Участковый на трупе

Роман Максишко
(художественно-документальный рассказ)

Давеча пацаны, катавшиеся на велосипедах во дворе, протаранили мое авто, посадив четыре внушительные царапины и одну вмятинку на капоте. А я по случаю как раз возвращался пешочком из поликлиники. Иду я, значит, а тут сосед мне и говорит, мол, твою машину поцарапали. Я естественно расстроился: машина новая, жалко. Но – хвала Всевышнему – у меня есть КАСКО, так что не долго парясь я набрал номер страховой, где тут же завели дело и подсказали, что надо вызвать полицию, чтобы те засвидетельствовали повреждение и выдали мне соответствующую бумажку.

18:00
Звоню. Приятный женский голос расспрашивает меня о подробностях происшествия, видимо, чтобы сориентироваться, куда бы меня отправить. Но нет, никуда не отправляют, говорят:
– Ждите, наряд выехал.

Попутно диспетчер поясняет, что вообще-то это дело участкового, но он, к сожалению, в данный момент на трупе – срочный вызов – когда вернется неизвестно, посему приходится отправить ко мне ребят из ППС, чтобы они разобрались с ситуацией.

18:30
Во двор к стоянке, где припаркована моя измученная подростками машинка, подходят двое статных молодцев-сержантиков (пешком, потому что все машины в разъездах) – оба в черном со стильными черными антивирусными масками и такими же перчатками – заглядение. Я тоже одет по карантинно-пандемической форме, демонстративно поправляю маску на лице. Полицейские участливо начинают расспрашивать меня о происшествии, я опять подробно все повторяю, после чего один из них по рации сообщает своему главному, что вызов не ложный, можно приглашать дознавателя. Я робко спрашиваю:
– А когда мне выдадут бумажку для страховой?

Люди в черном дружно отвечают, что это не их дело, вот приедет дознаватель, и будет у меня бумажка, а пока ждем.

Окей, ждем так ждем… Часа полтора ждем. От нечего делать ведем задушевные беседы за жизнь, за авто, за его мощность, за фарш и прочие достоинства и недостатки. Весьма приятное времяпрепровождение. К концу второго часа ожидания я начинаю сострадать своим сержантикам, понимая, что они тоже попали с этим дознавателем. Но им проще: солдат спит, служба идет. А я между тем свое личное время трачу.
В конце концов, уже почти сроднившись с парнями, интересуюсь у них, зачем их сюда ко мне отправили, если все равно мы тупо стоим и ждем дознавателя?
– Так нас и не должны были отправлять, – поясняют они со вздохом, – это вообще дело участкового, но он на трупе, вот и приходится разгребать.

20:30. Смеркается
Наконец приезжает дознаватель – целый майор. Причем не один, а со свитой: водитель и еще кто-то, как впоследствии выяснилось – криминалист. Сержантики из ППС к тому времени тихо и незаметно растворились в сгущавшейся тьме. Выяснив, что жертв нет, состава преступления нет, и машина по КАСКО, криминалист со словами: мне здесь делать нечего, вместе с шофером отваливает в сторонку курить. Майор тоже не понимает, зачем его сюда направили, но ничего не попишешь – участковый ведь на трупе – надо составлять протокол. Составляем, фотографируем, документируем. Параллельно я в третий раз детально рассказываю обо всех нюансах происшествия, уже стыдясь, что из-за каких-то несчастных царапин запустил такую мощную правоохранительную машину.

21:30. Стремительно темнеет
В конце концов, протокол составлен, я его подписываю, и вижу, что дознаватель ничтоже сумняшеся собирается уезжать.
– А мне-то что теперь делать? – спрашиваю. – Где бумага для страховщиков?
– Так это не я выдаю, а участковый. Вот вернется с трупа и все оформит, а я ему протокол осмотра места происшествия направлю. Вы, кстати, заявление написали?
– Какое заявление?
– Как какое? Заявление, что вы пострадавший и все такое.
– Нет, не писал. Давайте я его вам напишу.
– Извините, это не моя обязанность. Я дознаватель, а заявление… это тогда вам в районное отделение ехать надо и там оставить на посту. Ща я их предупрежу.
Звонит.

