу и Его Христу, к ненависти к его святым, да, даже к его собратьям, о чем свидетельствует Иак.4.1-4. Теперь действие благодати проявляется в ее субъекте: вражда уступает место любви; в нем есть некая мера соответствия Божественному образу, уподобление в большей или меньшей степени уму, который был во Христе Иисусе, упоение единым духом. Таким образом, мы постигаем смысл сотворения заново во Христе Иисусе, ветхое проходит, и все становится новым.

7. Неведение сатаны

Если мы видим, что избрание Божие явлено в сосудах милосердия, которые Он благоволил действенно призвать и столь же действенно преподать им Святого Духа, то бросается в глаза тот факт, что этот порядок Его действий значительно превышает возможности тварных умов, и даже если полномочия последнего значительно превышают наши. Мы можем  делать лишь очень ограниченное суждения относительно их первоначального положения и достоинства, но вне зависимости от их возможностей или достоинств мы видим, что по отношению к их виновности была проявлена справедливость вне милосердия, так что возможности их восстановления благодатью полностью отсутствуют. Мало того, что мы обнаружим, что сатана и его сообщники в грехе не знают благодати сами по себе, но они также не знают о том, как благодать действует в других существах. Даже святые ангелы не знакомы с тем, как такие изменения совершаются в душе; они могут понять это интеллектуально, не не испытать и тем более не произвести их. Если это так, то в каком же тупике оказался сатана, увидев, что из его рук вырваны те, кто так долго оставался у него в плену! Как мало он ожидал этого, когда преследовал нашего благословенного Господа на кресте,  распятым между двумя преступниками, что благодать воссияет во всей своей свободе и верховной власти, вырывая одного из этих преступников, как головню из огня, и она будет представлена всем грядущим поколениям как трофей Божественной силы, демонстративное доказательство того, что Христос был способен в кажущейся беспомощности распятия спасти до конца. Может ли какой-либо случай казаться, по мнению твари, более безнадежным? Вот преступник с поличным, по-видимому, находящийся во власти сатаны, готовый быть сброшенным в страшную бездну со всеми своими грехами на нем, но здесь, к смущению противника и проявлению Божественной благодати, подтверждаются слова Елиуя: "избавь его от сошествия в бездну, ибо Я нашел выкуп" (Иов 33.24).

8. Бессилие против благодати

Бессилие и невежество сатаны в отношении Божией цели полностью лишает его возможности как-то предотвратить оживотворение Духом и внесение принципа жизни в причастников Божией благодати. Очевидно, что своей завистью к благодатному вмешательству он никак не может предотвратить его. Петр говорит, что сатана "ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить". Опять же, мы видим, что он всегда занят ослеплением умов тех, кто не верит, чтобы свет славного Евангелия Христа, Который есть образ Божий, не засиял для них. Более того, мы описали усилия, предпринятые им, чтобы искоренить этот принцип и отбросить саму тему благодати, как это было показано в случаях Иова, Давида и Петра; но во всех этих случаях сатана явно потерпел неудачу и получил позорное поражение. Он, бесспорно, силен и вооружен, и он сохраняет владение, пока может ; но когда более сильный Христос, Который есть сила Божья ко спасению, - приходит к нему, Он побеждает его и освобождает души из рабства и плена, в котором тот держал их до сих пор. Если бы его сила была равна его злобности, мы могли бы чего-то опасаться; но он был вынужден сделать унизительное признание, что он не может выйти за пределы Божественного разрешения, как в случае с Иовом, когда он отвечал на Божественный вопрос: "не сделал ли ты изгородь вокруг него?" (1.11 KJV); и мы видим ограничения, которые были установлены: сначала все внешнее по отношению к Иову было отдано во власть сатаны, затем личность Иова, все, кроме его жизни. И не из-за снисходительности этого злого духа Иов не был сокрушен, но из-за того, что противник был бессилен уничтожить благодать, которая была в нем. Эти факты побуждают нас "противиться диаволу, и он убежит от нас", и хотя он часто прибегает к парфянскому способу ведения войны, все же нам предоставлен щит веры, которым мы отражаем огненные стрелы лукавого, падающие таким образом угасшими и бесполезными к ногам верующего во Христа.

