Велесова книга и Збруческий идол

Александр Захваткин
В августе 1848 г. падение уровня Збруча [1] обнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека. Этого было вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике».

Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке лычковецкого урядника А. Брушкевича. Тот никак не отреагировал на сообщение об «утопленнике». Пограничники также не спешили поднимать шум, но известием заинтересовались располагавшиеся ближе таможенники. По-видимому, к этому моменту уже не один из лычковецких жителей, проезжавших или проходивших мимо, утверждал, что своими глазами видел «утопленника». Но, поскольку с берега «утопленника» не всегда было видно, один из таможенных стражников специально зашёл в реку, чтобы проверить находку, убедившись, что это не просто камень, а изваяние.

Начальник таможни Лашевский уведомил о случившемся управляющего имением К. Заборовского — К. Беньковского, и урядника села Лычковцы - А. Брушкевича.

Инженер по образованию К. Беньковский прибыл на место и, оценив размеры и вес изваяния, а также возможность его вытянуть, зацепив верёвками за шапку, послал в Лычковцы за тремя парами волов, которых доставил эконом имения В. Гавловский. К моменту вытаскивания изваяния из воды новость уже облетела окрестности, поскольку на берегу собралась целая «толпа» крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством К. Беньковского В. Гавловский вытащил из воды изваяние на берег, и только после этого приехал урядник А. Брушкевич. Брушкевич забрал изваяние в участок, где оно валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения Константин Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому.

Как только в августе 1848 г. известие об «утопленнике» сменилось в Лычковцах сообщением о находке скульптуры, кто-то из старожилов смутно вспомнил об установке в лесу около 25 лет назад до этого, братом Константина, Тимором Заборовским [2], какого-то изваяния, а также о печальном юбилее со дня его смерти. Этого оказалось достаточно, чтобы его заподозрили в фальсификации Збруческого идола.

Для выяснения связи найденного изваяния со средневековой культурой района находки в 1984 г. Прикарпатская экспедиция Института археологии АН СССР начала сплошное археологическое обследование местности, где оно было обнаружено.

В результате выяснилось, что к северу от г. Гусятин, между р. Збруч и впадающей в неё р. Гнилая, расположена холмистая возвышенность Медоборы, покрытая лесом. Здесь, в 5 км от с. Городница Гусятинского р-на и 4 км от места находки реликвии, на самом высоком холме, называемом местными жителями горой Богит (её высота над уровнем моря 428 м), и вокруг этого холма выявлен комплекс восточнославянских памятников X—XIII вв.

Площадка городища имеет овальную форму и вытянута с запада на восток на 300 м при наибольшей ширине около 100 м. Она окружена валом, который идёт по самому краю вершины горы и в восточной части спускается на ее склон, где расположен въезд на городище. Два дополнительных поперечных вала делят площадку на три неравные части. По склону холма вокруг городища были выкопаны рвы, которые окружали и дополнительную площадь (80*40 м), расположенную около въезда на городище и связывающую гору Богит с соседним холмом. Кроме того, ещё один вал спускался по северному склону городища и отделял территорию могильника от окружающих селищ

Самая высокая точка на городище находится на его западной площадке, отделённой первым поперечным валом. Эта площадка имеет почти треугольную форму и размеры 70 Х 50 м. В её центре на самом высоком месте (его высота при дальнейших измерениях принята за ноль) открыто сооружение из камней (диаметр его 17 м). Оно поднималось над уровнем окружающей почвы на 50-60 см. При расчистке в центральной части выявлен круг диаметром около 9 м, поверхность которого выложена камнями-булыжником и кое-где выступающими более крупными камнями. К центральной площадке со всех сторон симметрично примыкают восемь корытовидных и овальных в плане углублений диаметрами 3-5 и глубиной до 1 м от поверхности круга и 40-60 см от уровня окружающей почвы. В северной части сооружения между углублениями и среди каменной вымостки оставлен проход к центру круга шириной 1 м. Вход вёл к центральной столбовой яме, имеющей квадратную в плане форму со сторонами и глубиной 50 см. Её стенки выложены крупными камнями.

