Ластик. Глава первая

Валерий Шурик
 I

           Всё началось с пропажи ластика с компьютерного стола, на который, впрочем, никто и не обратил бы должного внимания, если бы он не обладал странными свойствами. Ну, да. Засунули куда-то по неосторожности... И не придали этому никакого значения. Бог с ним, как могло бы показаться обывателю. Но не для меня. Он был моей волшебной палочкой-выручалочкой.
          Правда через неделю он, как неожиданно пропал, так же неожиданно и появился на нём, как ни в чём не бывало, на самом видном месте. Надо сказать, что именно это и показалось мне более, чем странным. Компьютерный стол – это единственное место в доме, где всегда должен быть полный порядок. Вся моя семья смирилась с моей чрезмерной педантичностью, хотя я и не страдаю эпилепсией, и были бесконечны рады, слава Богу, что только в этом месте.
           Я взял пропавший ластик в виде человечка размером сантиметров пять или максимум в шесть и поставил его на обеденный стол. Пусть дожидается обеда, а когда мы соберёмся все вместе придётся объясниться с каждым, что произошло. Нас в семье пятеро и ластиком пользуются все, но только каждый своей на нём конечностью. Голову признали конечностью единогласно при распределении частей. Мне досталась правая нога. По блату. Скорей всего, так как она была по какой-то причине самой большой конечностью, а я дольше всех и чаще всех стучал по клавишам. А голову потребовал младший сынишка Борька, заявив, что это самый умный его кончик.
           Загвоздка ситуации в том, что этот самый ластик прилагался к компьютеру. По всей вероятности, в него был встроен чип: им можно было стирать информацию на экране монитора, но память оставалась в невидимом файле, и ранее написанное возникало как бы вдруг несколькими строчками ниже, стоило мне вспотеть от “ранней” потери памяти, чтоб ей было пусто, как эта информация появлялась сама по себе. Даже не было необходимости беспокоиться о backup(е). Как говорится – всё учтено! Забавная и полезная вещь.
           Вернувшись с работы раньше времени из-за отменённой пары, я работал при факультете оккультных наук и паранормальных явлений и их программного обеспечения в Ейском университете, первым делом обратил внимание на обеденный стол. Ластик отсутствовал.
           – Что за чертовщина? – В доме явно никого не было до моего прихода. Бориса из садика забирать было рано. Я его сам всегда отвожу и сам же всегда забираю к своему великому удовольствию, а остальные возвращаются значительно позже. Озираясь вокруг и не находя ни одного признака посещения моей квартиры кем бы то ни было во время моего отсутствия, я снова уставился на стол. – Мистика. – Нет, рассказывать о всяких колдовских явлениях – это одно дело, а наяву? Вы уж меня простите, но я ещё не сбрендил.

           В компьютерной на своём месте возлежал, издеваясь, ластик. Машинально взяв его, я вернулся к обеденному столу. Наконец, оправившись от странного оцепенения, стал его разглядывать. С одной стороны вроде бы и он, а с другой... Чур меня! Это другой ластик. С одинаковыми по длине ногами и не пользованный. Вообщё не пользованный! Телепортация?  Все паранормальные явления своего рода – аномальные мистификации. Можно сказать проще – некоторый обман зрения, мираж... или, в конце концов, проделки фокусника.
           Моё недоумение прервал звонок в дверь. Кто это ещё? В такое время. Полдень. В дверном глазке никого не видно. Но дверь всё-таки открыл. На лестничной клетке никого.
           – Что за день такой, – пронеслось в голове. Но как только я захлопнул дверь, тут же машинально её открыл снова. На пороге, прямо на половичке лежал наш ластик. НАШ...

