Памяти Валентины Ивановны Кареповой

Вячеслав Кисляков 2
    Человек с Большой буквы.

    14 июня в Санкт-Петербурге на 81-ом году ушла из жизни историк, краевед, журналист, писатель - Валентина Ивановна Карепова.

   Не стало моего Большого друга и человека с Большой буквы -  Валентины Ивановны Кареповой — автора  многих очерков о прославленных ледовых капитанах, с которыми она дружила долгие годы.  Она объединяла участников полярных конвоев, организовывала встречи с ветеранами флота. 15 лет Валентина Ивановна была ответственным секретарем «Ассоциации исследователей Арктики», одним из организаторов общественной премии имени известного мурманского писателя Виталия Маслова. Свою любовь к Кольскому северу, его труженикам она сохранила и в Петербурге, куда переехала несколько лет назад… Для меня  это был страшный удар, так как буквально за неделю до её смерти, я разговаривал с ней по телефону. И хотя Валентина Ивановна уже год боролась с тяжелой болезнью, её никогда не покидал оптимизм и активная жизненная позиция.

    Не стало человека большой души, искренней, честной, неравнодушной и прекрасной женщины. Валентина Ивановна всегда была отзывчивым, добрым и порядочным человеком.  К моему большому сожалению,  Господь Бог призывает к себе лучших! Прискорбно и печально оставаться без таких добрых и настоящих друзей.  Светлая память о Валентине Ивановне Кареповой навсегда сохранится в сердцах тех, кто её знал, кто с ней работал,  и кто с ней дружил.    С  Валентиной Ивановной Кареповой  я познакомился в 1973 году, когда стал членом КПСС.  Тогда я узнал, что при паткоме Мурманского пароходства есть партийная библиотека. Я учился в это время на четвёртом курсе ЛВИМУ им. Адм. С.О.Макарова  и интересовался работами классиков марксизма-ленинизма.  В парткоме мне и подсказали, что всю нужную мне литературу я могу найти в партбиблиотеке.  Вот там я впервые и встретился с Валентиной Ивановной – симпатичной и очень добродушной женщиной, которая меня сразу очаровала своей приятной улыбкой и желанием помочь найти мне нужные книги.

    Вскоре мы подружились, и я стал постоянным читателем партийной библиотеки… А впоследствии, наша с ней дружба длилась почти 50 лет. Это была честная, искренняя и прекрасная женщина во всех отношениях.    Регулярно общаясь с ней, я  узнал, что Валентина Ивановна окончила исторический факультет Петрозаводского университета. Валя Асташова (такая была её фамилия) приехала в Мурманск,  вслед за семьей раскулаченного и сосланного сюда деда.

    Работая капитаном на пассажирских судах, я часто и  надолго уходил из Мурманска в круизные рейсы по Европе, в рейсы на Кубу или в Арктику. Я не мог, поэтому,  часто видеться и встречаться с Валентиной Ивановной, но,  как только появлялась такая возможность,  я сразу же шёл в музей ММП, чтобы увидеться  и пообщаться с Валентиной Ивановной, рассказать ей о своих плаваниях,  о своих дальнейших  планах, а также, узнать у неё все основные новости для себя, так как Валентина Ивановна, много общаясь с капитанами, работниками пароходства и моими друзьями, была всегда в курсе всех событий. Любил я также лишний раз  посмотреть, какие новшества и изменения появились и в самом музее. А музей всё время менялся в лучшую сторону – менялась экспозиция музея, появлялись новые экспонату, уникальные фотографии, судовые рынды… Когда был продан мой теплоход «Канин», которому я отдал восемь лет жизни, я передал в музей пароходства спасательный круг судна, на котором оставили свои подписи все члены экипажа…

    Валентину Ивановну знали многие, кто был связан с Арктикой и торговым флотом, ее имя было известно далеко за пределами родного Мурманска, где она прожила большую часть своей жизни. Почти 40 лет она посвятила Мурманскому морскому пароходству, более половины из них, работая в музее истории ММП. Историк по образованию, она проводила собственные уникальные экскурсии, пользовавшиеся особой популярностью. Валентину Ивановну по праву окрестили «Берегиней» и «хранительницей» музея. Она, как никто другой, болела за него всем сердцем и душой, вкладывала в свою работу силы и энергию.

