Brooke Shaden

Алексей Стенин
Brooke Shaden (1987 - …) – американский фотограф.

«Во мраке есть красота. Передача этой идеи и есть причина моего творчества»
Брук Шэйден

Как все начиналось
В провинциальных городках мечты либо манят за собой вдаль, либо всецело овладевают человеком. Таков и Ланкастер, что в штате Пенсильвания, разделивший взгляды на будущее у сестер Шэйден. «Будучи ребенком, я постоянно слышала, что сестра хочет уехать жить в большой город – вспоминает Брук. – А я чувствую привязанность к природе, хочу, чтобы она окружала и дополняла меня и не хочу жить в суете окружающих меня людей, посреди зданий, закрывающих деревья».    
И почему же юной Брук не было скучно?
«Я по-особому вижу мир. Постоянно. Я всегда чувствовала, что мир был бы интереснее, если бы он сохранял определенный оттенок и если бы некоторые места на нашей планете остались неизмененными, если бы гардероб не зависел от текущего времени. Я создаю то, что я хочу видеть в мире» - видимо, эти слова фотографа можно счесть за ответ.
Неудивительно, что в шесть лет Брук хотела стать писательницей, а повзрослев, - преподавать литературу и публиковать книги. Она стала много писать, чтобы найти себя. Эти мечты привели ее в Филадельфию в Университет Темпл (Temple University) для изучения английской литературы. Кроме того, Брук специализировалась в кинопроизводстве, которое открыла для себя годом ранее. «В результате, я нашла идеальное сочетание повествования и изобразительного искусства» - подытоживает фотограф.
Уже в это время она пробовала снимать, на что вдохновил родной город. Но Шэйден была слишком пуглива, чтобы делать снимки где-то, кроме своей квартиры. «Спустя время, я стала покидать дом, чтобы встретиться с родителями, попутно снимая в округе. Но времени для этого было мало, поскольку надо было возвращаться назад» - рассказывает фотограф. Курсы по фотографии также не вдохновили ее.
До сих пор самым ярким воспоминанием фотографа остается «полет в небо, прежде чем я потеряла свои крылья в возрасте 5 лет», а больше всего она боится китов.
И у такой «невероятно встревоженной, мощной маленькой творческой души» (как говорит о себе Брук) должен был быть свой непростой путь.
«Я всегда считала себя недостаточно умной – признается фотограф. - Со временем, пришла к выводу, что я – это смертельная комбинация упертости и нешаблонности, следовательно, мне нужно обучаться путем проб и ошибок».
Поэтому неудивительно, что получив в 2008 г. степени бакалавра по английской литературе и кинопроизводству, Брук согласилась на предложение друга вместе сделать свои автопортреты. «И так все началось. Я собрала все, что знала о себе, писательстве, съемке фильмов и направила это на создание отдельных изображений, которые освещали мою душу огнем. С тех пор я влюбилась в фотографии и нескончаемые способы, которыми я могу поделиться своей историей» - рассказывает фотограф.
В этот момент Шэйден поняла: «…моя любовь к визуальному повествованию может быть полностью выражена одним снимком, а не целым фильмом, а моя любовь к символизму в литературе также может стать частью фотографирования».
Итак, у Брук Шейден началась карьера фотографа художественной автопортретной съемки.

Отказ от идеального снимка
До сих пор Брук Шейден для работы не требуется много снимков.
«Я не верю в идеальный снимок! Когда я делаю автопортрет, то стараюсь не видеть себя. Когда я удаляю из уравнения себя со всей присущей мне суетой, то перестаю беспокоиться о том, как выглядит мое тело или понравится ли мне мое собственное изображение. Вместо этого я иду за эмоциями и движением и, если все правильно, я принимаю снимок таким, каким он получился. Я никогда не бываю совершенной» - иронизирует фотограф.
Кроме того, прежде чем взять в руки камеру, Брук обстоятельно и долго планирует, что включает в себя создание истории персонажа и все технические особенности снимка.
«Перед съемкой  важно знать все аспекты того, что я создаю: визуальный, тематический, символический – рассказывает Брук. - Я никогда не любила делать снимки в качестве хобби. Мне нравиться конечный результат, при этом сам процесс его открытия может быть просто потрясающим. В основном же, мне нравиться фантазировать о концепциях».
«Живописный, мрачный, эзотерический, сюрреалистический, сказочный, сюжетный» - так видит свой стиль Брук Шэйден.
Итак, без готового образа фотограф не приступает съемке.
«В среднем на идею тратится, по крайней мере, час; обычно неделя уходит на разработку истории, что стоит за идеей и механизма ее воплощения – рассказывает Брук. - Иногда я делаю снимки «на лету», а иногда, прежде чем почувствовать, что идея готова для воплощения в кадре, я обдумываю ее в течение года».
Пост-обработка занимает важное место в работе фотографа: «Я поклонник любого метода, который станет наиболее забавным, и чрезвычайно наслаждаюсь редактированием снимка».
При этом Брук сетует: «…при наличии времени, я бы тратила его на подбор реквизита, одежды, чтобы непосредственно снимать полученный результат».
С технической точки зрения она старается максимально упростить процесс съемки, чтобы полностью сосредоточить свою энергию на повествовании и опыте.
Создание образа становится для фотографа мотивирующим фактором: «Я часто расстраиваюсь от того, что не могу что-то изобразить, и разбитие этой стены непонимания – мой самый большой вызов» - заявляет Брук.