II
         
           – Борис, скажи правду. Зачем ты брал ластик в садик?  – Это прозвучало просто, как некоторая заинтересованность его личной жизнью. Я – его папа и мне интересна его частная жизнь. Это я, как бы, уговаривал сам себя. Но он не должен чувствовать подвоха. Мы считались самыми близкими друзьями в семье.
           С некоторого времени стала удивлять его речь и из ниоткуда признаками эрудиции. Даже не знаю, как выразиться по-другому.
           Борьке только что исполнилось четыре года, и на дне рождения он громогласно заявил, что уже тоже взрослый и остальные должны считаться с его мнением. И главное, потребовал один час времени работы на компьютере. Так  вот лаконично – я тоже взрослый.
           И теперь этот взрослый, проходя через парк и увидев свободную скамейку, вдруг на полном серьёзе мне заявляет:
           – Присядем. Мне надо с тобой поделиться...
          Он сел на скамью, не зная, как начать “серьёзный” разговор.
           – Ну, я не понимаю. – В его глазах было нечто от взрослого человека. – Что, ластик от комка тоже электрический?
           – Во-первых, не комка, а компьютера. А во-вторых, откуда ты знаешь эти слова?
           – Я не вчера родился. – Борис поправил прядь сбившихся волос точно тем же движением, что и я. – У нас с Люськой договор не делиться своими тайнами ни с кем. Но ты же меня не выдашь?
           Я смотрел на сына, видимо, такими круглыми глазами, что он вдруг скомандовал:
           – Моргни. – И застыл в недоумении.
          После нескольких секунд неловкого молчания я его так с опаской спрашиваю:
           – Значит это ты забрал ластик? И для каких целей?
           – Ты что не знаешь? Он же волшеб-ный!!! Ну... – Он смешно замотал головой. – А мне мама всегда говорит, что ты умный. И как? – Борька развёл руками. – Слушай! Я дома проверял. Я писал Люське письмо по джимику. Я видел, как ты стирал дастиком буквы, и тоже стёрнул одну и вдруг сразу всё письмо исправилось по-взрослому. А Люся на меня обиделась. Сказала, что некрасиво просить папу писать вместо меня ей письма.
           Первое, что пришло в этот момент в голову: – “А мой ли это сын?” Индиго? Нет. Бред какой-то. Но я реально не знал, как реагировать. Ничего не сказав в ответ, я встал и пошёл в сторону дома. Борис сзади пыхтел, догоняя меня.
           – Никому не говори о нашем разговоре.
           Резко обернувшись, я проговорил почти шёпотом испуганному сыну:
           – Теперь у нас есть общая тайна. По рукам?
           – По рукам. А как же Люська? Мы поклялись не держать тайн друг от друга. А она мой лучший друг. – В его глазах было столько просьбы, что...
           – Ну, ладно... Дома разберёмся. Домой, домой. Пожалуй, проголодался?

III         

           Утро следующего дня выдалось пасмурным. Сегодня свободный от лекций день. Вставать не хотелось. В голове всё время прокручивается вчерашний разговор с сыном. Весь в меня, только слишком рано начал. Вспомнилось время, когда и я отцу не давал проходу вопросами, как он считал, не по возрасту. Но я был первоклашка, а этот шибко ранний. Улыбнувшись самому себе не без удовольствия, вскочил, как и в ранней молодости с кровати и, с привычным по тем времена кульбитом через ковёр, выскочил из спальни.  Жена уже что-то стряпала на кухне. Её работа начиналась в восемь, а четверым нужен завтрак.
           – Привет, дорогая, – чмокнув её в оголённое плечо, прошмыгнул в ванную.
           – Что это ты так рано. У тебя ещё целый час понежиться.
           – Хочу пробежаться. Кровь застыла в венах.
           Лора недоумённо пожала плечами. Ой, здесь что-то не так.
           – Бегать будешь один или как? Подними Петра. Ему это тоже не помешает. Разленился парень.

           Пётр, старший сын, заканчивал школу. Отличник. Гордость матери. Тоже любил побегать, а вот последний год разленился, ссылаясь на выпускные экзамены и вероятные вступительные экзамены на энергофак, факультет робототехники.
           А моя радость – Наташка. Наталья Эдуардовна. Дочурка, третьеклассница. Смешливая девчонка, вечно вращающаяся возле меня, когда я за компьютером. Правда, сам компьютер её не интересовал совершенно, но во мне она видела сверстника, когда мы разговаривали на её дамские темы. Льстило, что со мной, а не с мамой.

           – Вставай, лежебока. Быстро, время не ждёт.
           Пётр вскочил, не понимая, что происходит, не очнувшись ото сна.
           – Пап, в чём дело? Что, бегать. Не хочу. Дай поспать.
           – Давай, давай. Вставай лежебока. Есть серьёзный разговор.
           Через три минуты они уже сидели на той же скамейке парка. Сын, ещё не проснувшись, пытался как-то себя расшевелить взмахами рук.
           – Отец, что с тобой?
           – Ты не видел инструкцию к компьютеру? Я не смог её найти поздним вечером. Не хотелось тебя будить.
           – Что это ты вдруг. Она стоит в секретере слева от словарей. А зачем она тебе? Ты никогда не интересуешься инструкциями.
           – Нет её там. Весь твой бардак на полках привёл в порядок, но её там нет.
           – Спасибо, теперь я ничего не смогу найти. Зачем она тебе? Обычная. Ни о чём новом не вещающая брошюрка. Я её пролистал. Все они одинаковые. Идём, я тебе её покажу.
           – Все, да не все. Побегаем, пока мама не ушла. Дело есть.

