Francisca Pageo

Алексей Стенин
Francisca Pageo (1983 - …) – испанский фотограф

«Я верю в искусство как мощную силу эволюции». Франциска Пахео

Каждое творение влечет за собой тайну, из тех, что делает для нас невидимое видимым. Фрэнсис Бэкон определил это как случайность. Благодаря этим «счастливым случайностям» работы художницы сами становятся загадкой. Они похожи на потерянный рай, напоминающий нам об облаках и солнце, которые мы рисовали в детстве. Это место, где красота все еще может спасти нас.
Франциска создала свой собственный мир мечты, в который мы можем проникнуть только тогда, когда следуем за нашими желаниями. Как настоящее искусство, которое глубоко затрагивает нас, мы не можем постичь весь его смысл. Всегда остается нечто непознаваемое, которое мы могли бы назвать душой. Душа - это бессмертие. Ничто не вечно без этой тайны.
Нам нужно верить в другие миры, независимо от того, возможны они или нет; эта вера необходима, чтобы вернуть первозданную тишину. Нам нужно отключить свой разум, чтобы наши чувства заняли свое место. Нам просто нужно доверять своим эмоциям, как будто слова еще не придуманы. Ведь именно это определяет творчество Франсиски Пахео. По крайней мере, для тех, кто считает, что красота все еще может спасти нас от этих мрачных времен.
«Мне интересно  выплескивать человеческую психологию, интуицию и природу, которой еще больше. Нам нужно встречаться с собой больше, чем мы думаем. Я верю в то, что у нас есть  чувства, которые мы должны выразить, чтобы ощущать комфорт и спокойствие. Я верю в искусство как в мощную силу эволюции» - признается художница.
И эта вера возникла не сразу.
Искусство всегда существовало в жизни нашей героини. У родителей Франциски есть видеомагазин, и она с детства разбиралась в кино. Но свою увлеченность искусством она обнаружила только в старших классах на уроках рисования.
Франциска стала делать коллажи в 1994 г., когда была помощником фотографа в творческой студии. «На улицах я нашла много старых журналов, и моей первой мыслью была сделать из них свои журналы -вспоминает фотограф. - Будучи подростком, я писала статьи для журналов, и тут подумала, что создание визуальных дневников – это хороший способ выразить повседневные вещи, которые происходят со мной».
Таким образом, творчество стало отражением личности нашей героини.
Она с детства была утопистом. «Я всегда мечтала о более счастливом и прекрасном мире, населенном людьми, которые думают о своей жизни и о том, как они растут ... Создавая новые образы, я могу создать свой собственный мир. Люди часто говорят мне, что они чувствуют себя более спокойными и расслабленными после просмотра моих работ, и это уже меняет нашу напряженную жизнь. Так что да, я - утопист. Меня радует, возможность улучшить нашу реальность» - поясняет фотограф.

Техника коллажа позволяет Франциске не только улучшать реальность с помощью вымышленного мира, но и реконструировать ее. В рамках одного из своих проектов она на основе архивной информации о населении Касорлы за последние 50 лет, воссоздала новое видение местного населения (привычек, профессий и т. д.). Так в деревни появились тематические коллажи.
«Коллаж - моя любимая техника, потому что она помогает мне обрести покой и умиротворение во время работы, и я чувствую все эти эмоции ... Фотосъемка - это другое, будто чего-то не хватает. Коллаж, безусловно, дает мне большее удовлетворение» - поясняет артист.
Франциска работает над созданием анимационных коллажей.
Коллаж, использовавшийся в начале ХХ века как технический прием и за сто лет постепенно завоевавший самостоятельность, в последнее время превратился в один из трендов современного искусства, отражающих тенденции мейнстрима. Он давно преодолел границу сферы дизайна, ушел от формальных футуристических экспериментов кубизма и дадаизма, и все чаще встречается в творчестве актуального художников.  Игрой форм и плоскостей коллаж выражает не только идеи и мировоззрение эпохи, но и сам способ творческого мышления и поиска.
Фэнтези, эмоции, воображение или мир снов – такую комбинацию ищет перед каждой своей работой Франциска. «Мне нравится работать с этими терминами, потому что я считаю себя настоящим мечтателем – заявляет фотограф. - Я живу в мире снов, но я также вижу, как фатализм протекает в реальной жизни. Используя эти термины, я могу отражать магию, с которой я живу каждый день. Я думаю, что для художников важно показать собственные эмоции в своих работах, что позволяет им общаться с другими людьми».
Свои эмоции Франциска предпочитает выражать с помощью тактильных и аналоговых техник.
«В работе я - перфекционист, что, полагаю, отражается на моих проектах. В законченном произведении мне нужна гармония и пространство - комментирует Франциска. - Я думаю, что для моих проектов больше подходят аналоговые техники и приемы. Все мои цифровые работы имеют аналоговые манипуляции, без которых не стали бы такими, какие есть. Также я люблю работать руками, держать ножницы и наносить клей пальцами».
Без такой любви вряд ли смогли появиться на свет коллажи из природных объектов: ветвей, листьев, цветов – словно Франциска исследует возможности совместного творчества с природой.
Будучи самоучкой, Франциска Пахео сделала любопытство своим девизом.
С 2008 г. фотограф работает над созданием нового средства исследования: пинхол камера-книга-альбом, с помощью которого изучает, как воспринимать негативизм в индивидуальности. Проект называется «Добро пожаловать в мою комнату».
«Любопытство и артистическое самообразование – моя главная цель в творчестве. Я считаю эти вещи важными, потому что они приносят страсть в мою творческую и личную жизнь» - признается она.

Несмотря на утопические взгляды, наша героиня не отшельник, на ее творчество влияют природа, ландшафтные скульптуры и такие художники,  как Энди Голдзуорти (Andy Goldsworthy) и Уолтер де Мария (Walter de Maria), фотографы Масао Ямамото (Masao Yamamoto) и Франческа Вудман (Francesca Woodman), а также тексты очерков. Она восхищается такими психологами, как Джеймс Хиллман (James Hillman ) и Стэнли Криппнер (Stanley Krippner), а также писателями-натуралистами - как Генри Торо (Henry Thoreau). В мире кино одни из моих любимых режиссеров - Андрей Тарковский и Уэс Андерсон (Wes Anderson).
Свое творчество фотограф раскрывает в самых разных сферах деятельности.
Франциска Пахео работает соредактором и арт-директором в  журнале D;tour,  является членом феминистского коллектива Mujeres con Pajarita, пишет рецензии на книги.
Она провела творческие  мастер-классы по фотографии/коллажу в Distrito Art;stico, Fnac-Murcia, CAMON, San Solorea Art Residence, Liv'in The Room, Ilustra-Sevilla & Horno de Luz, а также читала лекции и рассказывала о творчестве и визуальной культуре на фестивалах SOS 4.8 (2012) и Inspira (2013), работает над видео на музыку N;hn. Фотограф стала автором множества книг, плакатов и, конечно же, обложек музыкальных альбомов.
«В краткосрочной перспективе я хотела бы продолжать экспериментировать с видео и анимацией, чтобы улучшить свои навыки в этой области. В долгосрочной перспективе я хотела бы сделать театральный реквизит: разрезать/сложить/вставить гигантские картонные конструкции и создавать новые миры на сцене» - рассказывает фотограф.
Однажды Франциска призналась, что если бы в нашем мире не было искусства, то она стала бы странником, путешествовала бы по миру.
Невозможно сказать, может ли человек жить без искусства или мечты. Но искусство реформируется а, мечты рано или поздно разбиваются. Эти осколки разбросаны повсюду на нашей Земле. Кажется, что свой утопический идеальный мир Франческа Пахео создает именно из таких осколков: обрывки желаний, страстей, надежд и грез, вырезанные из газет, журналов, плакатов и книг. В руках художницы эти немые свидетели обретут язык и новую историю, на основе опустошенности и тлеющих страстей.
На своем сайте Франциска цитирует поэтессу и прозаика Мину Александер (Meena Alexander): «Я поняла необходимость красоты, атмосферы безмолвия и пустоты, несмотря на которые может расцвести воображение».
А пока идут мрачные времена, фотограф пишет автобиографическую книгу, которую хочет опубликовать, когда «станет по-настоящему старой».

