Глава 5. Папанинцы

Владимир Сысун
http://proza.ru/2020/06/05/572

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Из романа (гл. 34) «Двенадцать стульев» (1928)
               
       После снятия баржи Восток с косы корабль ушел в Анадырский лиман. Николай получил небольшой перерыв.  Он провел смотр боевой части, проверил все технические средства, помещения БЧ-5, форму одежды и прочее, прочее, что положено по уставу. Остался доволен, хотя был огорчен тем, что топлива на борту оставалось все меньше и меньше. Уже для остойчивости корабля необходимо было принимать балласт. А балластные цистерны номерами 2 и 7 емкостью 100 и 70 тонн были приспособлены под питьевую воду. Это новшество позволило улучшить быт экипажа. Пресная вода по кораблю не выключалась, были еще цистерны штатные для питьевой воды 32 тонны и технической для стирки 24 тонны и цистерна котельной воды 25 тонн. Регулярно проводилась стирка белья для офицеров и личного состава и помывка в бане, а мотористы и кок могли принимать душ ежедневно.

              И вот это все Николай должен был прекратить, так как с расходом топлива должен был принять балласт в 2 и 7 цистерны, после чего принимать туда питьевую воду уже было нельзя, без выполнения целого комплекса мероприятий. Вскрытие цистерн, их чистка, обеззараживание и т.д.

      Николай вспомнил  случай, который рассказывал флотский механик в ресторане.  Подводная атомная лодка 670-го проекта заканчивала ремонт. Заводу необходимо было сдать в работе холодильную установку провизионных камер. Но под камерами  была расположена цистерна питьевой воды, которую должен был экипаж лодки очистить  и покрыть ее стенки антикоррозионным составом на основе эпоксидной смолы. Поскольку цистерна с питьевой водой относилась к заведованию доктора, то эта задача была возложена на него. День шёл за днём, неделя за неделей, но медик не знал как подступиться к решению этой проблемы. Наконец под пинками старшего помащника доктор «купил» за некоторое количество "шила" бадью эпоксидной смолы у заводских малярш. Взял у боцмана пару матросов и они зачистили ржавчину, а затем замазали эпоксидным составом стенки цистерны. Беда была в том, что ни доктор, ни матросы не знали, что перед нанесением в смолу нужно добавлять ещё и отвердитель. И вот проходит день, второй, неделя, а эпоксидка «не встаёт». Завод  свирепеет, с командира спрашивают, тот спрашивает старпома, а старпом, естественно, ежедневно вступает в тесные  отношения с доктором. Добившись консультаций у многоопытных малярш, доктор понял свою ошибку. Но вместо честного признания своей профнепригодности как маляра, доктор решил свой прокол скрыть и исправить его так, как подсказали женщины-малярши: смыть эпоксидную смолу со стенок цистерны с помощью ацетона. С этой целью за дополнительно выделенное старпомом шило он приобрёл у тех же малярш флягу ацетона и ветошь, доставил силами матросов ацетон на лодку и приказал матросам в ночное время смыть злосчастную эпоксидку со стен цистерны. Чем эти рабы и занялись после вечернего чая, освещая место работы в тесной цистерне переносками напряжением 220 вольт. Результат - два обугленных трупа и пожар во втором отсеке. Поэтому Николай знал на чужом опыте, чем это грозит.

      Все эти работы надо проводить в базе в доке, а значит прощай вольная житуха, вода на корабле, как на крейсере — по расписанию. Николай произвел расчеты, они показали, что метацентрическая высота не сильно изменится, если балласт все же не принять. Он посоветовался с командиром корабля  и принято совместное решение не загрязнять  цистерны принятием балласта. Но беда поджидала с другой стороны. Осадка поменялась, корабль поднялся, этому еще способствовало отсутствия груза в трюмах. Рейс заканчивался, на переход в порт топлива хватит, там станет на топливный пирс и зальется топливом под завязку. Необходимо отметить, что топлива в СССР для кораблей всегда хватало.

          Если бы Николай смог предвидеть последующие события, то дал бы команду открыть клапана и принять все-таки балласт. Неизвестно, спасло бы, это ситуацию, но улучшило бы точно.  Загруженную нерку необходимо было частично выгрузить в комендатуре отряда, в Анадыре. С этой целью корабль зашел в Анадырский лиман. Никто не предполагал, что на реке Анарырь пойдет шуга*, когда Николай с пограничниками сидел на косе, корабль укрывался в лимане. Тогда шуги еще не было. Тем не менее Николай приказал подать пар в бортовой и днищевой  кингстон  машинного отделения.  Вначале было все нормально, но как только корабль входил все дальше вверх по лиману, как шуга, шедшая с реки, начала забивать кингстоны.