9. Необходимость благодати

Все люди без исключения не заслуживают ничего хорошего, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3.23). Более того, нам сказано, что "без святости никто не может увидеть Господа" (Евр.12.14). Человеческая никчемность вкупе с хитростями сатаны всегда оказывались бы непреодолимыми преградами в таком случае ; но то, что человек не может по неспособности сделать для себя и по извращенности воли не сделал бы, если бы мог, с помощью сатанинской силы и враждебности, - Бог побеждает, действуя в доселе слепом и упрямом чаде Адама так эффективно, что не только вражда в нем убита, но он становится добровольным подданным Христа в день Его силы. Дух, действующий в нем, производит в нем хотение и действие по Своему благоволению. Таким образом, поскольку человек не имеет заслуг, если он спасен и прощен, то это должно быть по благодати, ибо по природе и по практике он является нечестивым. Эта необходимая перемена совершается в нем посредством наделения его новой природой; эта природа настолько чиста и свята, что не способна грешить. Именно этим возрожденный человек служит закону Божьему, постоянно сокрушаясь о том, что во плоти (плотской природе) он служит закону греха, в то время как необходимость в этой благодати не подлежит никакому сомнению. И все же как необычайно богата эта благодать, предусмотренная, вменяемая и даруемая таким недостойным созданиям, не внушаемая ангелами, не испрашиваемая людьми, но открываемая и применяемая силой Святого Духа! Она проявляется не только как способная спасти, но и восприимчивая к славному плану спасения, изложенному и исполненному Господом Христом ради всего, что дал Ему Его Отец; она также восприимчива к его исполнению, ибо личные требования, божественные и человеческие, удовлетворяются в Личности, деле и праведности Посредника Нового и вечного завета.

10. Что включает в себя благодать?

Благодать - это Божье благоволение к не заслуживающим его, создающее в своих причастниках любовь к Тому Всемогущему и Всемилостивому, Которого они прежде ненавидели и бросали Ему вызов. Переживание Божия прощения производит в нас отвращение к самому себе и искреннее раскаяние, сопровождаемое ненавистью ко греху.  Но когда через учение Святого Духа Его люди узнают тот факт, что не только даруется полное прощение всех грехов ради Христа, но в дополнение к этому они оправдываются его праведностью так полно, как если бы они никогда не грешили***, и отрицательная и активная праведность Искупителя вменяется им и считается как бы их собственной природой и достижением, тогда они опытно познают благословенный смысл Пс.32.1-2; и это включает в себя еще большее, ибо благодать знакомит нас с нашими небесными отношениями, с тем, что мы дети Божьи, сонаследники с Иисусом Христом и причастники в силу нашего союза с ним Божественной природы, в которой Он снизошел до нашей природы с ее безгрешными немощами, и соучастием в Его смерти мы разделяем его славное Воскресение, и хотя в течение некоторого времени мы здесь фактически скованы  погибающими вещами природы и творения, все же теперь мы уже созданы заново, чтобы воссесть с Ним на небесах, так что, несмотря на многие немощи плоти и искушения противника, мы можем присоединиться к вдохновенному апостолу: "ныне благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе" (2 Кор.2.14). Здесь наш изумленный и восхищенный взгляд встречает тайну за тайной; наши грехи, прошлые, настоящие и грядущие, возложены на непорочного Агнца Божьего и вменены Ему, как если бы Он был виновен во всех накопленных грехах и преступлениях своих избранных, понеся все, что причитается за их преступление, тем самым действенно искупая их грех и снимая их поношение. С таким избытком праведности в Нем Самом, которая вменена им, они считаются праведными перед Богом. Эта праведность, сообщаемая им освящением Святым Духом, этот Божественный принцип в них так же неспособен грешить, как и его Автор ; поэтому мы читаем: "рожденный от Бога не грешит".

11. Важность применения

Понятие "непобедимая благодать", которое мы употребили, означает, что благодать может столкнуться с сильными препятствиями со стороны причастных ей, связанными с природной порочностью человеческой воли, с черствостью сердца, которой помогает и которую усиливает активное сопротивление сатаны. Однако эта благодать такова, что ей нельзя сопротивляться до конца или до погибели, ибо будь это не так, то есть если бы ее можно было победить, то тварь, победившая ее, оказалась бы сильнее Творца, и сатана был бы в состоянии победить Божью цель. Но власти Божией нельзя действенно противостоять, ибо наш благословенный Господь сказал: «Для Бога все возможно» (Мтф.19.26), и у пророка мы читаем: "Вот, Я Господь, Бог всякой плоти: есть ли что невозможное для Меня?" (Иер.27.32). Возражение на это учение таково, что оно разрушает свободу воли человека, превращая его в простую машину, но мы увидим, это возражение необоснованно. Если бы это было совершено некоей внешней и принудительной силой, противоположной воле человека, то в этом возражении могла бы быть некоторая сила, но поскольку это совершается внутренним процессом, не противоречащим существующим условиям и не противостоящим им, а создающим новые условия сообщением духовных принципов, которых раньше не существовало ; так что вместо того, чтобы быть вынужденными делать то, чему наша воля диаметрально противоположна, напротив, наши воли теперь радостно соглашаются в желании угодить Богу, следовать за Христом по пути возрождения и почитать Духа. Мы не повинуемся, потому что боимся наказания, если окажемся непокорными и непослушными; но когда мы  привлечены любовью, она становится для нас служением наслаждения, освобождающим от рабства греха, мы находим служение Христа совершенной свободой, и таким образом узнаем на опыте, что кого Сын делает свободными, те действительно свободны. Эта благодать обнаруживает себя скорее мягкими убеждениями, чем императивными предписаниями, которые должны быть соблюдены, представляя Божественную цель и намерения в таком восхитительном аспекте, что вместо того, чтобы с трудом приближаться или неохотно уступать, мы делаем все с полным сознанием и восхитительным согласием. Таким образом, субъект благодати не думает о том, как мало с его стороны будет соответствовать Божественным требованиям, но его ежедневное и возрастающее желание будет заключаться во все большем соответствии образу Христа ; чтобы с телом, душой и духом он мог бы прославлять Бога, таким образом, действуя как привлекаемый Святым Духом. Небесная природа, хотя и сопротивляется плотскому, имеет возможность отстаивать свое положение и утверждать свое превосходство ; грех во плоти все еще поражает, но он не может принуждать; он бушует, но не может царствовать. ; любовь к нему исчезла, он больше не проявляет власти ; благодать может быть испытана, но она не может потерпеть неудачу ; духовному можно сопротивляться, но его нельзя преодолеть; светильник святилища может гореть тускло, но не может погаснуть."Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим. 7. 21).