Воочию увидеть работы Франциски Пахео могли жители Санкт-Петербурга смогли в 2011 г. в рамках совместной выставки фотографа с российским художником Павлом Братом в галерее Art Re.Flex.
Этот проект двух молодых авторов, демонстрирует редкое совпадение подходов к технике и выразительным особенностям коллажа, свойственное, как может показаться, представителям одной школы. Однако художники встретились только накануне выставки, а познакомились в духе компьютерных романтических историй через Интернет, в сообществе коллажистов.
Название выставки придумано по принципу межъязыкового каламбура. «Son sue;os» дословно переводится с испанского как «Это есть сны». Только для русского уха слово «сон» более созвучно с формой испанского глагола «быть» - «son» (они есть), чем с «sue;os» (сны). Получается, что «Сон снов» не только видение, но и бытие. Мы привыкли, что в инореальности коллажа и сна образы переплетаются, выхваченные из действительности детали свободно сочленяются или плавно микшируются. Художники пошли дальше этой метафоры и за лежащим на первом плане сравнением увидели внутреннюю логику коллажирования и сновидчества.
Павел и Франциска отказались от популярного среди коллажистов нагромождения образов, склеенных из кучи мелких деталей, и дадаистской эстетики случайного сочетания. Они предпочли четкую архитектонику произведений с вымеренным и продуманным соединением нескольких крупных фрагментов, которое при увеличении формата могло бы выглядеть почти плакатно. Они оперируют яркими, лаконичными, свободными от лишних наслоений образами, ориентированными на метафизику. Для них коллаж – внятное и чистое высказывание.
В экспозиции эти коллажи-фразы объединены в целостный текст и выстроены в общую инсталляцию. В ней читаются прямые указание и незашифрованные намеки на пространство спальни, но, по сути, это изображение системы проникновения снов и идей из платоновского мира вечных сущностей в земную реальность. Ложе, занимающее центр зала, со своеобразным коллажом из стеклянных осколков, - горизонтальный портал, из которого просачиваются сновидения. Сквозь трещинки, образовавшиеся под напором рвущихся к нам сил, сны пробираются наружу, расползаются по прикроватным плоскостям, карабкаются все выше и выше и, наконец, преодолев земное притяжение, воспаряют в состоянии невесомости. Для пущей наглядности сны-коллажи пойманы и зафиксированы стоп-кадром, как если бы Снежная королева за секунду вморозила их в стеклянный лед, из осколков которого надо сложить слово «Вечность». Пространство галереи само становится подобным коллажу, где надо мыслить фрагментами и ощущать пустоту между ними, как элемент значения и заданный ритм. Стратегию восприятия задают повторяющиеся, как сон с вариациями, мотивы и чередование форматов единообразной серии работ Франциски и разноразмерных коллажей Павла Брата.
В коллажах Франциски чувствуется больше мягкости и женственности. Она обращается к небесной сфере, работает с образами планет и созвездий, но в эти холодные дали и «звериный гороскоп» вписывает «человеческий фактор»: женское лицо, фигуру купальщицы, ребенка, пастушка с флейтой… Доминируют синий и фиолетовый – спокойствие и скрытая тревожность. Духовное родство творчества художников на лицо, как и то, что «рисование ножницами» не только заняло должное место в системе арт-ценностей начала XXI века, но и вошло в сложные синтетические формы современного актуального искусства.

Дискография:
1. Alondra Bentley - Solar System (2018)
2. Mina Qiu –La extranjera
3. Bruno Sanfilippo ;– Lost & Found (2017)
4. Omrr ;– Devils for my Darling (2017)
5. Altadore ;– Opal, Luna, and Hymm (2016)
6. Bryan Eubanks ;– The Bornholmer Suite (2014)
7. Poolar – Invisible (2013)
8. Locoto ;– Awakine (2012)
9. Lidia Guevara -Memoria de Elefant (2011)
10. Various ;– Hope's Not Lost (2011), Camomille Music
11. P;jaro Jack - En los d;as de Calor (2010)
12. He;ctor Rey - Linea Maginot (2010)

Библиография:
1. «Francisca Pageo: paper and scissors that rock»//Интервью опубликовано в интернет издании Parallel Planets 01.10.2013 г. Автор - Erin N;ir.
2. «Francisca Pageo - Dreamy Cut & Paste»//Публикация в интернет издании «METAL». Автор – Israel Ferna;ndez.
3. Отзыв на статью «Выставка «Франциска Пахео (Испания) и Павел Брат», Санкт-Петербург»/ Опубликовано в интернет-издании «Афиша». Отзыв размещен 21.06.2011 г. Автор отзыва - Артем Магалашвили – куратор проекта, арт-критик, к.ф.н.
4. Персональный сайт Франциски Пахео franciscapageo.es