         Забортная вода, поступающая на охлаждение главных и вспомогательных двигателей,  забирается из перемычки соединяющей днищевой и бортовой кингстоны. Фильтры кингстонов забились шугой. Охлаждение главных и вспомогательных дизелей нарушилось, температура пресной воды полезла вверх.
    
       Плавание в лимане всегда под двумя главными двигателями и двумя вспомогательными дизель-геренераторами №2,3 работающими в параллель. Они по одному стали останавливаться, стала срабатывать автоматическая защита и сигнализация.  Остановились дизель-генераторы №2, и №3. Корабль обесточился.  Связь исчезла. Остановился правый главный двигатель, сработала защита. Николай дал команду запустить еще ДГР №1, как только он был запущен дали питание кораблю и одновременно Николай зал команду, отключить защиту, потому что без электричества, а значит и без связи корабль не должен быть. В конце концов,  он остановился. Николай подумал, что его от перегрева просто заклинило. Николай дал команду его провернуть валоповороткой. Он вращался, значит еще не все потеряно. Прибежал замполит
         — Николай Николаевич! Какая нужна помощь?
         — Вот вращай этот дизель, чтобы его не заклинило.
Прибежал рассыльный с ГКП и дал команду остановить левый главный двигатель. Николай не знал, что происходит на мостике, но предполагал, что существует опасность сесть на мель. Этого допустить нельзя. Он не знал, что командир отдал якорь, корабль уже был вне опасности.

              Наступила борьба за живучесть технических средств. Для начала надо было дать на охлаждение забортную воду. По команде Николая личный состав вскрыл крышку днищевого  кингстона. Под напором воды вся шуга из фильтра вылилась в трюм машинного отделения, одновременно  в трюм хлынул поток воды, но это уже была чистая вода. Личный состав БЧ-5 не мог установить крышку кингстона на место, это грозило затоплением машинного отделения. Николай вместе с мотористами машинного отделения,  обливаясь и купаясь в ледяной воде, в конце концов смог поставить крышку на место. Запустили дизель-генератор, дали электричество по кораблю. Запустили водоотливной насос. Вскоре все было закончено.

             Николай переоделся, поднялся на ГКП доложил командиру, что считает не целесообразным подходить к пирсу во избежания повторения ситуации и предложил выгрузить рыбу на барже и покинуть лиман. Причину остановке главных и вспомогательных двигателей он назвал плавание в шуге и забивание ей кингстонов, что привело к срыву охлаждения. До конца последствия этого происшествия еще предстоит определить.

               Все это время замполит вращал валоповороткой дизель-генератор №1. В результате дизель не пострадал. Корабль на барже выгрузил рыбу, снялся с якоря  и вышел в океан. Его курс лежал в Порт Провидение. После борьбы за живучесть старший помощник назвал личный состав  БЧ-5 «папанинцами»**.

             Потом стало понятно, что случившееся никак не отразилось на исправности главных и вспомогательных двигателей.


*Водная шуга
Водная шуга обычно формируется в водотоках или водоёмах при температурах воздуха, близких к замерзанию воды (0 °C), и состоит изо льда.
Как правило, водяная шуга формируется из и ледяного сала и снежуры. Различают:
• поверхностную шугу — на поверхности воды;
• глубинную шугу — в толще воды, которая образуется из кристалликов глубинного льда (донного и внутриводного).
Шуга возникает перед ледоставом при переохлаждении воды ниже 0 °C. Шуга часто образуется ниже полыней и в нижних бьефах гидроузлов.
Шуга, плывущая по поверхности и в толще реки вниз по течению, называется шугоходом. При большом количестве шуги при шугоходе живое сечение реки может забиться, что приведёт к значительному накоплению шуги (зажору). При этом уровень воды может подняться.
Шуга создаёт существенные затруднения в эксплуатации гидротехнических сооружений, забивая приёмные оголовки водозаборов, которые приходится очищать и обогревать.

 **Дрейфующая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1», «СП», «СП-1») — первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.

Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года. Официальное открытие «СП» состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса), когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование. Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов.

Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

    http://proza.ru/2020/06/09/400