    Музей Мурманское морское пароходство» был открыт в 1977 году. Сегодня его заслуженно называют музеем освоения Северного морского пути. За это время в музее накоплены уникальные фотодокументы, собрана портретная галерея полярных капитанов, морские приборы, судовые колокола, модель ядерного реактора, чучела пингвинов и т.д.

     В настоящее время в музее открыты три зала:
• «История развития ледокольного и транспортного флота»
• «Корабли и люди атомного флота»
• диорама «Освоение Северного морского пути».

    На постоянно действующей выставке «От «Ермака» до атомных ледоколов» представлены фотоматериалы,  модели атомных и дизельных ледоколов, пассажирских и транспортных судов пароходства.

    Вызывает восхищение уникальная небольшая коллекция микромоделей. Самая маленькая модель из этой выставки длиной всего 14 сантиметров – это модель парохода «Вологда».

    Огромный интерес для зрителей представляет диорама «Освоение Северного морского пути», где, словно настоящими, выглядят стоящее под разгрузкой судно, фигурки моряков на припайном льду, полярное сияние и т.д. В создании диорамы и обновлении экспозиции музея активное участие принимал и муж Валентины Ивановны. Когда я впервые увидел это творение музея, я был очарован видами полярного сияния, которые были настолько схожими с настоящими северными сияниями, что я долго не мог уйти от этого зрелищного эффекта… Красота, да и только!

    Кроме того, Карепова В.И. внесла большой вклад в создание очерков о морских судах и моряках пароходства для ряда мурманских энциклопедий. Благодаря ей было подготовлено большое количество радио- и телепередач о героизме участников полярных конвоев в годы Великой Отечественной войны.

    А ведь, сколько времени Валентина Ивановна отдавала переписке со многими бывшими работниками пароходства, их близкими и детьми, которых интересовали различные темы… И Карепова В.И. никому в этом не отказывала. Она находила время и личные средства, чтобы ответить человеку… Вот несколько примеров…

    Феликс Токаревский, 21 июля 2011

    «Здравствуйте! Меня зовут Феликс Токаревский, я пишу по поручению своего дяди Парфентьева Геннадия Яковлевича, который разыскивает Шестопалова Валерия Ивановича! Дело в том, что он сейчас пишет книгу, одна из частей которой, посвящена Арктике. В 70-х годах он работал фотокорреспондентом в газете города Норильска и часто по поручению редакции отправлялся в командировку. В одну из таких командировок он и познакомился (приблизительно летом 1974 года) с Шестопаловым Валерием Ивановичем. Потом они еще несколько раз встречались. В дальнейшем он слышал от своих знакомых, что Валерий Иванович стал капитаном атомохода «Сибирь». В связи с этим, Геннадий Яковлевич очень хотел бы каким-нибудь образом связаться с Валерием Ивановичем (созвониться, списаться), чтобы уточнить кое-какие детали. Сейчас он живет в г. Кыштым Челябинской области ул. Калинина д.65, почтовый индекс 456871, телефон сотовый: +79193506626. Или оставить координаты, по которым можно было бы связаться. Координаты можно отправить на мой e-mail: felixtokarevskiy@mail.ru.
Заранее благодарен, Феликс».
 
    Покровская Елена Николаевна, 7 мая 2011

    «Добрый час! Извините, что пользуюсь таким необычным путём, чтобы найти человека. Я дочь капитана-наставника Покровского Николая Николаевича, который работал в ММП до 72 года.

     Я случайно наткнулась на статью Валентины Кареповой о моём отце. Мне очень нужно как-то найти Валентину Карепову. Узнала, что она была связана с Вашим музеем. Пожалуйста? помогите мне связаться с ней. Мой электронный адрес: gen.savina@yandex.ru  Заранее благодарю за помощь!
P.S. Если музей интересуют фотографии, связанные со службой моего папы в пароходстве и на Северном флоте, то я с удовольствием предоставлю их музею. С уважением,  Савина (Покровская) Елена Николаевна».

    Рудченко Владимир г.Новороссийск, 23 марта 2011

    «Здравствуйте. Я разыскиваю своих родственников по линии мамы - Горшковские. Знаю, что двоюродный брат мамы Горшковский Анатолий Григорьевич после учебы в Ленинграде был направлен на работу на одно из судов Мурманского морского пароходства. К сожалению, мама умерла в достаточно молодом возрасте, и связь с этими родственниками была утрачена. Очень хотелось бы восстановить утраченные нити. Надеюсь на Вашу помощь. Информацию прошу сообщить по Vladimir196196@mail.ru»

     И таких запросов за год были сотни… И на все такие запросы Валентина Ивановна отвечала, не оставляя их без внимания, даже если это было не в рабочее время… Зато было ей приятно принимать такие вот письма:   

    Макарова Нина Евгеньевна, 14 августа 2008 #7

    «Поздравляю всех ветеранов и работников ММП с грядущим 70-летием ввода в строй ледокола "И. Сталин" и организации Мурманского государственного морского арктического пароходства ГУСМП! Желаю всех благ!

