Александр I. Часть 3

Андрей Ворожейкин
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ (В РЕДАКЦИИ 2020 ГОДА). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I. РЕФОРМЫ ПОСЛЕ 1814 Г. (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

События 1812 – 1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания Отечественной войны вопрос о реформах государственного устройства и крепостных отношений вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Своего рода экспериментом по соединению самодержавия с конституционными началами стало дарование Александром I конституции Царству Польскому – вошедшей на основании решений Венского конгресса в состав Российской империи части территории Польши. Император, лично редактировавший текст проекта, в ноябре 1815 г. утвердил польскую конституцию. Оставляя решающее слово за самодержавной властью, она предусматривала создание двухпалатного представительного органа (сейма), содержала положения об ответственности правительства перед сеймом, гарантировала свободу печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. Обещание ввести конституцию в России фактически прозвучало в речи Александра I на открытии польского сейма в марте 1818 г. Он заявил, что надеется распространить “законно свободные учреждения” во всех странах, вверенных его попечению, и “явить моему отечеству то, что я уже с давних лет приуготовляю”.

Варшавская речь императора буквально поразила современников. В их представлении грядущее изменения политического строя означало и отмену крепостного права, хотя об этом не было сказано ни слова. Поэтому речь вызвала, с одной стороны, “припадки страха и уныния”, по словам Сперанского, а с другой – как писал Карамзин, “варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах: спят и видят конституцию”. Впервые с начала царствования Александра I появилась социальная опора для преобразований: выросло целое поколение, воспитанное на идеях реформ. Огромное значение для изменения политических настроений в определенной части общества имел заграничный поход русской армии, участники которого, вернувшись из Европы на родину, жаждали перемен.

В апреле 1818 г. Александр I установил автономное самоуправление в Бессарабии. Согласно “Уставу образования Бессарабской области” высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, решения которого были окончательными. Часть членов Верховного совета (как и других учреждений) назначалась, часть избиралась от дворянства. Собственный четырехсословный сейм имела присоединенная в 1808 г. к России Финляндия. Она существовала как автономное государство в составе Российской империи и управлялась по своим внутренним законам.

В 1818 г. Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. Подготовленный и одобренный императором документ “Государственная уставная грамота Российской империи” предусматривал установление в России конституционной монархии. Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней – Сената (его члены назначались царем), и нижней – посольской палаты (ее члены избирались от дворянских собраний и городских обществ и утверждались царем). Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являвшимся также и главой исполнительной власти. Органами последней были преобразованный Государственный совет и министерства. Значительная часть проекта посвящалась перестройке системы местного управления. Россия делилась на 10 – 12 наместничеств на принципах федерализма. Наместнический сейм состоял из двух палат и был законодательным учреждением. Наместник (генерал-губернатор) и совет наместничества осуществляли исполнительную власть.

“Уставная грамота” провозглашала независимость судебной власти и гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности.

В целом проект имел более консервативный характер, чем польская конституция 1815 г. Суверенитет императора (а не народа) объявлялся главным источником любой власти в стране. Дворянские привилегии сохранялись, а о крепостном праве не упоминалось вовсе. Между тем нерешенность крестьянского вопроса после войны вызывала тревогу правящих кругов, не только опасавшихся крестьянских волнений, но и сознававших экономическую отсталость и несостоятельность крепостной деревни. С 1815 по 1820 гг. император получил 11 проектов, касающихся условий освобождения крестьян и составленных авторами как по его поручению, так и по собственной инициативе. Общим для всех проектов был принцип постепенности отмены крепостного права при сохранении привилегий помещиков. Один из разработчиков, граф, главный начальник Императорской канцелярии А. А. Аракчеев, предлагал осуществлять освобождение крестьян под руководством правительства, которое бы скупало помещичьи имения на средства государственного бюджета. Крестьяне должны были получать при освобождении землю в размере 2 десятин на душу. Проект был невыполним из-за ограниченности бюджетных средств, но царь одобрил его. Однако ни этот проект, ни остальные, среди авторов которых были П. Д. Киселев, Н. С. Мордвинов, Д. А. Гурьев, Е. Ф. Канкрин, не были допущены к официальному рассмотрению.

Изменения в положении крестьян в период правления Александра I произошли лишь в Прибалтике. Еще в 1803 г. специально созданный комитет под председательством В. П. Кочубея начал подготовку реформы. А в 1804 г. было утверждено “Положение о лифляндских крестьянах”, распространенное в том же году и на Эстляндию. По нему запрещалась продажа крепостных без земли, наделы передавались им в пожизненное и наследственное пользование, повинности были фиксированы. Кроме того, прибалтийские крестьяне освобождались от рекрутской повинности, а телесным наказаниям могли подвергаться лишь по приговору суда. В мае 1816 г. император подписал “Положение об эстляндских крестьянах”, по которому последние получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а в перспективе и выкупить ее. В 1817 г. “Положение” было распространено на Курляндию, затем на Лифляндию.