12. Что неразрывно связано с благодатью

Каждый, кто получает благодать, чувствует свою нужду в ней. Он не только видит, что она необходима, но осознает свою неспособность ее добиться, чувствует, что все должно быть сделано для него. Это вытекает из того, что сделано в нем возрождающей властью Духа; поэтому он теперь молится и ищет тех даров, которые считает спасительными и необходимыми для мира его души.  Теперь в его глазах уже не его молитвы привлекают благодать, но он молится, поскольку благодать уже дана ему. Он видит также, что уже не просто просит от себя, но что его объемлет Личность и жизнь Спасителя. Вера сама по себе не спасает его, но свидетельствует, что его спас Христос; теперь он выбирает Божие вместе с Его народом, находит восхищение в Его слове, таинствах и заповеди, по свидетельству апостола: "Я восхищаюсь Законом Божий по внутреннему человеку" (Рим.7.22). Таким образом, закон не препятствует благодати, но  благодать делает послушание и внутреннее наслаждение доказательствами состояния верующих. Они не производят благодать, но являются ее плодами. "Чтобы вы могли поступать достойно Бога, во всем угождая, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога" (Кол.1.10). Эти плоды доказывают, что мы во Христе в счилу жизненного союза с Ним как с Жизнедателем и Вседержителем, а также в силу самой Его жизни в нас. Мы получаем эту жизнь и участвуем в этом жизненно важном единстве, чтобы "принести плод Богу" (Рим.7.4).
Продемонстрировав тем самым вне всякого сомнения наше призвание принести плод во Христе, мы тем самым указываем на великую цель нашего избрания и предназначения (Иоан.15.5,16). В дополнение ко всему, что дается нам во времени, бесконечная слава в будущем также неразрывно связана с благодатью, так что наше вечное счастье в такой же степени результат благодати, как избрание Отцом нас во Христе прежде создания мира, или искупление нас Сыном во времени, задуманное, прежде чем появилось время, или возрождение Духом, когда мы были мертвы во грехе. Посмотрим и увидим, что вся Божия цель, дело и достижение - все это благодать от первого до последнего; псалмопевец доказывает это тем, что узнал от Духа, и опыт учения благодати был в его сердце, когда он сказал: "Господь дает благодать и славу" (Пс.84.11 KJV). Таким образом благодать залог славы, а слава завершение благодати.

* Это явная путаница в терминах: ангелы могут иметь лишь удерживающую от падения благодать, но никак не "предваряющую", которая даже в уэслианском методизме, не говоря уже о православии и других подходах, может касаться лишь грешного человека перед возрождением.
** Творение целиком осуществляется Сыном Божиим (Евр.1.1-2), но Он Посредник по отношению к Церкви до начала мира, и лишь через Церковь может быть им по отношению ко всей твари (Рим.8.22). Эта огромная тема христианской космологии не может быть затронута в подстрочных примечаниях по существу; отметим лишь замечания Джона Гилла по Евр.1.2:  "Бог создал миры Своим Сыном не как инструментом, а дав действенное дело для Него; ибо им было создано все, видимое или невидимое".
*** Сказанное касается именно вменения, но никак не опыта, как твердят модернистские церкви; спасенный христианин никак не может чувствовать себя так, как если бы он никогда не грешил (см. критику пресловутого Альфа-курса, созданного англиканами-харизматами в 1977 г., у Георга Эллы, Институт Мартина Бусера, Берлин).

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn