И Зальцбург памятник ему воздвиг!

Алла Чурлина
"hic habitat felicitas, nihil intret mali"
("Hier wohnt das Glueck, nichts Boeses soll Zutritt finden")

Международный Фонд Моцартеум в Зальцбурге напоминает, что 4 сентября в 1842 году в центре сегодняшней пл. Моцарта (бывшей пл. Св. Михаэля) был открыт памятник композитору работы Людвига Шванталера. С трёхметровой статуи, вместе с мраморным пьедесталом в шесть метров высотой, в присутствии сыновей Моцарта - Карла Томаса и Франца Ксавера Вольфганга мл. - был торжественно снят покров. Франц Ксавер Вольфганг, младший сын композитора, в честь отца продирижировал  праздничным хором во славу «Здесь Мастер взору вашему предъявлен», мелодию которого он сам составил из различных произведений Вольфганга Амадея Моцарта.

Открыт был памятник с опозданием в девять месяцев, так как первоначально должен был быть приурочен к дате 50-летия со дня смерти композитора на 36-ом году жизни. Моцарт умер в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года. Почему с опозданием? Ответ здесь же, справа от пьедестала за оградой - фрагмент мозаики римского периода города Ювавума, античного предшественника Зальцбурга. Когда готовились к постановке памятника и вырыли яму под его фундамент, обнаружили слой римских мозаик, 4 век нашей эры. Естественно, это потребовало произвести раскопки всей площади, прежде чем фиксировать памятник. Найденные свидетельства представлены в Музее Зальцбурга во дворце Новой архиепископской резиденции, а мозаика сбоку у основания памятника - копия. Что на ней, о чём она повествует - это тема для другой беседы. А вот вдова Моцарта, Констанце фон Вебер (по второму браку Ниссен) видела из окон дома, где доживала свой век - ей уже исполнилось 80 лет и она на 50 лет пережила своего гениального мужа, - именно эти археологические раскопки.

Площадь Моцарта тесно связана с историей жизни композитора. Именно дом Nr. 8, к которому памятник обращён спиной, был последним адресом, где проживала жена Моцарта Констанце с одной из своих сестёр. Она сама не смогла принять участия в торжествах, потому что 6 марта, за несколько (а точнее - 6) месяцев до открытия памятника, умерла. Тем не менее, в последние годы жизни она была активно вовлечена в проект, принимала участие в его планировании и успела откорректировать и принять от скульптора первые чертежи-наброски памятника, согласовав его «похожесть».

Этот памятник в стиле классицизма является парадным портретом, а потому не претендует на реальное сходство с оригиналом. Известно, что Вольфган Моцарт не был высоким (ок. 1 м 51 см), он носил обувь с каблуками в 4,5-5 см. Статным его тоже вряд ли можно было назвать - сказались ранние регулярные занятия скрипкой: он был сутулый с кривой линией плеч. Но любил добротный костюм и умел в изящном наряде скрывать внешние недостатки. Его знали в красивых камзолах с дорогими пуговицами, кружевных воротниках и манжетах, а также высоких и необычно уложенных париках (таков был его вид в венский период последних 10 лет жизни). Памятник отражает скорее его дорожный костюм - скромный и практичный.

Поза одухотворённая с устремлённым вдаль взглядом прислушивающегося к себе человека - известный факт его профессиональной практики: он слышал музыку в любом состоянии, наяву и во сне, наедине и в общении, во время переездов и прогулок, во время еды и в длительных гастрольных поездках. Жизненные картины помещений, городских пространств и мелькающих в окнах карет пейзажей в разное время года и погодных состояний нередко рождали в нём звучание и могли неожиданно совпасть в поиске ритма и вариаций форм для задуманного с внутренним образом, содержанием, настроением. Он мог быть включён в ситуацию реальности и неожиданно уйти во внутреннее творческое переживание. У Моцарта была уникально разработанная память, многое из «услышанного» и «пойманного» на лету в воображении он мог через несколько часов или на следующий день записать, восстановить, повторить в «логике» реконструкции событий и ситуации. Любой внешний звук и даже запахи и тени, свет и краски, выражения лиц и тембры голосов могли быть подсказкой или объектом переложения в музыкальную фразу. Отсюда желание скульптора передать не статичную позу, а процесс вдохновения и возможность сразу записать услышанное.
 