Постепенно реформаторские намерения Александра I как в конституционном, так и в крестьянском вопросе сменяются консервативным курсом. Эта перемена была обусловлена прежде всего настроениями дворянства, не желавшего расставаться со своими правами. Так, например, Государственный совет в 1820 г. отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, Александр I считал, что Россия не способна понять и принять конституционную систему правления. Огромное впечатление произвели на императора волнения в военных поселениях, восстание Семеновского полка и волна европейских революций 1820 – 1821 гг., которые окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание внешним проблемам. Именно с этого времени управление страной фактически сосредотачивается в руках всесильного временщика, по имени которого установившийся в стране режим получил название “аракчеевщина” (1815 – 1825 гг.).

Аракчеев был отнюдь не вдохновителем реакционного курса, а лишь ревностным исполнителем воли монарха. Александр I сначала поставил перед Аракчеевым задачу улучшить комплектование и обучение строевого состава армии, повысить дисциплину, реорганизовать артиллерию, наладить снабжение войск. Аракчееву принадлежит несомненная заслуга в повышении боеспособности русской армии. В 1810 – 1812 гг. он руководил Департаментом военных дел Государственного совета, во время Отечественной войны 1812 г. ведал комплектованием армии, организацией ополчений и артиллерийским снабжением, но в боевых действиях участия не принимал. После войны доверие Александра I к Аракчееву настолько возросло, что он возложил на него исполнение высочайших повелений не только по военным, но и по гражданским вопросам. В 1814 г. Аракчеев отказался принять звание генерал-фельдмаршала, что еще более подняло его в глазах императора. С 1815 г. он фактически руководил Государственным советом, Комитетом министров и Императорской канцелярией. Имя Аракчеева неразрывно связано с историей военных поселений, которые он организовывал под нажимом императора. С 1822 г. Аракчеев стал единственным докладчиком императора по государственным делам.

“Аракчеевщина” проявилась ярче всего во внедрении карательно-охранительных начал в жизнь общества. В 1820 г. Александр I санкционировал создание военной полиции, помимо трех уже существовавших (одна подчинялась Министерству внутренних дел, еще одной руководил Аракчеев, третьей – генерал-губернатор Петербурга Милорадович). С осени 1817 г., после создания Министерства духовных дел и народного просвещения, начались гонения на высшую школу с целью “христианизации” системы образования. Резко усилилась цензура. В 1822 г. была запрещена деятельность тайных обществ и масонских лож в России, и в том же году принят закон, разрешавший помещикам ссылать крепостных “за дурные поступки” в Сибирь на поселение, причем под таким поступком подразумевался “причиняющий беспокойство” помещикам. Этот указ перечеркнул прежние запреты и ссылке крестьян без судебных решений (1809 и 1811 гг.).

Символом наступившей в стране реакции стали военные поселения, новая форма комплектования и содержания армии, введенная по инициативе Александра I. Крестьяне, переводимые на положение военных поселян, должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Правительство рассчитывало тем самым удешевить содержание армии, расходы на которую к 1816 г. поглощали более половины государственного бюджета. Предполагалось, что военные поселенцы сами будут обеспечивать свое пропитание и фураж, а за счет их естественного прироста будет происходить комплектование армии. Первые поселения были учреждены еще в 1810 г., но война 1812 г. задержала их дальнейшую организацию. Военные поселения начали вводить вновь с 1816 г. Они были организованы в Новгородской, Петербургской, Могилевской, Слободско-Украинской и Херсонской губерниях. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Вместе с ними селили солдат. Крестьянские избы сносились, вместо них строили большие дома на несколько семей. Жизнь военных поселенцев была строго регламентирована: в первой половине дня они проходили строевую службу, затем приступали к работам в поле. Мальчики с семи лет обучались военному делу, а с восемнадцати числились на действительной службе. За провинности поселенцы подвергались телесным наказаниям. Становясь военными поселенцами, крестьяне освобождались от крепостной зависимости, но оказывались в еще большем рабстве, чем прежде. Жесткая регламентация быта, палочная дисциплина, запрет на торговлю, промыслы, контакты с внешним миром разрушали крестьянский уклад, тормозили экономическое развитие. Несмотря на волнения крестьян, которыми сопровождалось введение военных поселений, к 1825 г. на поселения было переведено 375 тысяч человек (одна треть армии), составившие Отдельный корпус военных поселений под началом Аракчеева.

Последние годы царствования Александра I были мрачными для страны и тягостными для самого императора. Крушение его реформаторских надежд, известия о недовольстве консерваторов, с одной стороны, и о тайных дворянских обществах будущих декабристов – с другой, личные утраты – все это обратило его сначала к религии, а затем к мистицизму. 19 ноября 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии (две его дочери умерли еще в младенчестве). Его внезапная смерть породила вполне обоснованную версию о сознательном уходе от власти и появлении впоследствии в Сибири “старца Федора Кузьмича”.

По закону 1797 г. преемником Александра I на престоле считался следующий по старшинству сын Павла I великий князь Константин. Но в 1822 г. Константин, никогда не имевший притязаний на царство (“Удушат, как отца удушили”, – говорил он), вручил Александру I официальный отказ от прав на престол. В 1823 г. император составил особый манифест о назначении своим наследником третьего брата – Николая, но не обнародовал его, сохранив в тайне даже от самого Николая. Манифест хранился в Успенском соборе Кремля, и о нем знал крайне ограниченный круг лиц, что и стало причиной возникшей в декабре 1825 г. ситуации междуцарствия.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.