Сын космонавта

Ната Ивахненко
   - Сынок, сыночек, просыпайся! - Мама нежно тормошила Мишу за плечо.
- Мам, отстань! – Миша упорно отбивался от материнских рук, ужом извиваясь в постели.
 – Вставай немедленно! – Уже более строгим голосом приказала мама. - Ты забыл, что сегодня 1-е сентября?
               В том то и дело: едва очнувшись ото сна, Миша сразу вспомнил, что он наконец-то вступает во взрослую жизнь. А мама пристала к нему с поцелуями,  будто Миша ещё совсем маленький.
            Решительно сорвав  одеяло с сына,  тоном, не допускающим возражений, мама заявила: «Быстро вставай и марш умываться!»
            Мише ничего не оставалось, как подчиниться. На кухне мальчика ожидал праздничный завтрак:  свежеиспечённые блинчики со сгущёнкой и ароматные котлетки.
- А где папа? – Заметив на столе только два столовых прибора, спросил Миша.
 - Папу  вызвали на работу. Его отправили в командировку.
-  Он обещал пойти с нами на торжественную линейку! – Огорчился мальчик.
               Слёзы обиды предательски навернулись в уголках глаз, но Миша мужественно сдержался, приказав себе: «Я уже не маленький, мне плакать нельзя»
- Ну, не расстраивайся, малыш. – Мама обняла Мишу за хрупкие плечи. – Папа вернётся к выходным, и мы все вместе пойдём в наш любимый парк на аттракционы, а потом – в кафе, есть пиццу и мороженое. А ещё, смотри, что папа просил тебе передать.
-  Радиоуправляемый вертолёт! Я давно мечтал о таком! – Настроение мальчика  улучшилось. – Можно я немного поиграю?
- Мишань, мы в школу опоздаем. Вечером поиграешь. Кушай быстрее.
            На  территории  школы  было шумно и тесно от  нарядных детей и родителей с огромными букетами цветов в руках. Растерявшийся, оробевший Миша крепко вцепился ладошкой в мамину руку.
- Идём, сынок.  Ты что такой испуганный?  Не бойся.
- А я и не боюсь. – Сердито буркнул мальчишка.
             Пробравшись сквозь толпу,  мама и Миша подошли к полноватой женщине.
- Здравствуйте, Ольга Петровна! – Обратилась мама. – Мы – Игнатовы. Я - Светлана Николаевна. А это мой сын,  Ваш ученик –  Михаил.
- Здравствуйте! – Отмечая  галочкой Мишину фамилию в списке, учительница внимательно и по-доброму посмотрела на мальчика. – Миша, становись в линеечку рядом  с Алёшей. Надеюсь, вы подружитесь. А Вы, Светлана Николаевна, отправляйтесь на противоположную сторону двора – там место для зрителей.
               Вручив букет гладиолусов сыну, взволнованная мама отошла в сторонку.
               Оказавшись в гуще незнакомых людей, Миша окончательно оробел: А что если он потеряется в толпе и мама не найдёт его?   Слёзы предательски защипали в глазах. Вдруг Миша почувствовал прикосновение чьей-то руки. Он посмотрел на стоящего рядом мальчика: озорные глазёнки Алёши весело улыбались.
- Миш, не дрейфь. – Подмигнув, сказал Лёша.
- А что такое «Дрейфь»? – Спросил удивлённый Миша.
- Ну, не бойся.
- А я и не боюсь. – Захорохорился Миша, но руки не высвободил.
- Хочешь, будем с тобой корешами?
- А это что такое?
-  Какой ты бестолковый. Ну, друзьями – значит. Будем дружить?
- Хорошо. Давай дружить.
- Здорово! Теперь мы с тобой друзья навеки.
            Возникшая в первый же учебный день дружба крепла день ото дня: ребята в школе не расставались ни на минуту и на переменах повсюду ходили вместе, взявшись за руки.
          Ольга Петровна диву давалась: «Как такие  разные мальчики нашли общий язык?»  Ребята являлись полной противоположностью друг другу. Миша - тщедушный, робкий и застенчивый бледнолицый ребёнок с грустными глазами - типичный «маменькин сынок». Алёша - загорелый крепыш, бесстрашный, шебутной непоседа  «сорви-голова», отличающийся взрослой самостоятельностью. Миша с первых дней проявил интерес к учёбе, Лёша относился к занятиям спустя рукава. Ему по душе приходились уроки физкультуры, в то время как  друг с трудом и без рвения выполнял задания учителя в спортивном зале. 
            Все ученики в классе носили одинаковую школьную форму. Да вот только у Миши обувь и портфель были пошиты из натуральной кожи, курточка из дорогостоящей шерсти. Алёша довольствовался туфлями и рюкзаком из кожзаменителя, а верхняя одежда являлась образчиком дешёвого товара с местного рынка.
             После уроков друзья оставались в продлёнке.  Мишу из школы мама забирала рано, а Лёша находился в классе до конца занятий. И он самостоятельно уходил домой, благо, что  жил рядом со школой.
               Миша добросовестно помогал другу в учёбе, а Лёша  стоял за Мишу горой, если того пытались обидеть хулиганистые ребята.
               Однажды вечером, проводя «ревизию» вещей сына, Светлана обнаружила в кармане курточки спичечный коробок. «Вот ещё новость! – Разволновалась женщина. – Неужели сын пробовал курить?» В коробке в этот момент что-то отчаянно зашуршало. Светлана  открыла коробок, из образовавшейся щели на её ладонь выпрыгнул крупный кузнечик. Брезгливо стряхнув с себя зелёное пучеглазое чудище, мама огласила квартиру истошным криком, на который экстренно прибежал Мишин папа.
- Посмотри, посмотри, что это? - кричала женщина,  запрыгнув с ногами на диван.
- Это всего лишь кобылка. – Подобрав насекомое с пола, невозмутимо заключил папа. – Ничего страшного. Откуда она здесь взялась?
- Нашла в кармане сына. Ужас!
                В ходе расследования выяснилось, что этот гадкий подарок преподнесён сыну другом Лёшей. Выбросив насекомое в окно, «суд» вынес приговор: «Не сметь дружить с таким плохим мальчиком! Если я ещё раз найду у тебя какую-нибудь гадость – пойду в школу к директору!»
- Мама, мамочка! - Утратив ценную вещицу, рыдал Миша, забыв, что он уже стал совсем взрослым. – Лёша  хороший!
- Ничего не знаю, и знать не хочу. – Мама была непреклонна. – Я тебя предупредила!
              Однако дружба мальчиков не прекратилась, она ушла в «подполье». Теперь Миша прятал от маминых глаз подальше подарки товарища, и дома никогда не упоминал его имени.
             В школе ребята по-прежнему не расставались ни на минуту, их притягивало друг к другу, словно магниты – плюс к минусу. На переменах, уединившись в укромном уголке,  они с загадочным видом шептались о чём-то очень важном, интересном, тайном.
- Лёш, посмотри, какой телефон мне папа подарил. Смотри-смотри, у него камера есть и функции разные… Правда, классный?
- Круто! – Вертя вещицу в руках, соглашался Лёша. – Мне такой не светит. Вот если бы и у меня был отец…  – С грустью в голосе говорил Лёша, возвращая телефон другу.
- Миш, а  посмотри, что у меня есть!  - Иногда на выходные Лёша с мамой ездил к бабушке в деревню, откуда  всегда привозил какую-нибудь уникальную находку. – Смотри, что я нашёл в овраге за бабушкиным огородом.
               Лёша извлёк из кармана брюк камень размером с кулак.
- Обычный камень. – Разочарованно заключил Миша.
-  Посмотри лучше – он драгоценный! Видишь, на нём искорки горят.
             Кусок облепленного землёй кварца со слюдяными прожилками перекочевал в ладонь Миши. Невзрачный камень на самом деле показался необыкновенным!
- Здорово! Вот бы и мне что-нибудь найти!
