Хохмачи

Сёстры Рудик
       В одной школе учились Хохмачовы Витя и Катя. И хоть брат ходил в седьмой класс, а Катя в четвёртый, друг от друга они мало чем отличались, уникальной особенностью оправдывая свою фамилию. Учителя их обоих так и звали – хохмачи!
       Хохмачество Хохмачовых заключалось в том, что в тетрадях Вити все цифры и буквы были, как вши, а у Кати – как коровьи глаза! Девчонке порой хватало тетради по русскому языку на классную работу да на домашнюю. Из-за этого её крепко костерили родители за глупое истребление тетрадей, а учительница перечёркивала написанное, ставила двойку и писала: «Прекрати безобразие в тетрадях! Пиши нормально!» Катя горько плакала и оправдывалась перед хихикающими в кулачок одноклассниками:
- Опять двойку поставила! За что?! Я всё нормально написала! Ни единой ошибочки не сделала, а она непонятно к чему придирается! Ведь ей же самой читать лучше – всё отлично видно!
      И она принципиально изводила тетради, придумав уже отговорку перед учительницей:
- Я очень-очень плохо вижу, Галина Степановна! У меня страшное косоглазие, дальнозоркость и близоручие! Мне уже очки прописали носить. Завтра я в них приду.
      На следующий день она заявилась в очках бабушки, стёкла которых до потехи увеличивали её глаза, как куриные яйца! Обхохотавшись над девчонкой, весь класс очки даже перемерил. Веселья было до потолка! Однако это дело симулянтке просто так не прошло. Учительница с волнением тут же позвонила родителям. Мнимый диагноз первая тут же разнесла бабушка, которая по всему дому, как шальная искала очки!
      В связи с позорным разоблачением Катя ревела белугой, отказавшись работать на уроке в тетради! Она просто привыкла к своему безобразию и к тому, что тем самым заставляет всех подряд переживать за себя. Внимание к себе девочка любила. Узрев эту эгоистическую черту педагогическим чутьём, радеющая за успеваемость каждого ученика в классе Галина Степановна подняла вопрос на школьном педсовете: как выбить из ученицы дурь? При хорошем желании Катя Хохмачова запросто могла стать хорошисткой.
      В то же время в отличие от плачущей Кати от Витиного подчерка чуть не плакали учителя! Вся в нервах преподавательница математики Нина Петровна жаловалась преподавательнице по русскому языку Лилии Ивановне:
- У меня из-за проверки контрольной Хохмачова Витьки все глаза в кучу! Косым можно остаться после его писанины!
- О, тебе тоже от него досталось? – нервно усмехнулась Лилия Ивановна и, зябко передёрнула плечами: - А мне всю ночь снилась писанина его диктанта! До сих пор буковки скачут перед глазами, как вши!
      В конце концов, если математичка интуитивно угадывала решение «вшивых» примеров и задач, то Лилия Ивановна стала откладывать тетрадь Витьки на самую последнюю проверку. Но когда дело дошло до того, что буквы не угадывались и в очках и назрела необходимость применить ещё и лупу, Лилия Ивановна показала классу писанину пацана и раздражённо сказала:
- Посмотрите, пожалуйста, все на старание Виктора Хохмачова и скажите честно: кто может прочитать, что здесь написано?! – затем под хохот класса обратилась к Хохмачову, который сейчас пребывал в немом недоумении, моргая на свою тетрадь: - Ты, Хохмачов, сам можешь прочитать, что тут зашифровал?!
      Витька же в ответ презрительно дёрнул плечом и развязно бросил:
- Да пожалуйста! Чё там не ясно?
- Во-первых, не «чё», а «что»! – поправила Лилия Ивановна и указала на место возле учительского стола: - А, во-вторых, если ты очень зоркий, иди сюда и будешь расшифровывать мне всё, что лично я рассмотреть не в силах даже в очках! Иначе, ещё парочка проверок таких «азбук Морзе», и я останусь косоглазой!
