Глава 26

Бродяга Посторонний
Когда Лиза вернулась в кабинет своей Старшей, миссис Эллона Мэйбл сидела на диване. На коленях у нее лежала та самая книжка, ее же собственного дневника. При этом, выражение лица молодой женщины было… весьма нервное и даже, несколько, недовольное.

Ну что же, это было вполне ожидаемо. Как говорится, без сюрпризов… психологического плана.

Завидев вошедшую, миссис Эллона Мэйбл молча хлопнула ладонью справа от себя. Лиза охотно подчинилась этому молчаливому приказу, пристроившись на диван почти что рядом с нею.

Почти – в смысле, так, чтобы между их ногами была обозначена дистанция в полфута. Девочке, почему-то, показалось, что так будет правильно.

- Ты не только прочитала то, что я писала для тебя, но и сподобилась там же мне ответить, - эти слова ее, Лизы, Старшая произнесла достаточно спокойным тоном, не осуждая свою воспитанницу и не гневаясь на нее, просто констатируя факт.

- Да, - Лиза не стала отрицать очевидное.

- И ты еще… кое-что сделала с моим дневником, - продолжила молодая женщина серию своих утверждений, безошибочных и точных.

- Да, - подтвердила девочка ее слова.

- И сейчас… То, что ты оттуда вырезала, находится в измельченном состоянии, где-то там… на дне канализации, - сделала ожидаемый вывод ее Старшая.

- Да, - Лиза снова произнесла это самое слово – в третий раз соглашаясь с рассуждениями и выводами хозяйки дома сего.

- Могу я задать тебе нескромный вопрос? – осведомилась миссис Эллона Мэйбл. И, не дожидаясь ее реакции, продолжила:
- Ты сделала там… свои дела… До или же после того?

- После, - честно призналась девочка, и добавила торопливо:
- Но прежде… Я смыла. И там ни одного клочка не плавало! Я проверяла!

- Как трогательно! – Элли произнесла это с легкой усмешкой – скорее грустной, чем иронической. И это настораживало! – Ты, вроде бы как проявила вопиющее неуважение к моему волеизъявлению! Но в итоге, ты все-таки срезала градус собственного твоего цинизма! Хотя бы так… самую малость!

- Я… только потом сообразила, что это выглядело некрасиво, - Лиза почему-то не оправдывалась. Она просто поясняла совершенное.

- А когда, наконец, сообразила… ты устыдилась? – уточнила молодая женщина.

- Нет, - просто ответила Лиза.

- Ну… хотя бы честно, - вздохнула ее Старшая.

Далее, миссис Эллона Мэйбл изобразила рукой своей жест, обозначающий нечто вроде: «Ладно, проехали!» - во всяком случае, Лиза поняла его именно так! А потом… молодая женщина раскрыла свой дневник на крайней записи – той самой, которую девочка внесла туда своими собственными руками несколько ранее.

- Ты хорошо подумала, когда написала здесь именно это? – осведомилась она у своей воспитанницы.

- Я все обдумала, - ответила Лиза.

- Тогда… - Элли вздохнула и протянула ей свой дневник. – Будь любезна, озвучить ту самую глупость, что ты там сегодня соизволила написать, - сказала она. – И потом, если захочешь… можешь прокомментировать, обосновать… Или же полностью отказаться от своих слов и… переиграть расклад. Еще один шанс оставить меня… Советую им воспользоваться!

Такие слова произносили уста миссис Эллоны Мэйбл. А вот взгляд ее…

В общем, смотрела она теперь прямо перед собой. Хотя, собеседница находилась от нее справа. И это говорило о многом. Вернее, обо всем…

Лиза в ответ пожала плечами. Потом приняла от Старшей дневник и, держа его перед собою, прочитала вслух то, что она же написала там ранее.