Вдохновляющий мрак
Итак, Брук Шэйден признается: «Я действительно прикладываю много усилий для создания образа, который сможет вести диалог с самыми разными людьми. В тоже время вместе с этим образом я делюсь с миром частью себя, что приносит удовлетворение чему-то внутри меня, что требует высвободиться».
Так, что же в фотографе требует заявить о себе всему миру?
«Во мраке есть красота. Передача этой идеи и есть причина моего творчества» - бесхитростно отмечает Брук.
«Я люблю работать, отталкиваясь от какой-либо  темы. Символы и темы: о них я люблю читать и находить их искусстве - так я классифицирую свое вдохновение. Меня всегда тянуло к мраку и красоте, так что эти темы я изучаю постоянно. Мне также нравятся темы увядания и перерождения – они часто  возникают в моих работах. Оттолкнувшись от темы, я понимаю, как визуально изобразить ее и в этом процессе рождается образ.
Мне кажется, что вдохновение никогда не покидает меня, но только это не всерьез, потому что я все еще не чувствую, что могу управлять посланиями, которые хочу донести до окружающих. Знание того, почему вы создаете, того, как вы хотите воздействовать на других дает бесконечное вдохновение, потому что вы всегда пытаетесь достичь этого идеала в том, как донести ваше послание до окружающих именно так, как оно должно быть сообщено» - комментирует фотограф.
Кроме того, близость с природой стала частью личности фотографа, его образного мышления. «Природа не столько является фоном для образов, сколько еще один способ вовлечь персонажей в повествование» - поясняет Брук Шэйден.
В одной из серий работ прослеживается тема поиска.
«В этих образах зачастую персонажи что-то ищут: в книге, облаках – поясняет Брук. - Иногда герои просто вбегают в неизвестность. Мне нравиться эта тема, поскольку она так изящно связана с людьми. Мы все постоянно ищем что-то новое, надеясь, что с этим открытие придет великая радость или понимание».
Особое место в работах фотографа уделено подводной съемке, которая до сих пор вызывает у нее беспокойство.
«Погрузиться в мир, который не является нашей естественной средой существования – это настоящая привилегия – делится впечатлениями Брук Шэйден. - Аквалангист может ощущать себя частью воды и, одновременно, неуместной ее частью. Точно также я чувствую себя, когда разглядываю свои подводные снимки – я вижу место, в котором не могу существовать, но, одновременно, ощущаю себя частью этого места».
Но более всего внимания уделяется теме плена, как вызову свободе.
«Меня всегда восхищал образ невольничества, неспособности вырваться на свободу. В возрасте 11 лет мой школьный класс отправился на выставку в музей. Каждого ученика просили выбрать понравившуюся картину и написать что-нибудь о ней. Я выбрала фотографию, на которой была изображена только мужская рука, скованная веревкой. Для меня это стало самым провокационным изображением и мне нравилось, что оно передавало о чувствах этого человека, лица которого я не видела.
Я выбираю темы рабства и плена, потому что люблю представлять персонажей, перед которыми стоит выбор: вырваться на свободу или потерпеть неудачу. Добавление в образ искаженного стрессом тела привносит в работу повествование и дает ощущение беспокойства. С помощью физической связи – ткань, веревка или пряжа – возникает внутренняя борьба. Эти элементы делают мои работы сюрреалистичными, но при этом каждый из них намекает на более глубокую историю, которая не должна толковаться буквально».
При всей своей мечтательности, Брук Шэйден не оставляет поднятые темы в творческой сфере, а работает над их разрешением в практической жизни.