При расчистке восьми углублений вокруг столбовой ямы, заполненных мелкими камнями, найдены кости животных, угли и мелкие обломки посуды X - XIII вв. В двух углублениях, расположенных в северной и южной частях сооружения, обнаружены погребения мужчин в возрасте около 60 лет. Погребения совершены головой на запад с отклонениями в одном случае к северу, в другом к югу.

Кроме того, в южном углублении к западу от погребения взрослого человека, но на 40 см выше него среди камней лежали кости ребёнка в возрасте около 2 лет. Второе такое же детское погребение обнаружено на глубине 20 см среди камней восточного углубления.

Все это довольно сложное в плане сооружение, можно рассматривать как ритуальный постамент найденного изваяния, которое могло стоять в центральной яме: величина квадратного основания изваяния со стороной около 36 см соответствует размерам этой ямы. Возможно, ещё одно изваяние стояло в юго-западном углублении, напротив входа. В этом углублении среди камней находилась такая же столбовая яма.

Следует отметить, что обе квадратные столбовые ямы отклоняются от направления север-юг на 40 градусов в направлении на запад, что указывает направление на Гданьский залив. Если изваяние стояло стороной 1(А) в этом направлении, то это может указывать на связь жителей Збруческого городища с венетами (северными поморскими славянами).

В жизни Збруческого святилища выделяются два основных периода:
1) X - XI вв. — время нормального функционирования святилища, когда были сооружены и активно действовали все его объекты;
2) XII - первая половина XIII в. - этап постепенного угасания святилища. В последний период были оставлены жилища служителей культа на городище, стала постепенно замирать жизнь на окружающих поселениях.
Все же до середины XIII в. жители посещали святилище и совершали здесь культовые обряды, продолжали функционировать и длинные общественные дома на городище.

Итак, проведённое в 1984 г. археологическое исследование подтвердило возможность ритуального использования найденного изваяния в период Х – XIII веков. Но оно не поясняет, в каком культе использовалось найденная реликвия.

Для этого необходимо обратить внимание на изображение всех четырёх лиц под шапкой, которая соответствует покрою 10 – 13 веков. Это без сомнения женские лица.

Далее. Все четыре фигуры имеют одинаковое положение рук: левые на животе, правые, кроме одной, на груди. На стороне 2(Б) рука с рогом чуть ниже под грудью. Такое положение рук связывает женские образы верхнего яруса с изображение детей следующего яруса, которые, очевидно, по замыслу автора, составляют круг или хоровод. Рука на животе это символическая охрана плода. Рука на груди это охрана его достатка. Лишь в образе на стороне 2(Б) рука опущена, так как «рог изобилия» обеспечивает «богатый» приплод. В детском ярусе на этой стороне изображены два ребёнка.

Третий ярус посвящён мужчине, как фундаменту благополучия семьи: жены и детей. Причем, в отличие от женских и детских образов, мужской образ представлен единственным числом. Вероятно, он олицетворялся понятием Род, который всегда в верованиях славян отождествлялся единично.

Таким образом, найденное в реке Збруч изваяние, вероятней всего, представляет собой своеобразный женский алтарь.

Образы изваяния можно интерпретировать следующим образом:

1(А). Женщина с кольцом-яйцеклеткой:
Ориентация стороны - северо-запад;
Весна, беременная – надежды на любовь и счастливый брак.

2(Б). Женщина с «рогом изобилия»:
Ориентация стороны юго-запад;
Лето, многодетная зрелая женщина – надежда на процветание семьи здоровье и достаток.

3(В). Женщина с саблей и конём:
Ориентация стороны – юго-восток;
Осень, жена воина (солдатка) – надежда на возвращения мужа из похода, слёзы и тревоги ожидания, беспокойство за детей.

Стороны 1 – 3  - использовались для ритуала только при живых мужьях.

4(Г). Женщина без атрибутов:
Ориентация стороны – северо-восток;
Зима, вдова – память и вера в счастье подрастающего поколенья. Горе без слёз.

Именно на этой стороне, где отсутствует помощь мужчины, появляется символ второй веры – «корсуньский крест», аналогичный тому, который мы видим на руническом камне из Керчи.

Таким образом, наличие следов «крсуньского креста» со стороны, куда приходили за помощью вдовы, указывает на подлинность рассматриваемого артефакта, так как о признаках двоеверия в период становления на Руси христианства, предполагаемый фальсификатор вряд ли знал, так как изучал совсем иные исторические вопросы, которые были необходимы ему для работы над созданными им произведениями.