***

«Дорогая Элли! Я счастлива благодарить тебя за вчерашнее посвящение! Я говорю тебе ДА! Это значит, что я подтверждаю мой выбор! Я хочу жить с тобою, в твоем доме, по тем самым правилам, на тех самых условиях, которые ты установила мне вчера.

Я тебя люблю!»

***

Закончив чтение, девочка закрыла дневник, положила его к себе на колени и с видимым смирением стала ожидать реакцию на него своей Старшей.

- Ты еще кое-что написала там, - заметила Элли. – А именно, свое имя, фамилию и еще… забавный росчерк-сигнатуру. Ну и дату… сегодняшнюю.

Она сделала паузу, вздохнула и добавила:
- То есть, ты обозначила некую видимость… надлежащего волеизъявления, отсылающего к нашим вчерашним договоренностям.

- Почему это, «видимость»?

Эти слова девочка произнесла особым серьезным тоном голоса – четко давая понять своей Старшей, что шутки кончились.

- С точки зрения мирового судьи, который назначил меня твоим опекуном, подобное волеизъявление письменного рода, обозначенное тобой на бумаге, не считается действительным, - пояснила ей Элли свое мнение.

- Я не собираюсь показывать это судье, - отозвалась на ее замечание Лиза. – Это наши с тобою дела. Его они не касаются.

- Дерзко! – сказала Элли – опять-таки без улыбки на лице.

- Еще нет, - сказала Лиза.

- Ого! Намечается нечто более резкое?

Элли наконец-то повернула голову в ее сторону. Она с неподдельным интересом взглянула на свою воспитанницу, явно намекая на желательность продолжения спича.

- Ты хотела, чтобы я была эгоисткой и поступила так, как нужно именно мне. И еще предложила, если что, шантажировать тебя теми твоими записями… Которые я только что порвала в мелкие клочки и утопила в унитазе, - эти слова ее подопечная действительно, произнесла дерзко, и даже агрессивно! – Так вот, в моих интересах сделать так, чтобы таких бумаг - унижающих тебя, вредящих тебе! – не было в природе! И если ты снова озаботишься приготовлением чего-либо подобного, я… Найду все это, и тоже уничтожу! Клянусь! 

- А вот это и впрямь прозвучало… сурово! Мощная угроза! Я прямо впечатлилась!

Миссис Эллона Мэйбл стала почти что обычной и привычной! Но только на мгновение. Потом на ее лице возникла маска… отстраненности и отчуждения. И девочка с трудом удержала внутри себя выдох разочарования. 

Но Лиза не отчаивалась… Во всяком случае, пока что у нее была определенная надежда… На то, что ей, в результате всех этих споров, удастся вернуть себе ту самую Элли, которая была с нею еще вчера…

И тогда она перешла в наступление.

- Я не угрожаю тебе, - сказала она. – Я просто предупреждаю тебя о том, что я буду… драться ради того, чтобы защитить… тебя!

- Неужто, даже со мною? – в голосе ее Старшей снова-сызнова проснулся интерес.

- Да… Если придется, - тихо произнесла Лиза.

- Смутьянка! - констатировала миссис Эллона Мэйбл. И сразу же уточнила:
- Наглая и дерзкая!

- Еще беглянка, воровка и богохульница! – дополнила список обвинений сама девочка. – А в довершение комплекта – еще и ведьма! Я ничего не забыла?

- Думаю… И этого будет вполне достаточно, - откликнулась на ее фразу молодая женщина. – Для начала…

- Чтобы отпугнуть любую благонамеренную и богобоязненную семью, которая числится в списке возможных опекунов, - закончила за нее эту мысль девочка, а потом добавила с интонацией особого доверия к адресату:
- Элли, ну кому ты можешь передать… такой букет опасных сущностей? Неужели ты думаешь, будто кто-то сможет справиться со мною… помимо тебя?

- Лиза… Ты не понимаешь, - вздохнула Элли.

