Посвящается Софье Залмановне Агранович

Ольга Штерн
               

               

               

   Год 1968. Сентябрь. Профсоюзное собрание в НИИ. Я там чертежницей работаю, в свободное время от попыток поступить в Ленинградский университет.
   Сижу в конце общего зала, с глаз начальства долой. Тихонько сижу. Я уже пошутила разок, смех а зале,  а парторг мне: «В Чехословакии тоже с этого начиналось».
   Мне таких приключений не надо, мне летом опять экзамены в университет Северной столицы сдавать, характеристику с места работы получать. ( Для протокола- поступила и благополучно отучилась на факультете психологии).
   А пока- тихонько сижу, за газеткой спряталась, за «Комсомольской Правдой». Законопослушная. .
   В награду за хорошее поведение получила малюсенькую заметку на последней странице. «Ученые утверждают, что Баба Яга это мертвец в гробу.  Одна нога в углу, другая в другом. И нос в потолок врос».
   ( Я в то время мертвецов боялась. Не тех, которые летают, а настоящих , чуть не написала  «живых»).  Поэтому прочла без удовольствия, но, неожиданно для себя, запомнила. Надо же, мертвец в гробу. Это наша, всем с детства знакомая бабушка Яга, чуть не член семьи. Ну да, грозится, что съест, но чаще помогает.

    Книга профессора Проппа, « Исторические корни волшебной сказки» ,попала ко мне в руки году в 1982.
Или в 83? Издание Ленинградского университета. 1946 год. («А ведь я с ним по одним коридорам ходила»- со смешанными чувствами печали и радости(цитата), подумала я).
   Вот оно что!!! Вот она какая, Баба Яга. И вообще всё-всё -всё. Эта книга сфокусировала мой взгляд на Мир, на культуру, на обычаи и ритуалы, и на бессознательное, иными словами на психологию человека как индивида в стае. А иногда и в стаде.
   А тут еще Фрезер с его «Золотой ветвью». Читай, вникай, смотри на Мир и ...что хочешь. Радуйся, огорчайся, сопоставляй, понимай. Эти книги как волшебный путеводный клубок в темном лесу истории и культуры.
     Году в ...не помню каком, на бескрайних просторах интернета я набрела на запись лекций, которые Софья Залмановна читала студентам факультета психологии Куйбышевского университета. Эти  дети,
 выросшие с компьютером, а не с книгой, записали, сохранили и позволили увидеть и услышать  Софью Агранович. Софью Премудрую.
   Нелепо. Когда  то она была старше меня, теперь - гораздо моложе.
   Она постоянно присутствует в моей жизни. Когда читаю ее книги, или, в сотый раз, пересматриваю записи лекций.
   А иногда я встречаю ее во время прогулок возле Мирового дерева, которое имеет вредную привычку менять свой вид. Сегодня это Иггдрасиль, скандинавское дерево, соединяющее время и пространство. Я никогда не понимала, как это возможно,  пока мне не объяснили армейским языком. «Копать траншею будете отсюда и до обеда».
   Кто только не собирается под кроной или на полянке , у ручейка с непонятным мне названием Мимир.   
   Любо-дорого наблюдать, как Софья Премудрая беседует с Котом Ученым. Проверяет его знания, эрудицию. Я встреваю в разговор, начинаю гладить кота, чесать ему за ушками. Кот забывает про всю свою ученость, мурчит. Рад встрече. Я тетка простая, образованная только слегка. При мне и хвост распустить можно. (Нет, это павлины хвосты распускают. А у котов- хвост трубой). А с Софьей Залмановной тягаться в учености трудно.  Сегодня Кот пытается выяснить, почему в знаменитейшей пьесе «Гамлет» у Шекспира нет котов. Гамлету собственоручно приходилось крыс убивать. Поэтому он нечаянно Полония заколол. Думал, крысы за занавеской шуршат. Ну, и пошло, поехало. Офелия с ума сошла, Лаэрт взбесился. А были бы там коты- никакой трагедии. Гамлет это понял, говорит : «Распалась связь времен». Это он на пищевые цепочки намекает. А коты- вершина эволюции. И настроение людей улучшают.
   Мы с Софьей Залмановной переглядываемся.
  « Гамлет Шекспира в отличие от своих предшественников -Гамлетов, человек возрождения. У него главная забота - мир в порядок привести.»- говорит Софья Залмановна.
  Вон, посмотри на Гамлета Саксона Грамматика, он в своем мире, как рыба в море. Всех обхитрил, всех победил, пожаром следы замел, на престол сел, женился выгодно. А что отца и брата убили, так это дело житейское, не устраивать же из всего трагедию.

   А хочешь развлечься- зайди на сайт Сумарокова ( смотрит лукаво, мол, знаю я вашу нынешнюю терминологию). Там такой Гамлет- обхохочешься. Хотя смеяться особого повода нет.  Дворцовый переворот, 1741 года, на престол восходит императрица Елизавета Петровна. В 1748 году Сумароков пишет свою версию «Гамлета». Современники посчитали это государственным заказом, оправдывающим смену власти».
   Ничего себе, развлечение- думаю я.
   
   Иногда Софья беседует с Братцем Кроликом, известным трикстером. Между прочим, коварен и опасен. «Ничего не поделаешь,- объясняет Братец Кролик - у нас в Африке  иначе не выжить. Каждый норовит маленького съесть. Вот и приходится видовые границы нарушать, читали про меня, какой я страшный зверь? Тут, Софья Премудрая, мы с тобой похожи. Ты тоже на грани...».
Ну и комплимент - пугаюсь я. А Софье Залмановне все нипочем, только посмеивается.
Мудрствующая на грани, на грани доступного для сознания обычного человека, как написал Евгений Стефанский  в послесловии к одной из ее книг . А Кролик просто хочет погреться в лучах ее мудрости. Он, всего навсего,  хитрый и изворотливый. Что тоже полезно. Тем более, в Африке.
   
   Иной раз ее навещает Эдип. Я вспоминаю про свою профессию и путано извиняюсь за Фройда с его комплексом.  «С кем не бывает, утешает меня Эдип,-вот я отца убил, грех ужасный, но ведь по неведению, и он первый начал. А после этого на вдове его женится. Так по закону было положено. Я же не знал, что она моя мать. И она не знала. Судьба».
   «Бесполезно с судьбой спорить»- пытаюсь хоть как-то поддержать Эдипа.
   «Бесполезно- соглашается он. Но необходимо. Если хочешь остаться человеком».
   Прибегает Белка. Она вечно курсирует, туда-сюда по стволу, вверх-вниз. У нее просьба. «Ты там скажи, что я белка. «Мысь»- это белка.  А то недослышали, и обозвали мышью. Ну, это полбеды. А когда сказанут «мыслью по древу»-хочется их всех скорлупой закидать».
 Лучше от кокосового ореха, советую я.
   Ворон прилетел. Кутх. Похабник известный. Меня этим не смутить. А Софью Залмановну и подавно. Она еще почище умеет. И, ЧБСХ, как говорил хоккейный вратарь Коноваленко- всегда к месту.
   Мне пора возвращаться в Верхний мир, жаль, истории Кутха я слушаю с удовольствием. И с таким же удовольствием слушаю лекции Софьи Залмановны. По многу раз. И всегда нахожу в них что-то. Вернее сказать, по новому пониманию услышанное.
   Лекции Софьи Залмановны Агранович в университете традиционно ставили на Первое сентября. Потому что она, одна из немногих, понимала, как устроен Мир и с первых встреч учила этому своих студентов.