Юго-Восточная железная дорога 1941-1944 г.
Воспоминания заместителя начальника военно-восстановительной службы тов. Шалыгина И.И.
Частично отредактировано
1. Поворинский узел был один из главных узлов ж.д., обеспечивая разгром гитлеровцев под Сталинградом.
В этот момент перебрасывалась военная техника для обеспечения окружения врага, и когда Поворинский узел стал подвергаться массированным налетам вражеской авиации, которая бомбила узел с трех сторон. Начальник военно-восстановительного поезда тов. Чернышев А.И. в некоторых условиях разделял поезд на все три направления, а также летучки связи и пути, чтобы обеспечить быстрейшее восстановление ж.д. пути и обеспечить пропуск поездов с военными грузами.
За быстрое восстановление ж.д. полотна и умелое руководство по восстановлению на этом участке, бывший начальник восстановительного поезда тов. Чернышев А.И. был награжден правительством орденами Отечественной войны первой и второй степени и медалями.
2. Лискинский узел, где начальником военно-восстановительного поезда самоотверженно работал Чернышев Митрофан Иванович, был в непосредственной близости от линии фронта. Так, во время налета вражеской авиации на Северный парк, где горели цистерны с бензином, Чернышов М.И. принимал активное участие в расцепке цистерн, совместно с начальником паровозного отделения тов. Лысенко А.К. На станции Тишинка, ( направление Лиски-Таловая Прим. ИМЗ). где вражеской авиацией был взорван склад аммонала и снарядов. В результате сильного взрыва было уничтожено ж.д. полотно. По прибытии военно-восстановительного поезда, летучек пути и связи, сумел организовать работу одновременно с двух сторон, что обеспечило быстрое восстановление направления.
Большой взрыв произошел на станции Райновская, ( направление Лиски-Лихая Прим. ИМЗ). из-за попадания авиабомбы в состав из 15 вагонов с аммоналом. На месте взрыва остались огромные ямы, и только 10 составов песка и щебня смогли восстановить путь на станции. Этой работой руководил начальник военно-восстановительного поезда и летучек пути и связи Коломейцев Ф.А. и от управления дороги зам. НВ Русак В.Ф.
Такие же разрушения были на станции Лихая, где восстановительными работами руководил зам. НВ Шалыгин И.И. и Герко, там были самые сильные взрывы на дороге.
Военно-восстановительный поезд ст. Отрожка по приказу НКПС был откомандирован на Орловско-Курскую дугу и стоял на ст. Поныри, там он ликвидировал последствия бомбежек вражеской авиации, начальником был Коломийцев П.В.
На ликвидации последствий налетов авиации работали и восстановительные поезда и с других дорог, это с Южно-Белорусской, Юго-Западной.
В 1941 г. согласно приказа Верховного Командующего было приказано первому секретарю Воронежского Обкома ВКП(б) тов. Никитину, начальнику дороги тов. Ткаченко обеспечить срочную отгрузку двух авиационных заводов, № 18 и имени Сталина вглубь страны. В первую очередь отгрузить из завода № 18 пресс «Брезборда», весом 800 т, так как он был единственный в СССР. Отгрузку поручили мне, пресс в течении трех суток был загружен в вагоны, под ежедневными бомбежками противника.
По распоряжению НКПС руководством дороги выполнялось приказание о приеме подвижного состава с эвакуированных дорог с запада. Это со стороны Курска через Воронеж – Отрожка – Графская - Анна, где разместили до 100-150 составов, установив их, впритык друг к другу по нечетному пути от Отрожек до Графской. От Лисок до Поворино разместили с юга до 600 составов с тяжелым оборудованием из Харьковского направления. Всего нашей дорогой было принято до 800 эшелонов, тем самым спасено много ценных грузов, после оправленных вглубь страны. Все это было сделано в мае –июне 1942 г.
Затем были организованы специализированные колонны с Куйбышевской дороги. Эти колонны постоянно снабжали водой и топливом локомотивы в отстойниках, и помогали выводить составы на восток страны. Сама Юго-Восточная дорога на протяжении 3-х лет войны снабжалась топливом с Караганды.
Ввиду того, что на узлах дороги таких как Лихая, Лиски, Поворино, Балашов, Кочетовка, Грязи скопилось много эшелонов с грузами и воинской техникой, а противник постоянно бомбил их, наносив большие потери. Руководством был издан приказ № 100 , о создании военно-восстановительных служб спецподразделений, которые совместно с частями железнодорожных войск, в течении 2-х месяцев, на вышеуказанных узлах должны построить обходные пути, исключив заход важных составов на узлы.