Она подала девочке свои руки, развернувшись в ее сторону. При этом молодая женщина всячески продолжала уклоняться от контакта глаза в глаза. Но Лиза приняла этот ее жест с энтузиазмом. Девочка схватила ее, сжала кисти рук своей Старшей, взяла их в свои пальцы… И теперь она явно уже не собиралась ее отпускать. И даже тот факт, что при этом дневник, что лежал у нее на коленях, от ее нервного движения свалился на пол, Лизу сейчас не особенно и волновал. Успеется еще его подобрать! Есть у нее сейчас дела и поважнее!

- Чего именно я не понимаю? – спросила она. – Скажи мне! Я хочу это знать!

- Я опасна для тебя, - Элли, наконец-то, позволила себе встретиться взглядом с глазами своей воспитанницы, и Лиза физически ощутила боль своей Старшей. – Как минимум потенциально!

- А я реально опасна - для тебя… и для всех вокруг! – горячо возразила ей девочка. – И только ты сможешь со мною справиться, сделать так, чтобы я никому – особенно тебе! – не навредила! Элли! Ты единственная, кому я могу довериться по-настоящему! Пожалуйста, не бросай меня!

- Лиза, я боюсь… - произнесла ее Старшая.

И вот эти слова обозначили у ее воспитанницы вовсе иное впечатление. Лиза отбросила руки молодой женщины, резко отодвинулась от нее. На глазах у девочки блеснули слезы искренней обиды.

- Я… надеялась… Я так надеялась на то, что ты другая, что ты выше всех этих религиозных заморочек! Я думала – ты понимаешь меня… И я для тебя важнее! А ты… Просто боишься меня, как ведьму, как исчатие Ада! Жалеешь, что нынче нельзя просто так сжечь меня на костре?

- Нет!

Элли сама потянулась к ней и взяла ее за руки.

- Я боюсь… вовсе не этого! – сказала она.

- А чего же ты тогда боишься? – с обидой воскликнула Лиза. – Что кто-нибудь перебежит тебе дорогу и первым донесет обо всех моих странностях… властям, мафии, или агентам той же «Opus Dei»? Этим церковникам, которые мечтают об очередной «охоте на ведьм»?

- Посмотри мне в глаза!

Отдав это приказание, миссис Эллона Мэйбл снова поймала свою воспитанницу на зрительный контакт - именно так, глаза в глаза! И на этот раз, ее девочка смотрела на свою Старшую с откровенным вызовом – можно сказать, почти что с позиции силы!

Впрочем, молодую женщину это, почему-то, вовсе не смутило.

- Лиза, я боюсь, что теперь… Ну, после того, как я осознала эти мои дурные желания… Я боюсь, что теперь я начну придираться к тебе… Чтобы найти повод к наказаниям для тебя, - эти слова она произнесла совершенно спокойным голосом и с самым серьезным видом – так, что не было никакого повода подозревать ее в желании пошутить над своей подопечной! – Когда я в прошлый раз секла тебя… я ощутила странное удовольствие от всей этой ужасной процедуры – можно сказать, я даже наслаждалась ею! Да моя девочка! Мне понравилось причинять тебе эту боль! Я прятала это под формальным прикрытием, в виде моего права тебя наказывать, в воспитательных целях… Но суть-то не в каком-то там «воспитании», а в том, что мне просто приятно было тебя истязать! И в будущем… Если только ты не покинешь меня… Я вполне способна устроить тебе… много весьма неприятных и болезненных ситуаций, чуточку замаскированных под «воспитательные» моменты, но предназначенных исключительно для ублажения моих темных, моих самых низменных чувств и фантазий! Да, моя дорогая! Я способна прикрываться «воспитательными» аспектами подобных деяний! Но… мы-то обе прекрасно будем знать, что к чему! И эта низкая ложь... все время будет отравлять наши с тобою отношения!

- То есть… Поводом к тому, что ты меня высечешь, будут реальные мои дурные поступки, а настоящей причиной – это твое «темное желание» меня истязать? – Лиза позволила себе подытожить вопросом ее выступление. – И ты просто… не проявишь ко мне излишней снисходительности? Так?

