Болгары на встречах в Берегине

Ирина Юлина
 Мне посчастливилось три года в летнее время проводить встречи  творческих людей в Литературно-музыкальной гостиной "Берегиня" Болгарии на Солнечном берегу.  Показалось интересным, чтобы эти встречи были совместными, чтобы выступали и русские, и болгары.   Такая   народная дипломатия, объединяющая людей.
               
                ***
                Черньо Чернев

   На вторую  встречу 2016 года  был приглашен болгарский академик, презентовавший свою книгу "Болгары в Крыму". Видео запись этой  встречи мне помог   сделать Георгий Дервишев, за что ему большая благодарность. Академик Черньо Чернев, к сожалению,   ушел из жизни, а я  смогла просмотреть  еще раз его выступление...

  Это выступление вызвало живой интерес присутствующих  в гостиной.  Ч. Чернев - высокообразованный, с хорошим чувством юмора, владел 8 языками, написал 11 книг, множество статей.   На встрече он декларировал: "Моя партия - моя совесть."   Выступая, сказал, что 10 экземпляров книги "Болгары в Крыму" он подарил Патриарху Кириллу.  Черньо Черневу  очень хотелось, чтобы эту книгу перевели на русский язык.   Книгу,  подаренную мне, я недавно передала представителю МИДа, присутствующему на  встрече,  организованной БКИ в Библиотеке иностранной литературы.  Хотелось бы, чтобы книга вызвала интерес. В ней исторические факты, легенды, тайны НЛО. Черньо Чернев считал, что в Крыму   живет 3-5 тысяч болгар в районе Коктебеля, много болгар в Чувашии, Мордовии, Татарстане...

   На его визитке:
   Директор на Института за българите в чужбине
               акад. Черньо Чернев
  Издание книги от автора
1. Варна-Кавала, Новото име на европейската ваканция.
2. Светите христиански места в Республика Турция.
3. Българското черноморие-древната люлка на Христианството.
4. Антон, Халкидики-Манастира "Св. Георги вмчк Зограф.
5. Света гора-В градината на Пресвета Богородица.
6.Тайни и загадки от древния Анхиало.
7. Метеора-В Светлината на божествената истина.
8. 1906 ... Страници от скритата история на Поморие.
9. Света гора-Извън времето и пространството.
10. Глаголицата-Азбука на Бога или... капсула на времето.
11. Българите в Крим.


                ***
                Пепа Чифильонова

    Пепа Чифильонова родилась в В. Тырново, жила в Ст. Загоре. Там закончила Русскую школу "М. Горки".   Поступив в 1972 году  на работу гидом на Солнечном  Берегу, закончила Институт Международного туризма, затем Магистратуру - Экономика и организация туризма. Работала с русскими группами.
  Позже она владела      гостиницей  Мария Ревас, где проходили   встречи Русского клуба.
 
     Пепа Чифильонова участвовала, если не ошибаюсь, во всех встречах  в "Берегине" и даже  пригласила с собой дочь на одну из встреч, когда дочь была на Солнечном Берегу. 
 
    Пепа Чифильонова улыбчивая, открытая для общения, с интересом комментировала выступающих в гостиной. В планах у меня было попросить Пепу Чифильонову рассказать о    баронессе Юлии Вревской, служившей  сестрой милосердия  во время Русско-турецкой войны, о  памятнике, установленном ей   в Бяла в Болгарии.    Уверена -  это было бы очень интересно!   Казалось, что у нас много времени впереди, но мои поездки в Болгарию прекратились.
 
   Пепа  побаловала нас в гостиной   большущим тортом по случаю свадьбы дочери, а в других случаях угощала нас вкуснейшими  пирожными, которые   пекла сама.
   Думаю, ей было хорошо с нами, а я всегда чувствовала её теплоту. Книга Стайко Манева  "Спроменъ за Несебъръ"  (албум) -  подарок    Пепы Чифильоновой с прекрасными фотографиями Несебра - память о наших встречах  на Солнечном Берегу.

    Узнав, что  детство   Пепы      прошло в Ст. Загоре, поняла откуда хорошее знание русского языка, любовь к истории и краеведению. В Ст. Загоре история переплелась с современностью:  современный  оперный театр, а рядом раскопки города  второго  века нашей эры. Исторический музей с современным оформлением экспонатов, грандиозный памятник геройски погибшим в боях за Старую Загору 31 июля 1877 года, установленный к столетию этой даты, Самарское знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря, под которым ополченцы шли в бой с турками.    Так переплелась русско-болгарская  история и современность.
 
                ***
                Иванка Делева

    Иванка Делева, куратор Исторического музея в Бургасе,  выступала   в Гостиной  "Берегиня"  11 сентября 2018 года. Она была пригашена для того, чтобы    принять от меня   в дар    музею   материалы из фонда  Российского Государственного Военно- Исторического Архива  о подполковнике М.Л. Калантаевском, участнике сражений за освобождение Несебра.         Эти сведения были найдены мною  по просьбе    Христо  Николова, Председателя организации РУСОФИЛЫ-Несебра.