Несмотря на то, что Збруческое изваяние, без всякого сомнения, является артефактом славянского двоеверия, в основе его все же лежат исконные верования славян до христианской Руси. Рассматривая изваяние в свете сообщений «Велесовой книги», его образы могут быть интерпретированы следующим образом:

1(А). Образ Зари:

Пришла Заря Красная, нанизывая каменея на убранство своё. И величали мы её ото всего сердца как русичи, а не как греки, которые не ведают о Богах наших, а говорят (лишь) злые наветы (на них).

Вот Заря Красная идёт к нам, как жена благая и даёт молоко нам.
И сила наша крепнет, (становясь) двужильной.
Заря та вестница Солнца.

И Заря вновь проливается на степь, но позванная матерью (своей) спешит к Матери Сва.
И вот Заря светит нам, и Утро идёт к нам.

Однажды предстал перед его глазами странник и сказал ему:
"Пусть твои сыны пойдут в землю иную, в край чудесный - туда, где заходит солнце, где оно спит на золотом одре.
 Туда где всадник (Утро) прискакав говорит ему:
"Иди, Солнце, в свои синие луга,
 Ты должно вскочить в повозку свою и взойти на Востоке."
 И так сказав, скачет он до иных краёв.
За ним в след скачет всадник Вечер, и говорит:
- Солнце, зайди за горы свои, и оставь возницу свою золотую.
И это (знание) ворожеи хотят утаить (от людей).
И те всадники близнецы, что скачут в иные края.
Итак, Заря идёт, ведя зарницы свои, тряся одежды Дажьбоговы, и зарницы те разлетаются до края небесного."
Так говорил странник.

2(Б). Образ Перуницы:

Летела в Сварге Перуница, неся рог славы, который испили мы до дна.
И войско наше стало в десять раз больше врагов наших. И Перуница та говорила:
- Как же вы, считающие себя русскими, проспали пашню свою? Бороться за неё должны вы с этого дня.

И вот (вновь) Матерь Сва бьёт крылами о трудах ратных и славе воинов, которые испили воды живой от Перуницы в сече крутой.
Перуница та прилетала к нам и давала испить из рога, полного воды живой вечной гордину /воину/ нашему, которого меч вражеский достал, и от того голову свою буйную потерял.

Падшему на поле брани Перуница дает испить воду живую, и выпивший её идёт во Сваргу на белом коне. А там встречает его Перунько и ведёт в благие свои чертоги, в коих пребывает (вновь прибывший) некоторое время, пока не достанет себе нового тела.

3(В). Образ Магуры:

Там Магура поёт песни свои к сече, да вещает она правду ярую (о жизни) нашей до полуночи.
Птица эта от Индры пришла к нам.
Да пребудет Индра во веки веков, тот самый Индра, что начинает все брани в Паруни.
Думем мы в Ясуне о том, что идёт за нами Индра, как шёл за отцами нашими до Трояновой земли.

4(Г). Образ Карны:

На земли наши сушь надвигается быстро из края чужого. Днём расстилаясь над ней суховеем, ночью же Патер Дый ее побеждает, дождём низвергаясь на землю, в тлен суховей превращая. Наши молитвы богам тому помогают, поэтому Желя и Карна к нам не идут, а сидят средь богов перед Сваргом,

Вот Желя желенеет /ворожит/ над врагами и Горыня горенчит /печется/ о смерти их, в кою от рук божеских они ввергнуты.
Карна же плачет о тех мёртвых, что встали на тропу божественную и умерли.

Итак, образы «Велесовой книги» и Збруческого изваяния несомненно перекликаются, но не имею сто процентного совпадения. Это связано с тем, что каждый артефакт по-своему рассматривает верования славян. Збруческое изваяние это женский алтарь, в то время как «Велесова книга» это фактически повесть ратных дел. Но, не смотря на это, мы видим и общие черты рассмотренных образов.

Заря в мужской ментальности это зарождение нового дня, в женской - новых поколений русичей. В мужской – она продолжается зарницами (детьми), в женской – она заботится о мужском семени.

Перуница повелительница живой воды. В мужской ментальности на поле брани она даёт новые силы, провожает погибших в Сваргу небесную. В женской ментальности - вода из её рога даёт силы новому поколению русичей, обеспечивает многодетность, чтобы род укреплялся.