Мечты и реальность
Претворение свободы в жизнь началось у Брук Шэйден с семинара по фотографии для женщин, которые пережили работорговлю и находятся в приютах Индии. «С тех пор каждый год я отправляюсь в Индию, чтобы проводить этот семинар, уделяя особое внимание автопортретной съемке и рассказу собственной уникальной истории – рассказывает фотограф. - После второй такой поездки, мне показалось, что необходимо делать нечто большее. Поэтому я с организациями «Цветение» и «Новый свет» открыли школу фотографии, которая предлагает женщинам, проживающих в приютах, больше возможностей получить образование и сделать карьеру вне стен приюта. Они слишком часто оказываются на улицах ввиду отсутствия образования. Мы создали безопасное место, в котором можно получить знания и стать самостоятельным. Наша школа называется «Пространство света».
Также я работаю в приютах для животных (animal sanctuaries), поскольку являюсь страстным вегетарианцем и люблю всех животных».
С учетом этого, неудивительно, что в планах фотографа «максимально распространить доброту и вдохновение. В следующем году я создам свой первый фильм, который расскажет о том, как храбрость помогает преодолеть страх. Помимо этого, я работаю над романом и книгой о самопомощи. Также я планирую очередную ежегодную творческую конвенцию «Содействие страсти».
Брук Шэйден любит путешествовать не только в своих мирах. Не отдавая предпочтения конкретному месту, она особо отмечает Шотландию: «Это место, к которому я более всего привязана. Помню, как я стояла в поле, в котором абсолютно ничего не было, в то время как друзья просили вернуться в машину. А я просто продолжала стоять там с грязными ногами  в полном ужасе от всего окружающего меня. Это было неописуемо!» - восторгается фотограф.
Но своим домом она по-прежнему считает крошечный горный городок в Аризоне. «Недавно вернувшись из-за границы в свой город, я с новой силой полюбила его» - признается Брук.
Если первые работы автопортреты не были биографичными, то теперь Брук в поиске создании более личной серии связанных, концептуальных образов. «Теперь же я хочу глубже погрузиться в свою психику и изобразить ее» - делится планами фотограф.

Личные предпочтения
Брук Шэйден признается, что в своем творческом путешествии странствует не одна: «Художники прерафаэлиты всегда были рядом со мной от того, как они используют свет и цвета».
Любимая книга фотографа - «Дюна» (Френк Герберт), а фильм - «Лабиринт фавна» (Гильермо дель Торо). «Меня поражает удивительная работа оператора Гильермо Наварро (Guillermo Navarro), особенно то, как он передает цвета – поясняет Брук.
Иногда фильмы могут повлиять на творчество фотографа. «Я обожаю фильм «Искупление» и пересматриваю комментарии режиссера этого фильма снова и снова. В ленте действительно удалось создать красивое движение камеры и музыкальную динамику в каждой сцене» - делится впечатлениями Брук Шэйден.
Она любит научную фантастику особенно произведение «Доктор Кто!».
Фотограф а впечатляют  работы таких коллег, как:  Грэгори Крюдсон (Gregory Crewdson), Джеми Болдридж (Jamie Baldridge), Мэги Тэйлор (Maggie Taylor) и Джулия Фулертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten) и особенно Marico Fayre.
В музыке Брук Шэйден отмечает Agnes Obel.
«Ах, если бы я только могла петь, как она…или, вообще, петь»  - иронизирует фотограф.
Дискография:
1. Of Us Giants - Nova Scotia
2. Rastaban – Arise
3. Joyce DiDonato - In War & Peace ;
4. Marche Fun;bre - Into The Arms Of Darkness

Библиография:
1. «Interview: Finding Beauty in Darkness with Brooke Shaden»//Интервью опубликовано в интернет-издании «My modern met» 28.09.2015 г. Интервьюер - Sarah Ann Loreth.
2. «INTERVIEW: BROOKE SHADEN PHOTOGRAPHY»//Интервью опубликовано в интернет-издании «SAVAGE» 14.01.2015 г. Интервьюер – Chad Saville.
3. «Interview with fine art photographer Brooke Shaden»//Интервью опубликовано в интернет-издании «Photogrvphy Magazine & Grant» 26.02.2017 г. Интервьюер – Редакция.
4. «Special Interview With Brooke Shaden»//Интервью опубликовано в издании «Lens Magazine». Issue № 17 – «The wild side». Интервьюер – Редакция.
5. «Special Interview With Brooke Shaden. Magical world»//Интервью опубликовано в интернет-издании «Lens Magazine» 26.02.2017 г. Интервьюер – Редакция.