- Да, - ее Старшая не стала скрывать правду. – Я… признаюсь тебе сейчас… в постыдном и дурном! И я хочу защитить тебя от таких вот проявлений моей дурной личности!

- Не надо, - Лиза отрицательно мотнула головой.

- Что значит, «не надо»? – Элли посмотрела на нее с откровенным изумлением. - И почему?

- Пожалуйста, не надо меня защищать от этого, - ответила Лиза. – Если дело только в том, что ты боишься сорваться и проявить ко мне излишнюю суровость… 

Она придвинулась к ней обратно и резко сжала пальцами кисти рук своей Старшей.

- Ты подаришь мне ручку и маленький блокнот, - сказала девочка. – И я буду в него записывать все мои дурные поступки… И даже все мои дурные мысли, которые я успею передумать за день! – воскликнула она. – А потом… Каждый вечер я буду отчитываться перед тобою. Честно, откровенно, без придумок и безо всяких преувеличений. Я дам тебе поводы – сколько угодно, целую кучу, на выбор! И к тому, чтобы выдать мне все, что положено – в стиле того, как именно тебя наказывали во времена твоего детства! – и к тому, чтобы проявить милосердие!

- И в чем же оно будет выражаться? – осведомилась ее Старшая, весьма скептическим тоном.

- У тебя просто духу не хватит, выдать мне все, чего я заслуживаю, по итогам такого отчета! – Лиза произнесла это голосом, в котором звучала полная и однозначная убежденность, и без тени улыбки на лице.

- Ты не преувеличиваешь? – с сомнением уточнила Элли.

- Не веришь? А давай мы вместе с тобою посчитаем, насколько я уже успела нагрешить здесь, у тебя, за это самое утро! – потребовала девочка.

Лиза сжала кулачок и стала разгибать пальцы, обозначая позиции своего… списка.

- Утренний шантаж… это раз! Как ты его оценишь?

- Пятьдесят розог, - коротко ответила ей миссис Эллона Мэйбл.

- Ой ли? – прищурилась девочка. – Ты, часом, ничего не напутала, в своих расчетах? Не скостила мне… как бы не вдвое, а?

- Скостила, - смущенно призналась Элли. – Решила проявить к тебе то самое… милосердие. Зря?

- Не зря, - ответила Лиза. – Но… рано!

- Как скажешь, моя дорогая! – Элли наконец-то обозначила на лице своем некое подобие улыбки. Чем вдохновила свою воспитанницу улыбнуться ей в ответ и немедленно продолжить свои подсчеты.

- Следующим номером нашего списка… будет то, что я вырезала несколько страниц из твоего дневника. На сколько ударов это потянет?

Лиза рискнула задать этот самый вопрос даже с некоторой усмешкой на устах и в голосе своем. Дескать, давай-ка, поведай мне, что именно ты сделаешь… Раз уж ты решила, что можешь быть суровой… со мной! С той самой девочкой, которую ты любишь!

Ее же Старшая в ответ только пожала плечами.

- Вести дневник, - она указала на тетрадь, валявшуюся теперь на полу, - это была моя затея. Мои родители не увлекались таким эпистолярным жанром, обращенным к самой себе, так что я даже представить себе не могу, как бы они это все оценили… глядя на меня со стороны. К тому же, я сама дозволила тебе читать все это. Так сказать, спровоцировала…

Она усмехнулась и сделала паузу, короткую и многозначительную.

- В то же время, - продолжила она, всего через пару мгновений, - можно провести прямую аналогию. Если бы я уничтожила какое-то значимое письмо – из каких-то возвышенных побуждений или же просто из озорства, не суть! – мне бы вовсе не поздоровилось, так что…

 Она подумала и сделала однозначный вывод.

- Сто розог. Как минимум. Именно столько я бы точно заработала!