Над этим «записать» многие нерадивые гиды и туристы-наблюдатели посмеиваются, что, мол, в Зальцбурге Моцарт стоит с современной ручкой вместо пера в правой руке. На самом деле забывая, что перо с чернилами использовали в покое (даже при наличии дорожных секретеров как бюро-шкатулок) и уже для переписки нотных набросков, а в пути или вне дома часто пользовались графитовыми палочками в деревянных или бумажных «футлярах». Кстати, и «ластики» всегда были под рукой - их и сегодня, экономя дорогую бумагу, используют художники и чертёжники: это «клячки» из хлебного мякиша, которые чисто и без пятен-разводов удаляли ненужное. В левой руке, одновременно придерживая складки свободно спадающей накидки, он прижимает бумажный свиток к чуть приподнятому колену (левая нога опирается на скалистый уступ как символ родины в окружении гор), ещё секунда - и он запишет на бумаге то, что услышал/сочинил. Так что, поза ничем не «пришпиленная» - опора, конторка, - но вполне рабочая, чтобы передать сочинительство.

А значит, в этом памятнике незримо присутствует её величество мелодия/гармония/музыка. Дать Моцарту в руки инструмент было бы банально - таким его много и повсюду изображают, а вот передать его полную свободу для творчества удалось. На пьедестале  сзади есть изображение лиры в лапах орла в обрамлении ленты (символ почёта). Под лирой надпись „Errichtet“ (поставлено, создано, возведено)и римские цифры MDCCCXXXXII передают дату возведения памятника 1842. А с фасадной стороны, где строгая надпись M O Z A R T, барельефная фигура парящего ангела с мини-органом в левой руке. Сравните: крылья ангела спереди, крылья орла сзади - символика воспарения, что и происходит с душой творящих (разговор с Богом посредством муз).

Пьедестал оформлен и с боковых сторон: слева у складок плаща-накидки лавровый венок (слава у ног, но без лишнего выпячивания); там же слева на пьедестале две женские фигуры, держащиеся за руки (символ согласия, единства); они стоят по бокам снова лиры, под которой крупный лик античной театральной маски - символ музыки и сцены - аллегория творца опер (вспомним, что В.А. Моцарт за свои неполные 36 лет жизни написал 22 оперы, которые до наших дней ставят во всех театрах мира). С правой стороны на плоскости пьедестала барельеф с тремя аллегорическими фигурами, которые олицетворяют труды композитора для церкви, для концертного исполнительства и для камерной музыки. Можно заметить, что взгляд его «падает» не по центру самой площади, а по диагонали к соседней - пл. Резиденций, то есть на два главных рабочих места Моцарта при архиепископском дворе - церковное (Кафедральный собор) и светское (Старая Резиденция).

И, наконец, перед памятником в асфальт площади Моцарта помещён знак комиссии ЮНЕСКО с датой 1997 года, напоминающий всем, что исторический центр Зальцбурга уже 24-ый год носит звание «Мирового культурного наследия», в чём немалая заслуга принадлежит Великому Сыну Отечества. Моцарт именно «гениус лоци» (genius loci/spirit of place) - подлинный гений (дух) места для Зальцбурга.

А в завершение вспомним, что подлинным инициатором постановки памятника Моцарту явился польский писатель Юлиус Шиллинг, который был в 1835 году проездом как турист в Зальцбурге и был несказанно удивлён, что в родном городе гения нет ни мемориальных досок на фасадах домов, где Моцарт жил и работал; ни названных в его честь улицы или площади; ни одного памятника. Именно г-н Шиллинг обратился в администрацию города с предложением поставить Моцарту памятник к 45-летию со дня его смерти. Предложение «иностранца» учли; памятник было решено приурочить к 50-летию со дня смерти. Начались административная и художественная подготовки. Это тоже отдельная тема повествования: кто и через какие учреждённые ведомства руководил зарождением «моцартоведения» в Зальцбурге, кто спонсировал траты; помимо образа-рисунка и модели предстояла отливка из бронзы; как проводились реставрационные работы памятника к юбилею 250 лет со дня рождения Моцарта; ...

Есть ещё много тем «в связи и вокруг» памятника такой личности. Добро пожаловать к нам в гости - ничего не утаим от интересующихся.

Алла Чурлина, Зальцбург
Ваш русский гид в Австрии
http://austria-ru-guide.at

04.09.2020