О Екатерине II - российской императрице

Братья Бирт
               


                Екатерина II /1729 – 1796гг/, российская императрица с 1762 года. Немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербстская. Пришла к власти, свергнув с помощью гвардии Петра III, своего мужа… Но с момента прибытия/1744 год/ до становления императрицей /1762 год/ прошло восемнадцать лет! И эти годы были для неё годами испытаний. Историк Ключевский пишет:"Как ни была она гибка, как ни гнулась под русские придворные нравы и вкусы, окружающие чувствовали и давали ей понять, что она им не ко двору, и не их поля ягода". А отношения к ней правящей императрицы - Елизаветы, были далеки от идеала. Историк отмечает: "Выходки императрицы возмущали её/Екатерину/ как человека; пренебрежение со стороны мужа/Петра III/ оскорбляло её как жену и как женщину; самолюбие её страдало, но из гордости она не показывала своих страданий, не жаловалась на своё унижение, чтобы не стать предметом обидного сострадания..."
                В большой советской энциклопедии очень подробно описано становление Екатерины второй на Российский трон... Не соглашусь, пожалуй, только с такими утверждениями, как например: «Жажда власти и славы являлась существенным мотивом её деятельности». Так категорично утверждать и ставить это во главу угла будет не справедливо. По-моему, никогда не было и не бывает такого, и не будет, чтобы правитель не жаждал славы и власти. Если он не будет стремиться к власти долго править не придётся. Это касается абсолютно всех «самодержцев» и нашего сегодняшнего времени тоже. И ещё странный вывод – «Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской».  А какой она ещё может быть, когда она родом из класса не сеющих, а господствующих. Иногда в справочниках можно найти и такое утверждение: «преследовала свободомыслие в России». Эта фраза может быть интерпретирована столь широко, что, пожалуй, любой властитель подпадает под это утверждение. Советская пропагандистская машина никогда не забывала, что Екатерина II - немка на престоле Российской империи… А для советских людей клеймо «немка» - как чёрная метка. Да и для россиян тоже самое. «Отмыться» невозможно… И это несмотря на её признание, которое приводит в своих исторических портретах историк В.О. Ключевский: «Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили». Здесь ей советские историки припомнили и череду её фаворитов, то есть вела, мягко сказать, фривольный образ жизни… А с другой стороны быть императрицей и не иметь фаворитов! Это нонсенс. Именно при её правлении был подавлен бунт Емельяна Пугачёва/1773 - 1775гг/. Другими словами, «низы» были недовольны извечными притеснениями своих непосредственных хозяев – дворян. А разве бывает в мире такое государство, где все довольны всем и пребывают в вечной благости? Сомневаюсь, однако, всем никогда не угодишь какой бы ты ни был «справедливый» правитель.  Поставил это слово в кавычки, потому как таковых в мире и вовсе не бывает. И всё-таки, её правление считается золотым периодом в истории Российской империи. Были присоединены к России Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, западноукраинские, белорусские и литовские земли /по трём разделам Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах/. В 1763 году она провела удачное и нужное преобразование Сената. В 1775 году была проведена очень важная для страны Губернская реформа. Всё это несомненно сказывалось на укреплении авторитета Российской империи в мире.
                Хочется привести слова историка Карамзина/1766-1826гг/, редактора «Московского журнала» и «Вестника Европы», публициста, «создателя «Истории государства Российского» о Екатерине II: «… не вмешивалась в войны бесполезные для России, возвысила нравственную цену человека в своей державе, привела в соответствии со временем внутреннюю структуру государственного здания, сохранив его жизнеспособность, добилась того, что Россия с честью и славой занимала одно из первых мест в государственной европейской системе… Время Екатерины было счастливейшее для гражданина российского, едва ли не всякий из нас пожелал жить тогда, а не в иное время». Карамзин жил в годы правления императрицы и его мнение для нас очень важно. То есть это мнение свидетеля её правления.
                А вот, что пишет в своей известной записке «О повреждении нравов в России» князь Щербатов М.М. тоже свидетель – историограф и публицист, служивший при императрице Екатерине II. Высшее сословие при дворе имело «…плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было». Здесь хочется отметить одно существенное замечание к этому высказыванию князя. Это зло и по сей день остаётся неистребимо. Ибо все правящие элиты современного мира живут по своим законам ведомым только им и можно лишь догадываться, что там на самом деле происходит «в верхах». Если бы князь Щербатов мог посмотреть на них хотя бы краешком глаза, уверяю вас, он непременно написал бы точно такие же слова, как когда-то о высшем сословии своего времени. 
