Гараж. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров
Гараж.

В конце 1980-х годов я решил купить автомобиль. Я отучился полгода в автошколе, сдал теоретический экзамен и вождение, получил автомобильные права на легковой автомобиль и, наконец, приобрёл подержанный автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-968А. Поездив некоторое время, я начал искать гараж, чтобы ставить туда автомобиль на зиму.
 
Я вступил в добровольное общество автовладельцев, встал в очередь на приобретение нового гаража (общество тогда создавало гаражные кооперативы) и одновременно стал ждать продавца. И мне повезло – кто-то из членов одного из гаражных кооперативов решил свой гараж продать. В одно из воскресений я с владельцем гаража приехал его осматривать.
 
Гаражный кооператив построил гаражи простейшим образом – из бетонных плит, стоящих вертикально на неглубоком ленточном фундаменте. Когда владелец гаража открыл железную дверь, я был неприятно поражён. Пола не было. Посередине гаража в воде плавал огромный железный короб, к верхней части которого были приварены уголки из очень толстой арматуры. «Что это?» – Спросил я. – «Яма для ремонта автомобиля» - ответил владелец. Он вырыл огромную яму в земле, заказал железный короб, но закончить строительство не успел. Мне нужно было принимать решение – покупать гараж, или нет.
 
Выбора у меня практически не было – искать гараж ещё раз я не хотел. «Я покупаю» - сказал я. – «Давайте начнём оформлять». В течение недели после оформления гаража на моё имя, в следующие выходные я приехал в гараж. С ключами. Теперь это был мой гараж, но нужно было что-то делать. Открыв дверь, я снова увидел объект – огромную яму, наполненную водой и плавающий в ней железный короб. Уровень воды в яме был на сантиметров 10 – 15 ниже уровня земли. В яме из дна торчал железный патрубок с навинченной заглушкой. Ещё в гараже был большой электрический водяной насос (помпа) для откачки воды. Среди вещей в гараже я обнаружил огромные строительные полноразмерные резиновые сапоги.
 
На первых выходных в гараже я постоянно вспоминал Архимеда и его закон. Высокий железный короб плавал в воде, и его борта возвышались над уровнем земли сантиметров на сорок – пятьдесят минимум. Попытки опустить его вниз оказались безуспешными – на короб снизу действовала выталкивающая сила. Где-то через полчаса – час я понял. что для того, чтобы короб опустился вниз, нужно открутить заглушку. Вода начала заливать дно короба, и он начал медленно тонуть, как корабль в море. После затопления короба стала понятна идея хозяина гаража. Для поднятия короба наверх нужно было залезть в него в сапогах и в холодной воде закрутить заглушку, после чего можно было начинать откачивать воду помпой. Короб начал всплывать. Воду я выливал наружу гаража в местную дренажную систему. На следующий день я приехал в гараж с рулеткой и все замерил. Дома я начал изучать чертёж и считать.
 
Выяснилось следующее. На полностью заглублённый короб смотровой ямы снизу из воды действовала выталкивающая сила свыше тонны. Для того, чтобы собрать всё вместе и сделать гараж со смотровой ямой, нужно было всё спроектировать. От прежнего хозяина гаража мне в наследство кроме ямы достались прутья толстой арматуры, с помощью которых хозяин планировал закрепить железный короб. Но если просто сварить горизонтальную арматуру и приварить к ней заглубленный в воду короб, то после откачки из него воды действующая на него подъемная сила просто поднимет весь гараж целиком. Я понял, что мне нужно не просто просунуть тяжёлые арматурные прутья под гаражные стены и всё вместе сварить, но и создать полноценный единый тяжёлый фундамент, вес которого бы превосходил выталкивающую силу, действующую на короб.
 
Я начал считать и проектировать. К тому времени я закончил электротехнический институт и работал инженером в научно-исследовательском институте, но проектированием фундаментов я в жизни никогда не занимался. Искать проектировщиков для проекта фундамента гаража показалось мне делом немного странным, и я решил спроектировать фундамент гаража самостоятельно. Итак, у железного короба смотровой ямы с четырёх сторон были уже приварены по два на каждую сторону толстые уголки из арматуры. Нужно было опустить короб вниз, наполнив его водой, связать из арматурных прутьев единую горизонтальную арматуру, заведя концы прутьев под бетонные плиты. Потом приварить к этой конструкции более тонкие прутья и залить всё это бетоном, подождать несколько дней, до тех пор, пока бетон застынет, и потом завинтить заглушку в трубе смотровой ямы и откачать из неё воду. Сначала нужно было всё рассчитать.
 
