Немного о музыкальных произведениях Баха

Виктор Штоль
В рассказе: «Итак, продолжение об искусственном интеллекте…», в его конце была «вскользь» затронута тема о музыкальных произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Было «подчёркнуто», что музыка и слова в этих произведениях «казалось бы» несовместимы: слова обычные молитвы к Богу, а музыка на порядок глубже и необычнее. Возможно, таким образом, Бах подчёркивал значимость и «глубину» молитвы. Надо учитывать что Бах «работал» при церкви и это была его основная деятельность: за эти средства он содержал большую семью. За его не церковные «цивильные» музыкальные произведения, по-видимому, никто Баху не платил, а если и платил, то немного. В те времена церковь занимала основное, в общем-то, привилегированное место в обществе! На церковь, в основном, опиралась вся власть в феодальном государстве. Бах жил в 18 веке от Рождества Христова и потому писал музыку в основном о Христе, но настолько глубоко, что вместе с ним уходил почти в иные Миры Вселенной. Как уже говорилось музыка (если отвлечься от слов молитв) всеобъемлюща и глубока, и она воспринимается как что-то Вселенское лежащее за грань понимания, то есть не поддаётся словесному описанию её нужно слушать, абстрагируясь от слов, слова только мешают. Вообще, слова и музыка несовместимы: классическая музыка настолько абстрактна, что не может быть описана словами, и возможно каждый из слушателей воспринимает её в зависимости от свого интеллекта и объяснить это вербально, то есть словами практически невозможно. Но эту способность воспринимать музыку вербально объяснить тоже, по-видимому, невозможно, потому что просто-напросто невозможно подобрать нужные слова - просто нет таких слов!.. Слова кажутся чем-то грубым, инородным, ничего не выражающим лепетом - типа лая собаки или мяуканьем кошки, от чего тому, кто говорит становиться неуютно и даже как-то тоскливо…, музыка должна восприниматься без слов. Слова и классическая музыка Баха несовместимы. Слова опускают слушающего классическую музыку «на Землю» в грубый словесный мир, который, кстати, иногда, но очень редко, приближается к музыке. Но, однако, не к классической!..

Вероятно, такой всеобъемлющей музыкой является музыка Иоганна Себастьяна Баха, которая уводит человека в иные Миры, но только его музыка, а не религиозные молитвы.

Хотя для некоторых эти молитвы тоже привлекательны, так как исполнение их требует высокого профессионального мастерства…

Кстати, по своему видению Мира, к Баху близок Тарковский в своих кинофильмах. В кинофильмах Тарковского тоже много абстракции и сложных плохо-понимаемых сцен трактуемых по-разному различными кинокритиками зачастую с примитивным неглубоким мировоззренческим уровнем, а ведь многие кинофильмы Тарковского психологически очень глубоки. Например, кинофильм «Солярис», где, кстати, тоже звучит музыка Баха. Солярис, около которого находился космический корабль с учёными с Земли, начал воспроизводить в своей атмосфере жуткие картины, считанные с их разума. Разум учёных Солярисом был понят по-своему. К тому же, на их корабле начало происходить что-то необъяснимое. Начали, появляются различные непонятные им мохнатые особи, которых поймать было невозможно. По-видимому, их засылает на корабль Солярис, а для чего неясно, возможно это как-то связано с предыдущей жизнью одного из учёных находящимся на космическом корабле. На космический корабль был вызван с Земли психоаналитик вместо погибшего на космическом корабле его коллеги. Вызванный на космический корабль у Соляриса психоаналитик прощается со своим старым отцом, с которым они уже не увидятся, так как путешествие на космический корабль и работа на нём займёт не один десяток лет. К тому же жена психоаналитика покончила с собой, сделав себе укол с мгновенно действующим ядом. Психоаналитик прибывает на космический корабль и пытается разобраться, что там происходит, но это очень сложно. Солярис воспроизводит жену психоаналитика, которая многократно кончает жизнь самоубийством, выпив жидкий кислород и затем, вновь воскресает. Психоаналитик пытается разобраться, с действиями Соляриса, который постоянно совершенствует своё мастерство. В итоге Солярис почти захватил разум находящихся на космическом корабле учёных и воспроизводит им уже почти реальную сцену их пребывания на Земле с некоторыми нарушениями реальной действительности. Необычно, тягуче струящаяся вода, дождь, льющийся через крышу в комнату, шприц на подоконнике из которого сделала себе смертельную инъекцию жена психоаналитика, его уже умерший отец, заглядывающий через окно в комнату. Психоаналитик же вызванный на космический корабль, чтобы разобраться с поведением учёных на космическом корабле и воздействием на их интеллекта Соляриса, - по-видимому, там, и остался, разум его тоже «захватил» Солярис. Конец этого кинофильма может трактоваться по-разному. Возможно, конец кинофильма пронзительно-печальный, съёмочная камера как бы поднимается вверх. И мы видим на крыльце дома, где жил психоаналитик будто бы уплывающую вниз, уменьшающуюся постепенно сцену возвращения блудного сына, психоаналитика и его отца, которого уже давно нет в живых - при этом звучит музыка Баха.

Пожалуй, можно сказать - музыка Иоганна Себастьяна Баха плохо понятное явление Мира. Психологическое воздействие этой музыки настолько глубоко-непознаваемо, что кажется мистически-сложным феноменом нашей действительности!..

Есть глубокое убеждение знатоков классической музыки, что все музыкальные произведения, включая классический джаз, проистекают из произведений Иоганна Себастьяна Баха, исключение составляет только композитор Моцарт, в его произведениях нет аналогов из произведений Баха. А ведь это тоже удивительно…

А ведь это никем необъяснимый феномен творчества Иоганна Себастьяна Баха. Бах как бы «знал», как будут развиваться в дальнейшем все направления музыки. Что это случайность? Но такая случайность просто невозможна, а, следовательно, какое-то почти мистическое действо загадочной личности, не поддающейся пониманию и осознанию. Многие исследователи творчества Баха пытались как-то объяснить это необъяснимое явление, но терпели полное фиаско - это не объяснимо…, загадочно…, и непонятно…

А так ли это? Судите сами. Если конечно найдутся читатели, которые заинтересуются выше написанным текстом…, но это маловероятно…,
хотя…, чего только в жизни не бывает?..


20 января 2020 года.