                В особом ряду жизнеописания Екатерины II стоит книга «Записки моей жизни» Греча Николая Ивановича/1787 – 1867гг/ члена-корреспондента Петербургской Академии наук, русского писателя, издателя, редактора, публициста. Он коснулся темы рождения Екатерины II. И вот что он пишет: «Эта немецкая принцесса происходила от русской крови. Отец её, принц Ангальт-Цербстский был комендантом в Штеттине и жил с женой в разладе. Она (урождённая принцесса Гольштинская) проводила большую часть времени за границею, в забавах и развлечениях всякого рода. Во время пребывания её в Париже, в 1728 году, сделался ей известным молодой человек, бывший при русском посольстве, Иван Иванович Бецкий, сын пленника в Швеции князя Трубецкого, прекрасный собой, умный, образованный. Вскоре по принятии его в число гостей княгини Ангальт-Цербстской, она отправилась к своему мужу в Штеттин и там, 21 апреля 1729 года, разрешилась от бремени принцессой Софиею Августой: в святом крещении Екатерина Алексеевна. Связь Бецкого с княгинею Ангальт-Цербстской была всем известна. Екатерина II была очень похожа лицом на Бецкого (ссылаюсь на прекрасный его портрет, выгравированный Радигом). Государыня обращалась с ним как с отцом, поручила ему все благотворительные и воспитательные заведения. Он основал воспитательные дома, Смольный монастырь, был президентом Академии художеств и т.п. Екатерина была при нём в последние минуты жизни». То, что императрица отложила все свои государственные дела и проводила его в последний путь говорит о многом… В воспоминаниях Греча хочется подчеркнуть ключевые слова в его записках: "Связь Бецкого с княгинею Ангальт-Цербсткой была всем известна". Проходят годы, века и уже ни кто не вспоминает о том, что когда-то было всем хорошо известно.               
                А сейчас небольшая справка об отце Бецкого Ивана Ивановича: Знатный Рюрикович – князь Иван Трубецкой во время войны Петра I со шведским королём Карлом Двенадцатым был взят в плен, где в Стокгольме долго проживал в качестве почётного пленника. От гражданского брака со шведской немкой /баронесса Вреде или графиня Спарре/ у князя появился сын Иван. Незаконнорождённым детям знатные дворяне не имели права давать свои полные фамилии. Поэтому его нарекли Иваном Ивановичем Бецким/Бецкой/. После завершения образования Иван Бецкий/Бецкой/ был направлен в Париж, где в то время подолгу проживала княгиня Ангальт-Цербстская. Её брак с немецким принцем был чистой формальностью. Муж был более чем в два раза старше своей супруги и по соглашению сторон никто не был обязан строго соблюдать супружескую верность. "Ей  было везде хорошо, только не дома" - пишет о ней историк Ключевский. В 1728 году княгиня сошлась с Иваном Бецким /он был секретарём в Российском посольстве в Париже при князе Василии Долгоруком/. В 1729 году в Штеттине /Королевство Пруссия/ она родила весной будущую российскую императрицу. Муж княгини прусский фельдмаршал/Кристиан Август Ангальт – Цербстский/ ничего не желал знать о любовных похождениях своей молодой жены, а по сему родившегося ребёнка принял за свою дочь без всяких подозрений.
                В конце статьи привожу итоговые цифровые данные о правлении Екатерины II. Доктор русской истории, заслуженный профессор В.О. Ключевский пишет: «Армия со 162 тыс. человек усилена до 312тыс, флот в 1757г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г считал в своём составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, и 300 гребных судов. Сумма государственных доходов с 16млн руб. поднялась до 69 млн, то есть увеличилась более чем вчетверо». В «Исторических портретах» Ключевского можно найти и такие слова «С Петра, едва смея считать себя людьми и ещё не считая себя настоящими европейцами, русские при Екатерине почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе».
                И ещё хотелось бы добавить высказывание Ключевского о самой императрице, о её характере: «…Екатерина умела быть умна кстати и в меру… Но у неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление; памятливость, наблюдательность, догадливость, чутьё положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон…».
                «Царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории… - утверждает Ключевский /1841 – 1911/, - В её деятельности были промахи, даже крупные ошибки…Но целое столетие легло между нами и ею. Трудно быть злопамятным на таком расстоянии, и именно при мысли о наступлении второго столетия со дня смерти Екатерины II в памяти ярче выступает то, за что её следует помнить, чем то, чего не хотелось бы вспоминать».


Сентябрь 2020г.             Пётр