Покаяние

Мария Новикова 3
    В последнее время я стала замечать, что в жизни моей все меньше и меньше событий и встреч. А вот  времени на воспоминания и размышления появилось больше.
    Только сейчас начинаю понимать какой-же интересной, трудной, сложной была моя жизнь. Жаль только , что пролетела она слишком быстро.
    Было много хорошего , но и ошибок было немало. Многие, к сожалению, уже невозможно исправить. Самой большой ошибкой, вернее виной, было то, что я недостаточно уделяла внимания самому близкому человеку на свете –свой маме.      
    Вот уже 18 лет прошло с тех пор, как мамы не стало. Остались лишь воспоминания о ней . Сохранились  фотографии и несколько писем, которые она писала мне.
    Перечитывая их сейчас, я поняла, сколько же любви и заботы было в этих письмах. А я в то время была занята лишь своей жизнью. Мне казалось, что она не может понять меня, не может видеть моих проблем. Я принимала ее помощь, но
мало ценила ее заботу. Многие  вопросы мамы часто оставляла без ответа – потом поговорим. Успеем . Ведь впереди еще целая жизнь. Я, глупая, не могла понять , что это у меня все впереди. А у мамы  многое уже позади.
    Время же летит быстро и незаметно.
    Я так и не успела маме сказать, что я ее очень люблю, что я очень благодарна за ее помощь. Я не успела лишний раз просто обнять ее и молча посидеть рядом. Я не успела поговорить с ней, не торопясь, о ее жизни.  Я не успела сказать , что всегда буду помнить, как на последние деньги она покупала мне книгу или билет в театр. Живя рядом с ней, я оказывается так и не узнала ее до конца.
    А жизнь ее была очень трудной. В  1933 году от голода умерли ее отец и братья с сестрами. А с 18 лет она всю войну работала на заводе, сутками  не выходя из цеха. После войны проблем было не мало.  Но она всегда жила, забывая о себе. У нее было всего 7 классов образования. Учиться было некогда - нужно было работать.
Ведь на ее плечах была я и ее мама. Но она все выдержала , потому что поняла главное в жизни.  Если тебе есть кого любить и о ком заботиться , то ты счастливый человек и все можешь преодолеть.
    Сейчас мне порой бывает так больно и стыдно. Душа моя нуждается в покаянии. Ведь покаяние-это прозрение, это изменение своих мыслей, жизни. Жаль только, что оно наступило слишком поздно. Я признаюсь себе в том, что вина моя перед мамой очень велика. Уже ничего нельзя исправить- ее нет рядом, хотя  я каждый день вспоминаю ее и мысленно благодарю за все. Надеюсь она услышит меня и простит. Ведь это же мама!