Мини-лекции 19. Фотошоп. Трансформация

Владимир Сысолятин
 

   Тот, кто работал в графических редакторах знает о трансформации изображений. Мы же поговорим о трансформации выделенных областей при неизменности остальной части изображений. Хорошо или это плохо другой вопрос? Нам же надо понять сам процесс, а точнее алгоритм той или иной операции с выделенным?!

   Трансформация от латинского transformatio, — преобразование, превращение. Нам же более подходит ПРЕОБРАЗОВАНИЕ. Так называют процесс в учебниках и русифицированных версиях фотошопа.

   Далее: ПРАВКА — СВОБОДНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ и ПРЕОБРАЗОВАНИЕ! Оставим свободное на потом, а рассмотрим просто ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, которое... Правильно, которое распадается на виды: МАСШТАБ, ПОВОРОТ, АСИММЕТРИЯ, ИСКАЖАТЬ, ПЕРСПЕКТИВА. И далее: ВРАЩЕНИЕ на 180°, 90° по часовой, 90° против часовой. Кроме того: горизонтальное транспонирование и вертикальное транспонирование. В силу того, что у нас ограниченное пространство для графики, мы не сможем увидеть все варианты, а лишь несколько. А именно: МАСШТАБ, ПОВОРОТ, АСИММЕТРИЯ и ПЕРСПЕКТИВА.

   А, начнём мы с условия начала процесса преобразования (трансформации). Всё придёт в движение только после открытия документа и выделения какой-нибудь области?! Через ПРАВКА выберем вид преобразования, ну допустим свободное... Щелчок и ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ примет вид, на рисунке сверху! Я разделил панель на блоки где слева-направо: относительные координаты, сохранение пропорций, угол вращения, перекоса как по горизонтали, так и по вертикали. Справа две пимпочки: первая отменяет всю трансформацию, а вторая выполнять операцию.

   Первый блок, цыфорки XY координаты центральной точки выделенного пространства (прямоугольного) при преобразовании. Второй блок процентное соотношение сторон при масштабирования выделенного. Третий блок угол вращения. Четвёртый блок координаты центральной точки прямоугольного выделенного пространства при перекосе.

   А, теперь займёмся наконец-то делом! Рис1. Да, естественно это JPG изображение как и вся иллюстрация. Но в реальности это многослойный документ PSD-формата. Да, того самого, родного фотошопу! И стало быть отключим все слои кроме того слоя, что с кувшином. Путём прямоугольного выделения заключим этот чёртов кувшин в прямоугольную область. Затем через ПРАВКА выберем ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, — ПОВОРОТ. Тотчас выделение из «марширующих муравьёв» превратится в чёткую область с непрерывными границами и с манипуляторами рис2. Признаюсь, для наглядности манипуляторы я подкрасил жёлтым... Всё готово к операции ПОВОРОТ.

   Приблизим указатель мыши к угловому (хотя и не обязательно?) манипулятору. Указатель превратится в двойную угловую стрелочку. Всё, можете поворачивать. На рис3 кувшин уже повёрнут. Далее двойное действие. 1) ПРАВКА — МАСШТАБ. Естественно перед этим выделение. Если ухватить угловой манипулятор мышкой и двигать как бы по ДИАГОНАЛИ, по направлению двойной стрелочки, то изображение будет уменьшаться-увеличиваться. Но стороны будут изменяться пропорционально. Если вы не уверены в своей диагональности смотрите на панель и меняющиеся проценты. А в принципе можете заранее установить свои проценты. Не трогая манипуляторы, всё изменится автоматически! Двигая остальные манипуляторы можете исказить изображение и даже не переходя на ИСКАЖАТЬ, правда там круче... 2) Изменение вида путём сжатия или растяжения. Причём изменяется только либо высота, либо ширина, в отличии от масштабирования! Вот на рис4 я исказил кувшинчик (сжал по вертикали) снизу-вверх по двойной стрелочке... Как видите ширина осталась прежней.

   А, далее, делаем видимыми остальные слои. Открываем палитру слоёв (если она по умолчанию сама не соизволила нарисоваться?) и находим наш слой с новоиспечённым кувшинчиком. Он будет активным. Затем, если вдруг кувшинчик переметнулся со своего этажа на соседние, переместим его в самый верх палитры. Там он как и положено будет выше всех. По необходимости перемещаем его по документу. И как окончательный вариант на рис5. Да, мы его повернули и сжали, придав новую форму, но? Но он не совсем хорошо вписывается в общую картину?! И если у остальных предметов вид сбоку-сверху, то у кувшинчика только сбоку. Имейте это ввиду, в дальнейшем...

   Следующее преобразование АСИММЕТРИЯ или по-простому ПЕРЕКОС. На рис6 падающая (всё падает и никак не упадёт), пизанская башня. Попробуем её поставить на «попа», вертикально стало быть. Выделяем, переходим на АСИММЕТРИЮ и? Далее направляем указатель на нижний средний манипулятор. Он, указатель принимает странный вид. Затем, стараясь не свернуть с горизонтали двигаемся по направлению зелёной стрелочки. Результат на рис7. Да, получилось несколько уродливее, но? Мы и не ставили целью сделать красиво?! Конечно потом нужно будет всё это приводить в божеский вид... Но это ведь потом!!!

   Последняя попытка, это освоить ПЕРСПЕКТИВУ. На рис8,9 по-моему Вам уже всё понятно и без слов! ПРАВКА, — ВЫДЕЛЕНИЕ — ПЕРСПЕКТИВА и указатель на верхний манипулятор рис8. Стрелочка приобретает дурацкий вид, и Вы тянете её строго вверх. Результат на рис9. Чтобы снять выделение, не только здесь, но на всех операциях загоняете указатель внутрь выделенной области. Стрелочка изменяет свой вид. Щёлкаете два раза и всё, дело сделано!

   СВОБОДНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ... Это худо-бедно те же операции без предварительного выбора. Есть конечно нюансы... Так, чтобы пропорционально масштабировать нужно кроме указателя держать нажатой клавишу Shift. И в том же духе все остальные операции...

   С вращением думаю особых проблем не будет. Немного о зеркальном отображении. Есть два варианта. Первый прямо через ПРАВКУ — ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, на горизонтальное или вертикальное транспонирование. Второй в режиме МАСШТАБ. Уцепиться указателем с вертикальной или горизонтальной стороной выделения, двигайте в сторону уменьшения. Далее не останавливаясь пересекаете противоположную сторону. Двигаясь далее увидите как тянется инвертированное (зеркальное) изображение! Вам остаётся только выдержать пропорцию с исходным (на глазок, однако!). При чистом транспонировании изображение превратившись в зеркальное остаётся на месте! В играх же с масштабированием оно, изображение перемещается, вправо-влево.