- Когда мы с тобой станем взрослыми, я тебя возьму с собой в деревню к бабушке. Знаешь, сколько там всего интересного? Мы пойдём на речку купаться, рыбу удить и раков ловить. А ещё у нас в реке живут русалки. 
- Страшно, наверное?
- Ничуть. Я не боюсь ни русалок, ни лешего. Я тысячу раз один ходил в лес. И ничего! А вдвоём нам всё нипочём будет!
               Вечерами, свернувшись в кровати калачиком, Миша представлял, как они с другом ночью под звёздным небом пекут картошку на костре, днём купаются в извилистой лесной речке,  собирают в шпилях ароматную спелую землянику. В поисках настоящих патронов и оружия, они раскапывают заросший кустарником, оплывший окоп, где в  очень давнюю войну укрывались от врагов советские солдаты. Сколько приключений ожидало ребят в той неведомой стране под названием «Деревня», сколько интересных находок и открытий! «Вот вырасту и поеду с Лёшей в его Василёвку. И мама не сможет мне запретить» Сладко мечтая, мальчик мирно засыпал.
             В общем и целом Мише хорошо жилось вместе с мамой и папой в просторной комфортабельной квартире. Он ни в чём не имел нужды, но временами испытывал необъяснимую скуку. Может быть потому, что у мальчика не было брата или хотя бы собаки, которую он постоянно клянчил у родителей.
             У Лёши тоже не было ни брата,  ни собаки. Он жил вдвоём с мамой в маленькой съёмной квартире. Лёшина мама работала продавцом в продуктовом магазине рядом с домом. Часто её смена выпадала в ночь, и Алёше приходилось оставаться дома одному.
              Вот если бы мама Света разрешила Мише переночевать с другом! Как было бы здорово не спать всю ночь, играя в игры, рассказывая страшные, придуманные истории.
               Алёшу с самого рождения воспитывала бабушка, в то время как мама  зарабатывала деньги в городе. Лёша так и остался бы жить в деревне, да сельскую школу закрыли. Вот и пришлось маме забрать сына к себе. Лёша говорит, что маме некогда с ним цацкаться. Он почти всё время сам по себе. И никто с ним не гуляет в парке, не катается на аттракционах, летом не возит в Турцию.  Вот у Миши есть папа, и он - замечательный! И очень сильный! Маша  любит, когда папа берёт его под мышки и подкидывает к потолку. Эта игра у них называется «Полёт в космос» Зимой Мише нравится играть с папой в снежки. Холодный снег попадает за шиворот, залепляет лицо. Становится так весело! Миша с папой хохочут, валяясь в сугробе, а мама хоть и сердится, призывая немедленно прекратить безобразие,  тоже смеётся. «Да, плохо, наверное, жить без папы» - размышлял мальчик,  искренне сочувствуя другу.
                Заканчивалась вторая четверть учебного года, приближался Новый год. Мама Света в детском мире купила Мише к утреннику карнавальный костюм пирата. Мише очень понравились алая бархатная курточка и зелёные штанишки, забавная с черепами косынка, а так же сабелька из лёгкого серебристого металла. Накануне праздника Миша долго не мог заснуть, представляя, как весело и здорово будет завтра в школе, а утром проснулся с температурой под сорок.
- Ну, вот и заболел! – Мама с досадой всплеснула руками. – Говорила я тебе без варежек не ходить. Лежи теперь в постели все праздники.
              Миша поправлялся медленно. Мама запрещала сыну «высовывать нос на улицу», боясь осложнений. Целыми днями мальчик смотрел мультики, да играл на планшете в «Монстров». Каникулы тянулись медленно и  очень скучно. Мише не терпелось поскорее увидеться с другом, поговорить с ним. И вот, наконец, наступил долгожданный день – начинались занятия в школе.   Миша торопливо забежал в класс, но  Лёши в классе не оказалось. Вот уже и звонок прозвенел. Где же друг? Опаздывает? Может быть, заболел?