21:45
Делать нечего, еду в отделение и упираюсь в шлагбаум. Парковки для посетителей нет. Несколько минут шакалю в поисках, где бы притулиться. В итоге ставлю машину у соседнего дома во дворе на место для инвалидов, надеюсь, за пять минут не оштрафуют и тачку никуда не отэвакуируют.

На проходной приветливый лейтенант сканирует меня прибором на предмет колющих, режущих, огнестрельных и взрывчатых веществ. Затем подносит машинку к затылку, и тут она начинает пищать.

– У вас есть в голове металлические предметы? – и бровью не поведя спрашивает постовой.

Честно говоря, очень хотелось пошутить, извергнуть острое язвительное словцо, но зная, что шутки с полицией могут дорого стоить, отвечаю на голубом глазу:
– Никак нет.
– Странно, – задумался лейтенант, – что же тогда пищит?
– Не знаю.
– Наверное, лампочку с потолка зацепило, – говорит бдительный полицейский, не предложив мне даже снять бандану для более тщательного досмотра. – Проходите.

21:50. Уже темно
Прохожу. Далее еще один пост-аквариум, за стеклами которого сидит дежурный капитан и далее видно, как в глубине комнаты несут службу еще трое полицейских. Все за компьютерами.

Капитан интересуется:
– Что у вас?
В четвертый раз подробно описываю случившееся.
– Так зачем вы к нам приехали? Это дело участкового.
– Участковый на трупе, – подсказываю я, стараясь не быть вызывающим.
– А, ну да… Тогда пишите заявление.
– Что именно писать? Подскажите, я в первый раз.
– Ну, пишите, что, мол, хотите возбудить уголовное дело и найти преступников.
– Я не хочу найти преступников. Это просто пацаны на великах катались и случайно поцарапали машину. Мне нужно только документ для страховой компании. Вам майор-дознаватель только что звонил.
– А точно, звонил, минуточку, – капитан достает телефон, набирает чей-то номер и несколько секунд разговаривает. – Вот, участковый вернулся. Езжайте к нему в опорный пункт, он все сделает.
– Значит, заявление уже писать не нужно?
– У участкового напишете.
– Ясно, – грустно вздохнув, я покидаю отделение полиции.

22:10
И вот я уже в кабинете участкового.

В пятый раз описываю ситуацию. Между делом интересуюсь про труп, с которого участковый – вежливый и очень участливый капитан – только что вернулся:
– И часто у вас такое?
– Бывает…
– Зачем же участкового на труп вызывают?
– Всех вызывают. Криминалистов, следаков, судмедэкспертов, ППС в оцепление, ну и участкового для обхода, поиска свидетелей и прояснения ситуации по месту. Наша ведь земля. А я между прочим один тут на три района.

Вот оно как. Теперь ясно, кто тут на самом деле главный… А я-то думал – участковый это так себе.

22:30
К тому времени, все тщательно записав, капитан говорит:
– Теперь составьте заявление о возбуждении уголовного дела.
– Да мне не нужно уголовное дело! – повторяю я уже почти в отчаянии.
– Такая форма. Вы пишете заявление, запускаем делопроизводство, через пару дней мы отказываем в уголовном деле и с этим отказом вы уже идете в страховую компанию. В этом отказе будет такая формулировка, что заявление было составлено для обращения по страховому случаю.
– А проще никак нельзя?
– Такой порядок. Да вы не волнуйтесь, все будет хорошо. Не впервой уже. Я вам позвоню, когда все будет готово, и вы получите свой документ.

Подписываю бумаги.

А через два дня, как участковый и обещал, мне вручили отказ, с которым я отправился в страховую компанию и далее – на ремонт.

Кто же придумал эту систему – тупую, многослойную, неповоротливую? Такое ощущение, что над ней трудилось целое отделение пациентов психиатрической лечебницы, не обремененное знаниями управленческой, организационной, социальной эргономики… Да уж.

Но, кстати, люди, с которыми в тот вечер свела меня судьба, все оказались добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь. Я подсчитал: десять человек (не учитывая тех, кто остался за кадром) занимались моей проблемой, которая по своему масштабу и выеденного яйца не стоила – не то что смерть какого-то несчастного, случившаяся где-то по соседству.

Выходит, на полицию нашу все же можно надеяться и уповать – в беде не бросят, плечо подставят, помогут, чем смогут. Лишь бы участковый в этот момент не оказался на трупе.

Август, 2020