    Мой отец - капитан дальнего плавания, почетный полярник и почетный работник морского флота Вавилов Евгений Анисимович в 1946- 54г.г. ходил на л/к "Сталин" вторым, а затем ст. помощником капитана. На его руках скончался знаменитый "ледовый капитан" Воронин. Затем папа до 1973г. ходил в ММП капитаном л/к "Ермак", "Красин", "Киев", "Мурманск", "Капитан Воронин", "Капитан Мелехов", дублером капитана атомохода "Ленин". Его именем назван балкер "Капитан Вавилов".
С уважением, Макарова (Вавилова) Н.Е.»

    Ольга, 31 декабря 2008 #9
    «Хочу сказать спасибо сотрудникам музея за ту работу, что они делают! Это действительно великий и стоящий труд! Была у вас летом проездом, привела сестру и друга. Наш отец 19 лет отдал северному флоту, поэтому, словно в детство вернулась!!! Часть экспонатов из коллекции, посвященной развитию атомного флота, хранится и у нас дома - значки, книги, фотографии. Есть мысль часть домашней коллекции передать в ваш музей. Но пока не знаю, когда снова буду в вашем городе...»
 
   А поскольку многих Валентина Ивановна знала лично, для нее особая честь и нагрузка - вести в газете пароходства «Арктическая звезда» рубрику «Энциклопедия пароходства».  Я, как и Карепова В.И., много лет в «Арктической звезде» печатался в рубрике «За безопасность мореплавания». В этом мы  с ней были в чём то похожи...

    Многие годы я сотрудничал с нашей газетой «Арктическая звезда», печатая в ней свои очерки и рассказы о плаваниях судов, на которых я работал. От многих моряков, я слышал, что они читали газету и мои очерки по истории пассажирского флота  и по истории ММП в целом, с большим интересом. В этом  мне часто помогала Валентина Ивановна…  Я был удивлён, когда узнал, что она сохранила практически весь архив «Арктической звезды» с 1953 года и до своего ухода на пенсию. Часто я приходил в музей ММП, чтобы почитать старые статьи из нашей родной газеты.

     Валентина Карепова также была известна, как автор научных трудов об Арктике и флоте.  В 2017 году вышла её книга, посвящённая юбилею похода ледокола «Арктика», а в 2014 вышла в свет её книга - «На румбе – Арктика».

     Валентина Ивановна — автор многих очерков о прославленных ледовых капитанах, с которыми она дружила долгие годы, объединяла участников полярных конвоев, организовывала встречи с ветеранами флота. 15 лет Валентина Ивановна была ответственным секретарем «Ассоциации исследователей Арктики», одним из организаторов общественной премии имени известного мурманского писателя Виталия Маслова. Свою любовь к Кольскому северу, его труженикам она сохранила и в Петербурге, куда переехала несколько лет назад. Светлая память о ней сохранится в сердцах всех, кто ее знал.

     В своей первой книге - «На румбе – Арктика», которую впервые написала Валентина Ивановна, была изложена краткая история Мурманского морского пароходства в событиях и лица. Книга была издана  Мурманским книжным издательством в 2014 году. Я стал обладателем этой книги, которую мне со своей подписью подарила Валентина Ивановна.

     В новой книге «Ядерный круиз  в историю Мурманского морского пароходства» Валентина Карепова рассказывает о роли Мурманского морского пароходства в развитии атомного флота России, о победах ледоколов в освоении Северного морского пути. Впервые проводится исследование вклада пароходства в сохранение российского атомного ледокольного флота в условиях напряженной экономической ситуации 1990-х годов. Автор, в прошлом работник пароходства, нередко и сама была участником подготовки ледоколов к выходу в исторические экспедиции в Арктику, поэтому книга подготовлена на базе личных наблюдений, а также рассказов ветеранов – участников арктических рейсов.    Когда Валентина Ивановна готовила книгу к изданию, она уже жила в Санкт-Петербурге, но для консультаций и корректировки будущей книги, она несколько раз ездила в Мурманск для встречи с генеральным директором ММП Медведевым Александром Михайловичем и в издательство. Что бы я хотел отметить при этом, - это то, что Валентина Ивановна была ещё и человеком слова! Я каждый раз после таких поездок пытался у неё хоть намёком узнать, о чём будет эта книга, какой её объём и т.п.,  но ясного ответа так и не получил. И только после того, как книга была издана, она мне сказала, что она дала слово гендиректору, который просил её о книге никому не говорить, -  поэтому она и не могла  мне ничего сказать о книге… Это ещё раз говорит о её порядочности и честности. Валентина Ивановна вскоре переслала эту книгу мне в подарок.