- Здравствуйте, дети! – Учительница поприветствовала учеников. Гремя стульями, дети встали со своих мест. – Садитесь. Квашнина Марина, возьми свой ранец и пересядь к Игнатову Мише.
                Худенькая девочка  уверенно плюхнулась рядом с Мишей.
 - Подвинься! – Капризно прошипела она.
                Оторопевший Миша не понимал, что происходит. «А где Лёша? Почему ему нельзя сидеть со мной?» - Дрожащим голосом спросил он Ольгу Петровну.
- Лёшу мама перевела в другую школу. Они переехали.
                Мир счастливого Мишиного детства  рухнул. Потеряв единственного друга, Миша впервые в своей  жизни ощутив сильнейшую боль утраты, горько заплакал. Слёзы ручьями текли по  щекам, и мальчик не пытался их остановить. На уроке Миша не слушал объяснений учительницы, на вопросы не отвечал, на насмешки одноклассников не реагировал. Ольга Петровна, заметив, что с мальчиком творится неладное, сочла необходимым вызвать маму.
- Сынок, ну что ты расстроился? Неужели этот плохой мальчик так дорог тебе? Забудь его! У тебя ещё будет много хороших настоящих друзей.
- Нет, мама, ты не понимаешь!  Лёша хороший! Хороший! И такого друга больше у меня не будет никогда! – Срываясь на крик, рыдал Миша, размазывая кулачками по щекам горючие слёзы.
- Послушай, Миша, мне надо тебе сказать что-то очень важное.
                «Наверное, жестоко говорить об этом сейчас, но, может оно и к лучшему. Это отвлечёт сына от переживаний о друге» – Решила Светлана. – Сынок, я хочу открыть тебе  большую тайну.
- Тайну? – Всхлипнув, насторожился мальчик, мама никогда не доверяла ему тайн.
- Да, Миша, очень-очень большую тайну. Ты обещаешь, что никому, ни единому человеку не проболтаешься? Но, даже если ты и расскажешь, мало того, что тебе не поверят, так ещё и поднимут на смех.
- Мамочка! – Твёрдо заявил заинтригованный Миша. – Никому ни словечка не скажу.
- Миша, нашего папу с секретной миссией отправили на Марс.
- На Марс? – Удивился  мальчик.
- Да-да, на Марс. Об этой опасной экспедиции даже по телевизору не расскажут. Это – военная тайна. Ты же не подведёшь своего отца?
- Конечно, не подведу. – Заверил Миша. – Я буду очень скучать по папе.
 - Родненький, я знаю. Я тоже буду скучать.
- А он скоро вернётся?
- Вероятно, не скоро. Ты не грусти. Он будет тебе присылать письма по Интернету.
- О! Значит, папа и фотки с Марса пришлёт!
- Не думаю. Это же сверхсекретная информация.

              Обнявшись, мама с сыном долго сидели в сумерках на диване, и Миша впервые почувствовал, что  любимая мамочка теперь очень нуждается в его защите, и ей тоже очень-очень грустно без папы.
- Мы вместе будем ждать нашего папу, он обязательно вернётся.
- Да, мой хороший, папа вернётся. – Прошептала Светлана на ушко сыну, крепче прижимая слабое тельце к себе, стараясь, чтобы мальчик не заметил её слёз.
- Мамочка,  когда я вырасту, стану, как папа, космонавтом!
- Конечно, мой мальчик!
             Вскоре Светлана показала сыну первое письмо. «Миша, дорогой сын! – Писал папа. – Ты уже взрослый мальчик, и я уверен, что вы с мамой справитесь без меня. Слушайся маму, помогай ей и прилежно учись. Нам ещё долго лететь до Марса. Я по тебе очень скучаю. Люблю тебя»
           Письмо было коротким, но Миша засветился от счастья. «Папочка мой любимый! Я по тебе тоже очень скучаю! Я хочу, чтобы ты поскорее вернулся домой. Когда будешь возвращаться, привези мне марсианских камешков» - Старательным почерком первоклассника он вывел на листочке бумаги ответ, надеясь, что мама отправит сообщение по Интернету.