Плотность бетона марки М400 – примерно 2 367,0 кг/куб. м. или 2,376 тонны на кубометр. Размеры гаража были стандартными – 6 метров на 3 метра. На пол гаража толщиной 20 см потребовалось бы 4 кубометра бетона, которые бы весили почти 10 тонн, что наверняка должно было скомпенсировать подъёмную силу, действующую на короб – на смотровую яму.
 
Поскольку я видел уже несколько гаражей со смотровыми ямами, я понял, что задача решаема. Осталось всё это сделать. На всю работу ушло несколько месяцев.
 
Прежде всего, нужно было сварить единую арматуру. Потом купить машину песка, чтобы засыпать остающуюся яму в земле и сделать основание под бетон. И потом купить машину бетона с четырьмя кубометрами бетона, вывалить его рядом с гаражом и успеть перенести в гараж и залить пол. Я понял, что один я с этим не справлюсь.
 
В гараже на площадке я нашёл электриков - Володю Морозова и его напарника (кажется, его звали Пётр), которые в субботу занимались своим делом – чинили местную электропроводку. Я привёл их к своему гаражу и открыл дверь. Первое впечатление у них было примерно такое же, как у меня – огромное удивление. Я сказал, что всё можно сделать вдвоём с одним из них, или втроём, но нужна сварка, а материалы (тонкую арматуру) я куплю. Они спросили у меня, есть ли у меня проект арматуры и фундамента, я ответил, что нет, и что всё будем делать по месту. В гараже уже были 6-ти метровые прутья толстой арматуры. Часть из них нужно было просто просунуть под заднюю вертикальную плиту и под железную дверь гаража, часть из них – разрезать пополам и проложить поперёк под боковые стены гаража.
 
Электрики поняли, что нужно сделать, сварочный аппарат у них был, тонкая арматура – тоже. Я нашел в гараже несколько строительных кирпичей, приподнял на трёх ломах короб из воды и вытащил его и ямы совсем. Потом я из кирпичей на дне ямы с водой сделал что-то типа основания для короба и снова опустил его в воду. Я открыл заглушку, и короб медленно опустился на подготовленное мной основание.
 
В следующие выходные электрики пришли в мой гараж вдвоём со сварочным аппаратом и с арматурой. Они работали несколько выходных (в два дня не уложились), но в конце концов сделали единую арматуру из мощных металлических арматурных прутьев, к которой была приварена двойная сетка из тонкой арматуры – для бетона. «Дальше я сам» - сказал я им, - «Мне только понадобится помощь раскидать бетон. 4 куба для одного человека – это многовато». «4 куба?» - переспросили электрики. – «На этот гараж?» «Посчитайте сами» - ответил я, - это будет толщина пола всего 20 сантиметров». Электрики мне не поверили, но рассчитав самостоятельно, поняли, что я прав.
 
Я заказал машину (2 кубометра) песка. Мне привезли песок, и я сам засыпал яму снаружи короба и выровнял основание под бетон. Получилось просто идеально – уровень песка был почти ровно на 20 сантиметров ниже уровня земли. Я понял, что цель уже близка. У меня был гараж с единой арматурой, заведённой концами под плиты стен гаража и сваренной с коробом, причём арматурные уголки короба проходили снизу основных арматурных прутьев основания фундамента.
 
Ещё через некоторое время я договорился о машине с бетоном и с электриками. Всё получилось – электрики пришли, бетон приехал. Снаружи гаража я подготовил место для приёма бетона – расстелил на земле в несколько слоёв листы рубероида и сделал небольшое невысокое ограждение. Несколько часов мы втроём «принимали» и «раскидывали» бетон. К концу работы возникла проблема – снаружи гаража оставалось большое количество бетона (что-то между полкуба и кубом), а внутри гаража для бетона не было места. При расчёте необходимого количества бетона я не учёл площадь ямы, которую не нужно было заливать бетоном. Пришлось наращивать уровень бетона в задней, в дальней части гаража и делать уклон ко входу.
 
Через две недели, когда бетон наверняка застыл, я приехал в гараж, закрутил заглушку и откачал воду. Было заметно некоторое напряжение, словно весь гараж хотел немного приподняться. Но он представлял из себя единую тяжёлую конструкцию, и он выстоял, не шелохнувшись. Я позвал электриков и показал им результат. Они были довольны, как и я. В этот день я впервые въехал в свой гараж на автомобиле.