     Последняя книга, которую издала Валентина Ивановна – «Капитан Людмила», была посвящена первой женщине-капитану – Тибряевой Людмиле Анатольевне. Сначала,   Валентина Ивановна попросила меня, чтобы я взялся за написание этой книги, но я отказался, так как в это время мне пришло приглашение принять участие в определении молодых писательских дарований в Израиле, и уже дал своё согласие на это…

    Владимир Пастернак 8 мая 2019 года в 14:49

    Доброго дня, уважаемый Вячеслав! В прошлом году я провёл конкурс Морская история, он был посвящён Дню ВМФ. Конкурс прошёл с большим успехом, и в нём приняло участие 84 автора. Среди них были уважаемые ветераны и действующие моряки, были военные моряки подводного и надводного флота и, просто, влюблённые в море и пишущие о нём, авторы. Десять финалистов получили памятные сувениры, а победители - серьёзные призы. Об этом можно прочитать на моей странице в разделе КОНКУРСЫ.

     В начале июня я собираюсь снова объявить конкурс Морская история (он стал ежегодным) В этот раз я решил изменить условия. 10 финалистов из числа участников будет отбирать Капитанский Совет, состоящий из 3-х - 5-ти авторитетных моряков. Уже дали своё согласие войти в Капитанский Совет Михаил Бортников и Влад Колд. Собираюсь обратиться еще к двум ветеранам флота. Все к кому я обращался, рекомендуют Вас, как очень авторитетного моряка. Как Вы догадались, хочу просить оказать честь нашему морскому конкурсу и занять почётное место среди Капитанского Совета. Задача не сложная. В этот раз участников будет не так много, как в прошлый раз, потому, что приниматься на конкурс будут только новые произведения. Из их числа нужно порекомендовать 10 финалистов. Дальше всё будет решать жюри. Как в прошлый раз, финалисты, победители, члены жюри и Капитанского Совета получат памятные призы и подарки. Вот, собственно и всё, с чем я хотел к Вам обратиться. Дадите "добро" - буду очень рад, но в случае отказа - не обижусь.
С уважением и поздравлениями с Днём Победы.

     Часть материалов по Тибряевой Л.А. я ей переслал, чтобы она использовала их при издании книги. Когда книга была издана, Валентина Ивановна передала один экземпляр для меня через мою дочь. Жду книгу с нетерпением. В августе месяце дочь, когда поедут с мужем в отпуск,  то привезёт мне эту книгу.

     Хочу отметить, что Валентина Ивановна Карепова, ко всему прочему, состоялась, как и настоящий писатель. И этим, она  мне дорога  вдвойне…

     За долголетний и   добросовестный   труд,   заслуги   в  подготовке высококвалифицированных  кадров  и  воспитании   молодого   поколения, большой личный вклад в развитие морского транспорта России и в связи с 60-летием ОАО "Мурманское морское пароходство"  ПОСТАНОВЛЯЮ:      наградить Почетной грамотой Губернатора Мурманской области Карепову Валентину Ивановну -  референта   пресс-службы  ОАО "Мурманское морское пароходство". 30.08.1999 г.
 
    Валентина Ивановна Карепова была другом Морского фонда имени Виктора Конецкого. Как истинная мурманчанка, она хорошо знала творчество писателя-моряка, и писала о нём, и рассказывала - перед курсантами, на ежегодных чтениях на ледоколе «Красине». Все, кто знал Валентину Ивановну, скорбят. Ушел светлый и благородный человек.

    Сколько света в уставшем теле  на излёте земного пути… Мы подавлены, осиротели  и замены уже не найти. Люди есть, как духовные скрепы, и такою была без обмана замечательная Карепова, Валентина наша, Ивановна…
 С уважением, КВВ.