            Миша, как и обещал, никому не рассказал о папиной экспедиции на Марс. Да и некому было рассказывать. С уходом Алёши из школы, у Миши так и не появилось нового друга. Мальчик держался особняком,  и одноклассники его словно не замечали. Мишина мама тоже очень изменилась. Её красивые голубые глаза, до того жизнерадостные и лучистые, теперь были полны грусти и печали. Иногда они краснели от слёз, которые она тщательно пыталась скрыть от сына. Но Миша был чутким мальчиком и хорошо понимал, что маме нелегко приходится без папы.
             Стылая, унылая зима, казалось, тянулась бесконечно, но и её время подошло к концу. За пару недель растаял грязный городской снег, излившись ослепительно сверкающими на солнце ручьями. На газонах робко проклюнулась нежная щетинка молодой травы. Почки на деревьях вздулись, намереваясь взорваться свежей листвой.
              Однажды майским воскресным утром Миша нежился в своей уютной постельке - вставать не хотелось, да и торопиться было некуда. Из под слегка приоткрытых век мальчик наблюдал за пылинками, танцующими в солнечном конусе, разрезающем детскую на две равные части. Дверь в спальню тихонечко приоткрылась. Убедившись, что сын не спит, мама Света зашла в детскую. Она улыбалась! Миша это сразу заметил. С тех пор, как папа улетел на Марс, мама совсем перестала улыбаться. А сегодня она выглядела почти такой, как раньше – счастливой и спокойной.
- Мамочка! – Мальчик радостно потянулся навстречу маме.
- С добрым утром, сынок! Ты только посмотри, какая сегодня прекрасная погода. А пойдём с тобой в кино или в наш любимый парк? – предложила мама.
 - Как раньше, когда мы ходили вместе с папой? –  Спросил обрадованный мальчик. Лицо Светланы на мгновение преобразилось – улыбка поблекла, а в глазах появилась лёгкая тень грусти, но она сразу же взяла себя в руки.
- Да, сынок. Как раньше с папой.
             Не спеша, мать и сын прогуливались по аллее, ещё насквозь прошитой солнечными лучами. В воздухе терпко пахло весной.
                С любовью и лёгкой грустью Светлана внимательно смотрела на сына, с удовольствием уплетающего мороженое. Он заметно повзрослел за зиму и стал ещё больше походить на отца.
- Миша, аттракционы уже работают. Пойдём, покатаемся на карусели?
- Пойдём! – Согласился Миша.
               Завернув за деревянную будку кассы, они чуть было не столкнулись с семейной парой, держащей за руки мальчугана. Миша застыл от удивления: перед ним стоял мальчик, очень похожий на друга.
- Лёша? – Воскликнул Миша.
               В этот самый момент он почувствовал, как напряглась мамина рука. Светлана с силой притянула к себе сына. Миша поднял глаза на онемевших, как-то странно застывших взрослых. Друга Лёшу держали за руки молодая женщина в тёмных очках и мужчина, очень похожий… на Мишиного папу. Но у папы не было усов, да и волосы на голове у мужчины почти совсем седые. Но, костюм, как у папы. Да это же папа и есть!
- Папа? – Шёпотом спросил ошеломлённый Миша, не веря своим глазам. – Папа, это ты? Ты уже вернулся с Марса? – Вопросы зависали в воздухе. Папа молчал. – А почему ты с Лёшей? Почему ты не вернулся к нам с мамой? - Мальчик уже кричал во весь голос, поняв, что произошло на самом деле.
  Выдернув руку из маминой ладони, Миша побежал по аллее.
- Миша, постой! – Кричала мама, стараясь догнать сына. – Миша, я тебе всё объясню!
                Но  Мише и без объяснений уже было понятно, что самые любимые и дорогие люди умеют бессердечно лгать и жестоко предавать.
- Я ни за что не стану космонавтом! – Бегущий мальчик плакал навзрыд, нисколько не боясь показаться кому-то маленьким. – Никогда!