Магура – женская ипостась Индры. В мужской ментальности - укрепляет веру в победу и надежду на расширение Земли русской. В женской – надежду на возвращение мужей с поля брани живыми и с доблестью.

Карна – и в мужской и в женской ментальности соответствует понятию «карма» в индуизме: «чему быть, того не миновать», и чтобы жатва Карны, была как можно меньше, надо всегда о ней помнить и почитать её на капищах.

Таким образом, при детальном рассмотрении обоих источников, мы видим в них достаточно хорошие соответствия, которые дополняют друг друга и расширяют сведения, которые отдельно в каждом из них «прочесть» не удаётся.


Относительно Збруческого изваяния остался не рассмотренным вопрос согласования естественно-научной экспертизы сохранности памятника [3] и данных его археологический атрибуции. Экспертиза указывает на то, что изваяние провело в воде не более 8 лет, то есть попало в воду не ранее 1840 г., а археологическая атрибуция, что возраст артефакта более 700 лет.

Выводы археологов, как отмечалось выше, указывают на то, что к концу XIII века капище уже фактически прекратило свою активную деятельность, и надобность в изваяниях отпала. Но из истории двоеверия на Руси известно, что оно фактически продолжалось вплоть до 16 века и носило в это время локальный характер. В связи с этим можно предположить, что сторонники веры отцов, перенесли изваяния в более укромное место, о котором вероятней всего не знали приходские священники. Но уже с усилением церковного влияния с разгромом татаро-монгольского ига, таких тайных мест становилось все меньше, и последние хранители реликвий, очевидно, приняли решение спрятать изваяния.

Для каждого из них был изготовлен деревянный саркофаг, куда была уложена реликвия. Саркофаги закопали на обрывистом берегу реки Збруч. За время долгого нахождения в земле, саркофаг сгнил. Река подмыла берег, и изваяние, в конце концов, оказалось в воде, где 8 лет спустя и было обнаружено. Это объясняет хорошую сохранность артефакта возрастом более 700 лет, и отсутствие многолетних осадочных следов на его поверхности.






[1] Приток Днестра. Изваяние обнажилось не далеко от села Гусятин (ныне Тернопольская область, Украина) и представляло собой четырёхгранный столб 2,67 Х 0,36 Х 0,36 м, высеченный из серого известняка.

[2] Тымон Заборовский (1799 - 1828) - польский писатель, поэт и драматург. Одним из первых начал собирать и изучать народные сказания. Автор следующих произведений:
Богдан Хмельницкий (трагедия);
Боян. Киевская трагедия времён сыновей Владимира (поэма);
Драматическая поэма времён Мечислава;
Думы подольские (Сказания Подолья);
Поэма про Болеслава Храброго.
С 1820 года безвыездно жил в Лычковцах.
Оказывается, для того чтобы попасть в фальсификаторы любой древности, достаточно этими древностями интересоваться. Так же, спустя сто лет, в фальсификаторы был определён писатель Юрий Миролюбов за то, что позволил себе роскошь, написать «Сказ о Святославе хоробре князе Киевском», подражая языку «Дощечек Изенбека» (Велесовой книги).

[3] В 1948 - 1949 гг., к столетию обнаружения изваяния, его детальные петрографические исследования произвёл реставратор Вавельского комплекса Р. Козловский (R. Koz;owski, «Badania technologiczne pos;gu ;wiatowida z Muzeum Archeologicznego w Krakowie»).


ДОПОЛНЕНИЕ

Анализ женского платья русского средневековья указывает на то, что женский образ на изваянии представлен в домашнем платье. Укороченные юбки женщины носили исключительно в пределах подворья. За пределами дома выходить в таком платье было неприлично, так же как и с не покрытой головой. Поэтому на территорию, где стояло изваяние, мужчины, вероятней всего, не допускались, что является дополнительным подтверждением того, что изваяние является своеобразным женским алтарём и находилось на исключительно женском капище, куда вход мужчинам был запрещён.

Нельзя исключать, что Збруческое городище, принадлежало феминистической общине, соблюдавшей традиции скифских амазонок (новояров), отсюда и вспомогательная роль мужчины на алтаре.