Так в Поворинском узле построили 3 направления обходов: Балашов-Дуплятка, Балашов-Лиски, Борисоглебск-Лиски. В Лисках на 272 километре пути, можно без захода уходить на Воронеж и Балашов. На Грязинском узле без захода на Орел и Сталинград.
На протяжении 3-х лет у нас были прикомандированы восстановительные поезда с Куйбышевской и Казанской ж.д.
Несли мы и потери, за все время войны авиацией противника были выведены из строя восстановительные спецформирования Лыховскские, Россошинский, Глубокинский, Полтавский, Таловский, Артарский. Серьезные потери имели на ст.Петров Вал под Сталинградом. Не обошлось и без потерь среди личного состава нашей дороги. Так в 1943 г. был большой налет вражеской авиации на станцию Балашов, где был разбит восстановительный поезд из Полтавы, погибло много рабочих, там они и похоронены.
Для улучшения работы от дороги были закреплены за крупными узлами ответственные работники. Так, тов. Молчанов - начальник Одесской ж.д. за узлом Сталинград, Шахрай – ст. Поворино, зам. начальника Левченко – ст. Лиски, а также тов. Красников, Вавутский.
Организация Военно-Восстановительной службы
Юго-Восточной железной дороги.
С приближением фронта к Юго-Восточной ж.д. и согласно постановлению Совета Труда и Обороны СССР приказом № 100, а также в соответствии приказа Управления ЮВ ЖД в 1941 г. в июле месяце была организована Военно-Восстановительная служба, на которую были возложены следующая обязанность.
Во время разрушения вражеской авиации узлов дороги – быстрейшее их восстановление.
Служба подчинялась на дороге – начальнику дороги, а в НКПС – ГУВВР, Главному Управлению Военно-Восстановительных Работ – генерал-майору Кабанову П.А.
( ГУВВР возглавляли с 08.01. по 27.03.1942 НКПС СССР Каганович Л.М.
с 27.03. по 24.06.1942 г. зам. НКПС СССР Гоцеридзе И.Д.
с 24.06.1942 г. по 03.04.1944 г. генерал-лейтенант Головко В.А.
с 03.04.1944 г. по 02.04.1945 г. генерал-лейтенант Просвиров Н.А.
с 03.04.1945 г. Герой Социалистического Труда генерал-лейтенант Кабанов П,А.
ГУВВР с 15.04.1950 г. реорганизовано в Главное Управление Железнодорожных Войск. Прим. ИМЗ)
Организованная военно-восстановительная служба по штату была около 50 человек, распределялась по следующим группам:
Зам. нач. дороги, он же начальник – ВРИД Русак В.Ф.
Военно-восстановительной службы - Морозов А.Ф.
Зам. нач. службы по политчасти - Королев А.А.
Зам. нач. военно-восстановительной службы – гл. инспектор восстановительных средств на дороге - Шалыгин И.И.
Нач. группы подрывных работ - Мельник Л.И.
Нач. группы кадров - Гребенник Н.А.
Нач. группы пути - Чибисов Г.А.
Нач. группы тяги - Проценко Г.П.
Нач. группы связи - Ростовцев П.Ф.
Нач. группы снабжения - Сумской Б.А.
Главный бухгалтер - Григорьев К.С.
Начальники восстановительных участков:
Лихая - Дикарев И.Ф.
Глубокая - Деканов А.Д.
Россошь - Шуркаев Ф.И.
Воронеж - Малюга М.И.
Лиски - Милованов И.А.
Таловая - Матюхин Т.Е.
Грязи - Сальников М.Т.
Оборона - Поляков Д.Е.
Партийно-массовая работа, руководимая тов. Королевым А.А., проводилась его штатом, как в самой службе, так и на участках дороги. Он добился через руководство НКПС о прикрытии с воздуха авиацией и зенитной артиллерии важнейших участков дороги, что обеспечивало безопасность восстановительных работ.
В 1944 г., в августе, по приказу дороги военно-восстановительная служба была ликвидирована, ликвидация возложена на тов. Шалыгина И.И.
Бывший зам. начальника военно-восстановительной службы Юго-Восточной ж.д. Шалыгин Иван Иванович 15.01.1975 г.
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ август 2020 г. В.Петропавловский