- Значит, уже двести! – подвела Лиза промежуточный итог и сразу же продолжила:
- О’кей! И это еще не конец нашего списка! Мой визит в туалет и торжественно-циничное утопление твоего волеизъявления на дне канализации… Это сколько?

- Объективно… От сотни и выше, - вздохнула Элли и, покачав головою, попросила:
- Давай возьмем по минимуму, хорошо?

- Договорились! – искренне улыбнулась девочка и сделала свой вывод, в виде числа:
- Значит, всего… получается, триста!

- Это… все? – поинтересовалась Элли – с вежливой улыбкой на лице. Вполне искренней.

- Ну, что ты! – усмехнулась Лиза. – Это далеко не все! К примеру, моя неосторожность, при уничтожении твоих бумаг… Риск загрязнения канализации… И все такое. Короче, сколько?

- Ну… полсотни, пожалуй, в самый раз! – усмехнулась Элли. – Есть что-то еще?

- Дурные мысли о тебе, - продолжила Лиза.

- Можешь их сокрыть! – предложила Элли. – Я не настаиваю!

- Не хочу скрывать! – упрямо ответила Лиза. – Эти мысли… были!

- Тогда озвучь их, будь так любезна! – предложила ей Старшая…

- Э-э-э…

Лиза сразу же покраснела.

В прошлый раз – в смысле, когда она рассказывала о своих провинностях позавчера! – от нее не потребовали такой конкретики.  Как-то обошлось без такого… неудобного момента в ее, Лизы, тогдашнем покаянии. А вот нынче и сейчас…

- Смелее! – приободрила ее Старшая. – Напоминаю тебе – ты уже призналась в том, что подумала обо мне как-то… нехорошо! Так я хочу знать подробности твоих дурных размышлений! Не бойся, за выражение этих мыслей вслух, я добавлять тебе не стану! 

- Я… ругала тебя! – смущенно произнесла Лиза. – Называла… тупой дурой! И еще… глупой фанатичкой, вот! Прости… В смысле…

Она окончательно смутилась.

- Слово «прости» имеет особый смысл только, когда я тебя наказываю, - напомнила ей Старшая. – А сейчас… В общем, пока что никаких двусмысленностей нет.

Миссис Эллона Мэйбл как-то ободряюще улыбнулась и продолжила.

- Кстати, Лиза, - обратилась она к своей воспитаннице, - это все, что ты припомнила за собою? Ну, как нечто дурное и подлежащее наказанию, с моей стороны?

- Было еще кое-что, - добавила девочка, все еще смущенным голосом. – Я дерзко разговаривала с тобой.

- Знаю, - Элли кивнула головой. – Я это все прекрасно слышала. И склонна оценить эту твою провинность… в двадцать пять розог. И предыдущую, которую ты признала – тоже! Значит, за эти проступки тебе полагается пятьдесят.

- И… всего?

Голос девочки дрогнул.

- Триста… Плюс пятьдесят… Плюс еще пятьдесят… И всего выходит…

Миссис Эллона Мэйбл сделала паузу – предоставив девочке самой решить немудреную арифметическую задачку на сложение.

- Четыре… сотни, - упавшим голосом отозвалась на это предложение Лиза, легко и просто проделав в уме соответствующий расчет. 

Ее Старшая особым выражением лица обозначила нечто вроде понимания и сочувствия одновременно. И при этом еще, она молча пожала плечами, дескать, ты же сама все понимаешь. Однако девочка не сразу поверила в перспективы такого наказания.

- Ты действительно выдашь мне… столько? – растерянно спросила она.

Словесная составляющая этого вопроса как бы просто уточняла очевидное. В то время, как интонационная – свидетельствовала о том, что девочка воспринимает это все как нечто невероятное. Вопрошая с недоверием, с удивлением и настороженностью: «Ты же не можешь так… со мною?»

Миссис Эллона Мэйбл в ответ утвердительно кивнула головой, дескать, «Могу!» 

