7. Реальность и наши представления

Лариса Болотова
                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.22) « Латинское слово «realis» означает действительный, существующий в  действительности, исходящий из действительного положения. Существовать – значит быть, находиться в наличности».

                Если человек может осознавать своё существование, то объекты существующие нет. Понимают ли животные, что они существуют? Что значит быть? Находиться в определённом месте и осознавать это?

«Как философская категория реальность означает действительность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества».

                Относится ли данное утверждение к сущностям Тонкого Мира?

                Получается, что реальность человек не может познать с помощью своих внешних органов чувств. Но своё  индивидуальное сознание он формирует именно с помощью них. Следовательно, чтобы познать реальность человеку нужно изменить своё сознание, а именно, расширить его.

«Реальная действительность – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, безконечная субстанция, которая включает в себя всё существующее. Философы часто используют в качестве синонима категорию «действительность», под которой понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Если речь идёт об объективной реальности, то понимается объективное существование каких-либо предметов, явлений, независящих от сознания человека. Наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность (идеи, существующие в голове учёного, ещё не овеществлённые). Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нём происходят».

                Следует ли понимать под объективной реальностью Безконечность Пространства, а под субъективной реальностью Безконечность Сознания?

«Несмотря на то, что только с помощью «чистой» мысли нельзя ни построить дом, ни приготовить еду, но мысли, образы, идеи, чувства и желания могут заставить человека всё это сделать, могут изменить всю его жизнь, могут оказаться не менее значимы, чем материальные (вещественные?) предметы и явления».

                Если они могут заставить человека это сделать, то они должны быть материальны, а именно,  энергетический уровень материи. По поводу «чистой» мысли, человек не умеет это делать, то есть материализовать объекты.

«Таким образом, существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их большие отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащие к объективному (в силу телесности) и субъективному (в силу сознания) миру.

Жизнь человека – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – центр бытия, его судьба – ядро философской проблемы в целом. Человек сам творит собственный мир – мир человека, создаёт свой мир искусственных вещей, явлений, создаёт общество, культуру, свою «историческую реальность»».

                Что же такое представление?

«Под представлением же понимают, во-первых, форму фиксации коллективного опыта в содержании культуры. В максимально обобщённом виде представление выступает структурно-содержательной формой конструирования мировоззрения как системы наиболее общих картин о мире, человеке и месте человека в мире. С точки зрения гносеологии, универсалии культуры могут быть оценены именно как представления максимальной степени общности, задающие основы не только миропонимания и мироистолкования, но и мироощущения, миросвосприятия, миропереживания. В каждой культурной традиции может быть набор ключевых представлений, интерпретации которых задают характеризующий данную культуру тип мировоззрения.

Во-вторых, под представлением понимают форму индивидуального познания, имеющую целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия образа на органы чувств. Представление может возникнуть как на основе памяти предшествующего опыта, чувственно связывая настоящие с прошлым, так и в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, представления выступают основой мыслительных операций.

В отличие от других форм чувственного познания (ощущения и восприятия) представление связано с языком, что позволяет квалифицировать устанавливаемые в индивидуальном мышлении вербально выраженные связи между представлением индивида и массовым сознанием. Реальное функционирование обыденного сознания  может протекать вне обязательного для понятийного мышления требования наличия строгих определений, чётко очерчивающих их содержание и объём. Поэтому представление, в силу своей особенности, позволяет конструировать обобщённое знание, сохраняющее исходный наглядно-образный характер и полноту чувственного опыта. Представление важно в гносеологическом плане, так как именно оно обеспечивает в осуществлении творческих и прогностических процедур формирования принципиально нового ракурса видения ситуации».

                Получается, что познать реальность мы не можем, а можем только её представлять, находясь в своём земном сознании.

«Научный метод восхождения мысли от абстрактного к конкретному, используемый в процессе познания, показывает, что под абстракцией мы часто представляем предмет в его необходимости. Речь идёт о таком объекте познания, который сконструирован из фрагментов, составляющих различные, самые главные, существенные аспекты познаваемого мира. Кроме того, проекции, на которых базируется теория, могут быть представлены не только в вербальных описаниях, но и при помощи рисунков, схем, фотографий, творения изобразительного искусства.

По мере продвижения познания от явлений к сущности, знание постепенно теряет непосредственную связь с объективным миром. Наглядный образ позволяет сделать сущность опосредованно наглядной, построить чувственный образ, в котором отражены приёмы абстрагирования и выражены сущностные связи и отношения, присущие объекту.

Методология художественного воссоздания картин жизни ушедшей в прошлое, та же самая, что и научного построения теории, основанного на синтезе различных подходов и определений.

Технология воссоздания целого по частям и восстановления недостающих частей общей конфигурации целого одинакова как для мышления, так и для воображения.

До сих пор речь шла об экспликации невидимой реальности техническими средствами. Не менее существенно для познания и практики обучение способу экранизации при помощи логики и воссоздающего воображения.

В реальной действительности не всё познаётся по имеющимся в наличии предметам и явлениям. Например, шарообразность Земли интересовала учёных с древнейших времён. С помощью воображения и на основе научных гипотез художники нарисовали вид Земли с Луны, хотя ни один человек в древности на Луне не был.

Научно-технический прогресс XX век и высадка искусственного спутника на Луну позволила человеку сфотографировать Землю с Луны. Сравнивая созданный воображением художников образ Земли с фотографией, мы убеждаемся в гносеологической надёжности метода восстановления недостающего звена путём продуктивного воображения.

Сами по себе ни воображение, ни мышление не дают творческого мышления. Строгое логическое мышление, не подвергающееся воздействию воображения, свободы воображения, не может творить ничего творческого. Только нарушение, вносимое воображением в логику, может дать творческий результат. Пока мы не нарушим так называемую «железную логику» в привычном стиле мышления, не сумеем изобрести ничего нового. Логика задаёт жесткие рамки анализа и синтеза, а воображение вносит нечто новое, выходящее за эти рамки».

                Наши представления реального окружающего мира не возможны без воображения. Пока человек ограничен физическими органами восприятия окружающего мира, он не может ничего утверждать, а только высказывать свои представления. Ему нужно проникнуть в глубину себя, чтобы расширить своё сознание и только тогда он будет способен это сделать.