    Кроме того, Иванка Делева рассказала нам о  структуре  и комплектации исторического Музее в Бургасе и    о  войне 1877-1878 годов за освобождение болгар от турецкого ига. Куратор Музея, исходя из официальной позиции, сказала  что Россия в этой войне решала свои геополитические проблемы.  И это, скорее всего, верно,  но   мы знаем о сотнях русских добровольцев, которые искренно шли на войну, чтобы помочь братушкам-болгарам, не помышляя о геополитических задачах.  Сейчас в интернете я с интересом  наблюдаю за успешной работой  Иванки Делевой - сотрудницы Музея, и она недавно  искренне помогла мне  в важном для меня деле.

                ***
  Стефку  Петкову Ивановы пригласили в гостиную "Берегиня", когда им было предложено рассказать о своей поездке по Израилю.    Болгарская певица своим чудесным сопрано исполнила  несколько  еврейских песен на идиш и иврите. Но поскольку  она работала парикмахером в салоне,    Стефка Петкова  не могла    посещать "Берегиню".

      Марина Димитрова - поэт, тоже работала (в сувенирном магазинчике), смогла только  несколько раз быть гостях и порадовать нас мелодией своих стихов. У меня на книжной полке стоит    сувенирный, стилизованный подсвечник - подарок Марины  в  мой праздничный день  в Болгарии.
 
                ***

                Милен Тотев

   Из письма Милена Тотева от 9.05.20 г.  узнала, что  сертификат № 2955 в Книге рекордов России  выдан Милену  Тотеву за самое массовое онлайн вокальное или инструментальное исполнение композиции   В. Харитонова и Д. Тухманова "День Победы".    Это не случайно, Милен Тотев более 30 лет служил в МВД Болгарии, патриотичная  песня ему близка по духу. Услышав  в молодости, когда   проходил действительную армейскую службу,   песни Булата Окуджавы Милен через всю жизнь пронес любовь к творчеству нашего барда.

   Мне посчастливилось побывать в   Ловече - красивом,    сказочном  болгарском городе, с  яркими цветными домами, расположенными  на берегах реки Осым. Тогда я не знала, что Ловеч -  это родной город Милена Тотева. Именно здесь он   проводит международный фестиваль авторской песни «Бардфест» и стал его арт-директором. Тогда  я не подозревала,  что   в 2016 году Милен будет выступать с песнями Булата Окуджавы в гостной "Берегиня", у меня дома в комплексе "Хермес". Как же проникновенно он передает мысли Булата Окуджавы. С какой мягкостью и тактом. Лично я едва сдерживала слёзы, когда Милен пел "Поручик Галицын" (тут еще примешалась семейная история, см. рассказ "Он не знал").

    Болгарский бард подарил мне два  своих диска: "Ирине на добрую память! 12.09.2017 Сол.берег. Болгария. Один из них с посвящением: "Посвещавам на дъщеря си Десислава" (26 песен, открывается песней "Ваше благородие"). Второй диск "Песни на XX век Вяра, Надежда, Любов". Тут любимые песни и много, связанных с Москвой.

 Мы уже два года не бывали в Болгарии, и как же приятно было получить письмо   от  Натальи Матвеевой:  "Часто с Миленом вспоминаем встречи у вас, чудесные впечатления. Пусть у вас все будет хорошо" (7.04.20)  И мой ответ: "Дорогие друзья Наталья и Милен! Спасибо за память и добрые слова. Я тоже с грустью  (от невозможности повторения) вспоминаю наши встречи. Благодарю судьбу за знакомство с замечательными людьми". 

   В феврале была на молебне около памятника Героям Плевны. Познакомилась с Послом Болгарии в РФ Атанасом Крыстиным, подарила ему свои книги "Облака памяти" и "Созерцание", в которых есть мои болгарские впечатления. 
 
   Ко мне в гости  недавно приходила внучка архитектора Колли, о котором у меня был очерк, я поставила  диск  Милена Тотева.  Звучал его голос и казалось, что он  - рядом.
  У меня  такое чувство, что мы недослушали Милена Тотева в гостиной "Берегиня", что он недопел нам. Но было столько желающих высказаться: например, как можно было не дать спеть  дуэтом Светлане Якименко со своим внуком, приехавшим к бабушке из Норильска. 

    Посещаю иногда в Москве Болгарский культурный институт (БКИ).  Моё обращение   к Павлу  Васеву – директору Болгарского культурного центра в Москве и Полномочному министру РБ в РФ о возможности БКИ пригласить Милена Тотева в Москву, не имела положительного результата, т.к. оказывается  Павел Васев не формирует  программу.
   Теперь в Москве, когда я пеку капустный пирог по рецепту моей бабушки, я вспоминаю, что ожидая гостей в "Берегиню", обязательно, к чаю пекла капустник...