Вслух же она сказала:
- Я выдам тебе… все это. И сразу.

Лиза прикусила губу. Спорить было поздно. На секунду она потупила очи долу, а потом упрямо заглянула в глаза своей Старшей.

- А… когда? – спросила она.

- Ну…

Элли на мгновение задумалась – скорее, даже сделала вид! – а потом, в свою очередь задала несколько уточняющих вопросов.

- Там… сзади… у тебя все уже в порядке? Ничего не беспокоит? В смысле, вчерашнее лекарство подействовало?

- Да, - просто ответила Лиза. – Там уже… даже ничего и не видно. Точно, как ты мне сказала!

- Тогда… я выдам тебе все причитающееся прямо сейчас! – распорядилась ее Старшая. – К чему откладывать? Верно?

 Лиза смутилась и снова опустила глаза, в полном замешательстве по поводу происходящего. Элли при этом вздохнула – досадливо и даже несколько нетерпеливо.

- Лиза… Ты ведь сама призналась в том, что успела набедокурить за сегодняшнее утро?

- Да, - кивнула головой Лиза.

Она снова рискнула заглянуть в глаза своей Старшей и… снова не обнаружила там никаких признаков шуток юмора на заданную тему.

- Я давила на тебя? Принуждала тебя к этим признаниям?

Эти вопросы были заданы в непривычном тоне – как будто чужим голосом, нейтральным и сухим… почти что делового звучания.

- Нет, - ответила Лиза. – Я сама хотела признаться во всем… тебе!

- Ты и призналась, - подтвердила ее Старшая. – А я оценила каждое твое… деяние. Так, как я это сочла правильным и справедливым. Будешь оспаривать? – уточнила она.

- Нет, - тихо ответила девочка. – Это… твое право!

- Значит, ты снова подтверждаешь мое право… высечь тебя розгами? Так, как я посчитаю нужным, без споров и выражения недовольства с твоей стороны?

Прежде чем ответить, Лиза сделала паузу, судорожно сглотнула и, наконец-то, решилась.

- Да, - сказала она твердым голосом. Слишком твердым.

Молодая женщина вздохнула. Потом поднялась с дивана, нагнулась и подобрала с пола тот самый дневник, о котором так часто заходила речь по ходу их нынешней беседы. Прошла к столу, положила его туда – рядом с телефоном своей воспитанницы. Вернулась обратно и, встав перед оробевшей девочкой – в шаге от нее, а не вплотную - протянула ей руку.

- Если ты действительно, все для себя решила… Тогда пойдем! – сказала она.

- Куда? – насторожилась девочка.

- Ты знаешь! - жестко обозначила намек ее Старшая. Но потом все же снизошла разъяснением к перепуганной и расстроенной девочке:
- Мы пойдем в ту самую комнату, где мы были с тобою этой ночью… Ты была снаружи, а я – внутри. Да, именно там меня и наказывали в детстве. На той самой скамейке я сейчас накажу тебя. Без одежды и привязанную. Для пущей аутентичности.

Крайнее слово этой реплики было выделено особо – Элли явно отсылала девочку к ее же, Лизы, собственным словам, высказанным накануне вечером. Девочка прекрасно это все поняла, но ей сие понимание ни на секунду не облегчило восприятия происходящего. Страх остался страхом. Однако, миссис Эллону Мэйбл это, похоже, сейчас вовсе не волновало!

- Пойдем! – она обозначила своей протянутой рукой нетерпеливый жест. Лиза откликнулась на него, протянув свою руку ей в ответ. И… вздрогнула, когда молодая женщина сжала пальцами ее кисть и потянула девочку за собой.

- В чем дело, Лиза? – осведомилась ее Старшая. – Ты хочешь заявить мне протест? Отказываешься идти со мною?

- Нет, - ответила девочка. - Я… пойду.

Миссис Эллона Мэйбл удовлетворенно кивнула ей и снова потянула девочку в сторону двери своего кабинета…