           Сразу после ухода жены, я собирал Борьку в садик. Он был чем-то озадачен, но не хотел подавать и виду от возникших проблем. Он всю дорогу держался за руку. Кисть его была напряжённая, но он ни о чём не спрашивал. Только изредка пытался поймать мой взгляд.
           – Пап, помни о нашей тайне, – прошептал мне на ухо, прощаясь. – Дай пять.

          Во время отсутствия отца, Пётр раставлял на полках книги, брошюры, одиночные листы в порядке необходимости. Отец, что и мать. Лишь бы было чисто.
           – И кому нужна эта инструкция? – Внезапно взгляд Петра выделил корешок неизвестной книги на самой верхней полке. – “Постигая Agile”*. –Он достал её и, сев на тахту, забросивши ногу на ногу, стал её перелистывать с видимым интересом. На одной из страниц остановился.
           – Так вот над чем задумался отец. Интересно. Очень интересно. Программное обеспечение. Действительно, наш комок не прост. Где же инструкция?
           В его голове, наконец, соединились принципы быстроты реагирования Agile и адаптации к внутренним изменениям даже в программном прогнозировании.
           – Всё! Решено. Иду на робототехнику. Папа, подойди ко мне, – обратился он к отцу, открывшему дверь, засунув книгу под подушку на тахте

*“Постигая Agile” – набор методов и практик для гибкого управления проектами в разных прикладных областях, от разработки ПО до реализации маркетинговых стратегий, с целью повышения скорости создания готовых продуктов и минимизации рисков за счет итерационного выполнения, интерактивного взаимодействия членов команды и быстрой реакцией на изменения. – Не так чтобы и очень сложное понятие. (Примечание автора)

IV

           Но в комнату вошёл незнакомец. Осмотрев все книги в секретере, повернулся к Петру.
           – Верни не свою книгу. Или я не отвечаю за твоё будущее. – Он смотрел на Петра цепким, проницательным взглядом. – Где книга?
           – Петя, почему дверь открыта?
           – Ты еще пожалеешь. – И растворился.
           – Почему ты... – Я осёкся, глядя на сына. – Что произошло за эти несколько минут? Ну, что ты молчишь? – Пётр, не моргая, смотрел на меня выпученными глазами. Потом достал книгу из-под подушки и протянул мне.
           – И что? Я её купил пару месяцев назад. Интересная книга. – В самом конце в неё была вложена инструкция для компьютера. – А как она здесь оказалась? Ты мне скажешь что-нибудь, наконец? Иди, освежись в душе. – Сказал я безо всякого подвоха.
           Пётр послушно встал и направился в ванную, не оглядываясь. Послышался звук мощной струи душевой лейки.
           – Что всё это значит? – В голове роились в беспорядке воспоминания последних дней. Ластик, Борька, теперь этот, глухонемой. Не могу сосредоточиться. Вероятнее всего, всё связано между собой.
           – Пап, – Петр вернулся весь растрёпанный после холодного душа, который, наконец, вывел его из оцепенения. – Перед тем, как ты пришёл, в комнату зашёл мужик, лет сорока, в длинном чёрном плаще и в чёрном старомодном цилиндре. Он осмотрел все полки секретера быстрым взглядом и потребовал от меня эту книгу. А я её предварительно положил под подушку, пряча от тебя. Но когда ты открыл дверь и меня окликнул... – И он со всеми подробностями и своими страхами поделился со мной о случившимся.
           Пока он рассказывал, я безо всяких на то предположений случайно увидел дату издания и заёрзал на стуле.  Всё-таки, выслушав взволнованную тираду сына, молча протянул ему книгу.
           – Ты только взгляни.
           – Но этого не может быть. Ейск 2035г. И она такая зачитанная. Где ты её купил?
           – Где-где? – Теперь уже я сам стал как бы заикаться. – В букинистическом, рылся. В старых рукописях. Но у неё была другая дата. Я точно помню: NY 1966 год. Перевод. Детгиз 1971. Нет, но это абсолютно точно. У меня хорошая память. Ну, Боря?! Маленький, да удаленький. Я сейчас его заберу из сада, и нам будет очень интересно с ним побеседовать.
           – С кем? С Борькой? Пап, ты... Ты о чём?
           – Иди пока позавтракай, а я быстро его заберу. Я ему давно обещал зоопарк.

V

           – Ну, вундеркинд, делись, что ты в тайне от нас нашёл на компьютере. Да не смотри ты так на брата. Это наша тайна на троих.
           – Ты мне обещал никому не говорить. А он у меня два раза забирал компьютер. Я ему не верю. – Борька, надувшись, поспешил из комнаты.
           – Боря, Борик, я так больше не буду и отдам тебе свои два часа. Честное слово.
           – Ну, хорошо. Только я не знаю, куда делся ластик.
           – Он сам вернулся, – поцеловав Борьку, усевшегося у меня на коленях, положил ему на руку ластик.
           – Это не тот ластик. Здесь головка чистая и ножки одинаковые. – Я даже не мог предположить за Борисом такую наблюдательность. – А тот ластик я покрасил. Волосики нарисовал.
           – А где инструкция от компьютера?
           – В книжке.
           – В какой?
           – Вон в той. Вы уже её нашли. Зачем спрашивать?
           – Что значит нашли? Ты бы не смог её поставить так высоко.
           – А я и не ставил. Где правильный ластик?
           Я протянул его своему, как я считал, несмышлёнышу. Он взял книгу и уселся с ней за секретер. Нашёл какую-то страницу и дотронулся до неё, наверное, в определённом месте. Потом уселся снова на мои колени.
           – А комок можно включить?
           – Ты же взрослый. Тебе всё можно не только в своё время, но и когда компьютер не занят.
           – Это не я сказал! – Довольный Борис включил компьютер и зашёл на свою страницу. К нашему удивлению она вся пестрела множеством файлов. Точно, не менее двадцати. Пока я удивлялся, он для открытия одного из файлов использовал достаточно длинный код. На экране появилась страница книги и силуэт ластика. Так вот зачем у него разной длины ножки. Я с Петром, можно сказать, не дышали, следя за малышом. Боря приложил ластик к странице. Он словно прилепился к ней. И напечатал что-то невразумительное: С12-П3.
           – Всё!
           – Что всё?
           – А где книжка? – Спросил я, поймав отлетевшую резинку.
           Петр было хотел взять её, только что лежащую рядом, но она пропала. Он посмотрел на меня примерно так же, как и я на него: с полным недоумением.
           – Книжка где? Не дури мне голову. – Борис, улыбаясь мне, рукой указал на полки. Книга стояла на том же месте, где нашёл её Пётр.

VI

           Нет надобности рассказывать о моём с Петром состояниях, тем более, что всё, что пытался показать Борька, не имело никакой логики. Вечером, когда он уснул, мы как двое воришек забрались в его файлы. Этот маленький вундеркинд оставил нас с носом. Всё закрыто, и поиски пассвордов, естественно, были глупым занятием.
           Следующие два дня надо было выждать, пусть даже нездоровый интерес к компьютеру и подогревал. Я провёл на нём массу времени. И никаких позывов к ясности понимания хотя бы чего-нибудь.
           Наконец, на третий день, когда Пётр ушёл в школу, я подошёл к сыну.
           – Ну, что? Посвятишь только меня в свои тайны?
           – Ок, я уже видел твои мучения. Люська сказала: – “Делись. Всё-таки не твой комок.” Пойдём. – И с гордо поднятой головой отправился в кабинет. Компьютер в его руках работал совсем в ином режиме. Он постоянно применял резинку. Вернее, касался ею между командами, которые и командами-то не назвать. Но экран на них реагировал непонятным образом. Конечно, всё что он делал, было игрой воображения этого шпингалета, ростом чуть выше крышки открытого секретера. Забавное зрелище: малыш управляет компьютером, а его великовозрастный отец, профессор в области паранормальных явлений и программного обеспечения, сидит рядом, ничего не понимая, с полудурацкой улыбкой.
           – Борь, а ты можешь для меня открыть свои пассворды. Мне как специалисту это очень интересно.
           – Странный ты?! “боря”, естественно. Возьми, попробуй.
           Я склонился над ним и, взяв наугад файл, попытался открыть. На экране – “ошибка”. Борька явно забеспокоился.
           – Отойди, я сам. Проделав в том же порядке всю операцию, открыл файл. – Клавиатура работала только с его отпечатками пальцев!!! Невероятно.
           – А Люся может открыть файлы? – Спросил я, ожидая ещё один сюрприз.
           – Нет, её компьютер не слушается. Она сказала, что это потому, что мужчина в семье главный. – Он посмотрел на меня такими чистыми глазами, как когда-то его мать на меня за день до свадьбы.
           – У вас что, уже всё решено???
           – Да. Только ждать долго – школа, институт. Но она сказала, что женится на мне, и мы вместе будем строить карьеру. Так можно? И ещё она сказала, что побьёт любую девочку, которая захочет со мной играть. Поэтому я ни с кем больше не играю.
           – Тебе, наверное с ней интересно. Мне так кажется.
           – Даже не знаю. Вокруг много девочек красивее Люси, но они такие какие-то не такие. Глупые. Ничего не понимают в компьютере. – Он почесал от досады голову. – Ты знаешь, я давно хотел попросить тебя дать несколько уроков каких-то там ненормальных явлений, как своим ученикам в распиратуе.
           – Кому-кому?
           – Ну, этим, которые хотят быть как ты. Дядя Миша и тётя Аглая. Что за имя? Аглая – это от слова наглая?
           – Откуда ты знаешь это слово. Боря, так некрасиво говорить.
           – Люся сказала так одной девочке, Кате: – “Ты не наглей, у тебя есть Серёжка.” А потом объяснила, что это значит.
           – Интересно. И как же она объяснила?
           – Очень просто. Сказала, что её мама так сказала папе по той же причине. Только, что значит “по той же причине” я не знал. Но твой компьютер мне всё объяснил и сказал, что так просто бывает.
          Да, дела. Этот обойдётся в воспитании и без родительского надзора.
          – Всё, пойдём гулять, ты, наверное, устал.

VII

          Вечером Пётр поинтересовался, что же я всё-таки узнал. Значит, у него были свои планы на компьютер. Знать бы, какие.
          – Папа, колись, что ты выпытал у нашего смышлёныша? – В голосе послышался неизвестный ранее тон – некоторая зависть и, как ни странно, уважение. Мне очень интересно. – Сегодня всю ночь снился тот странный мужик в старомодном котелке.
          – Ты знаешь, много интересного. Главное, что всё не связано с компьютером. Он им пользовался как справочником по жизненным вопросам. Я никак не мог понять последние дни, откуда в нём такая рассудительность. Боря совсем не такой, какие мы с тобой были в его возрасте. Лет на восемь-десять старше. Просто его словарь ещё беден, но выражается, как взрослый.
          – Пап. А что о компьютере? Что он в этом понимает? Странно и очень удивительно. – Пётр пожал плечами, явно неудовлетворённый ответом.
          Всё рассказать... Или пока не вводить сына в курс дела, пока сам не разберусь.
          – Хорошо. Но только то, что я тебе расскажу – никому. Это не он играет с компьютером. Это компьютер руководит его желаниями. – В глазах Петра проскочила искра непонимания. – Файлы открываются только его отпечатками пальцев. На мои не реагируют. Больше того, он создаёт ему внутренний настрой. Когда Борик зашёл в один из файлов, его поведение круто изменилось. Один из файлов был специально мной оставлен открытым. При моём прикосновении файл моментально закрылся, и я почувствовал слабый электрический разряд. Что всё это значит, даже и не догадываюсь. А спросить Бориса пока не решился.
         
          Пётр подошёл к компьютеру. Потрогал ластик. Обыкновенный ластик, как и все. Он окинул секретер глазами: на первой полке лежал неправильный ластик. Сняв его с полки, приложил их друг к другу. Контуры оказались разными.
          – Не пойму. Почему второй не работает. Папа, где ты его нашёл?
          – На обеденном столе. Ну-ка, дай-ка их мне.
          Я внимательно осмотрел ластики и, развернув один из них на сто восемьдесят градусов, совместил. В тот же момент раздалось два взрыва: один в моих руках, забрызгав их какой-то серой пылью, второй внутри компьютера. От неожиданности я чуть не упал со стула. А вот Пётр реально упал на диван.
          – Он сказал: ты ещё пожалеешь. – Гримаса на лице выдала весь ужас им пережитого около недели назад. – Я не сказал тебе его последних слов.
          Но я их и сейчас не слышал. Главный вопрос: что я скажу сынишке? Что я наделал?
          – Где отвёртка? – Я открыл ящик секретера. Слав богу, она здесь. Нервно стал откручивать всего два винтика от боковой панели. Снимаю... и...
          – О, Боже! Смотри, здесь всего одна микросхема?! И дырка в ней.  – В остальном ящик оказался пуст. Ни проводов, никаких следов от чего-то ещё неизведанного. Только на схеме надпись: Laboratory at the research center of Yeisk. 2035г.

Август 2020