      Класс ещё больше развеселился, когда Витька прошагал к столу и, склонившись над учительницей, как радивый учитель над школьником-олухом, который ничего не понимает, терпеливо стал объяснять:
- Тут написано слово «прокатиться». Что непонятного-то?
- С какой буквой в корне оно написано? – придирчиво всмотрелась Лилия Ивановна в буквенную мелочь.
      Витька немного помялся, почесал щеку и хитро проговорил:
- Ну-уу, «с какой буквой» … С какой там надо, с такой и написано.
- Хохмачов, ты мне не хитри! – провинтила его одуревшим взглядом учительница и потребовала: - Говори: какая здесь буква?
      Витька, как художник склонил голову влево, вправо, пощурился, поразувал глаза и твёрдо сказал:
- «О» тут написано! – и тут же затыкал пальцем в слово, увидев по лицу Лилии Ивановны, что промахнулся: - А, нет! Это буква «а»! Точно она! Буква «а»!
      Лилия Ивановна перевела на него злой взгляд, а он развёл руками и ласково взялся уговаривать:
- Ну вы не видите что ли совсем и в очках, что тут стоит закорючечка возле кружочка? Это и есть буква «а». Я всю жизнь её так пишу.
- Ну а здесь какое окончание – «е» или «и»? – постучала преподаватель в другое слово ногтём.
      К её удивлению мальчишка понимал, что тут наворотил и без промедления ответил:
- «Е».
- Правило знаешь о том, что все слова женского рода с мягким знаком на конце в родительном падеже пишутся только с буквой «и»? – победоносно произнесла Лилия Ивановна и замахнулась авторучкой исправить ошибку. Но Витька мягко удержал её руку за запястье и ткнул пальцем в слово:
- А! Так вы про слово «в помощи» спрашиваете? Ну так тут это самое «и» и написано! Я думал, что это вот тут…- и он указал на другое слово.
- Ох, ты и цыган! – поразилась Лилия Ивановна.
- Ну почему «цыган»? – тем же ласковым голосом лиса не согласился Витька, ещё и добренько обвинил её: - Это вы, получается, уговариваете меня на какие-то ошибки, а я с этим никак не согласен.
       Класс со смеху уже «ходил на ушах»! Витькина елейная наглость настолько была потешной, что Лилия Ивановна тоже не сдержалась, прыснула и захлопнула тетрадь, вскочив из-за стола с твёрдым обещанием:
- Всё, Хохмачов! Хватит из меня посмешище делать! Я тебя просто предупреждаю: ещё раз сдашь мне тетрадь с подобным почерком, я сразу поставлю тебе единицу в журнал, ничего не проверяя!
- А если там на пятёрку будет написано? – сузив на неё глаза, провокационно парировал Витька.
- Всё, иди уже на место! – как от нападающей осы, отмахнулась от него Лилия Ивановна и под смех класса заверила: - На пятёрку у тебя будет написано в том случае, если я прочту твою писанину без очков, без лупы и без тебя!
- Ооо, понятно, - без энтузиазма протянул пацан и, уходя за парту, саркастически посоветовал: - Тогда вам надо обратиться к моей сестре Катюхе. Она у нас в тетрадях всё пишет «коровьими глазами».
      Лилия Ивановна просверлила его взглядом, едва сдерживая смех, а Витька под хохот одноклассников покивал:
- Да-да, ей-богу не вру. Учителя так про неё и говорят: пишешь «коровьими глазами».
       Лилия Ивановна слышала на педсовете за эту ученицу, но не ожидала, что она родная сестра Витьки. Педсовет тогда пришёл к единственному решению, что эту Катю необходимо заставить изменить почерк на нормальное чистописание. И сейчас Лилия Ивановна озарённо прищурилась на своего ученика и неожиданно для него выдвинула новый ультиматум:
- А ты знаешь, Хохмачов, коли вы с сестрой такие изобретатели по чистописанию, я, пожалуй, после твоей «вшивой» писанины буду оставлять тебя после уроков заново переписывать текст, пока не увижу, что смогу его прочитать самостоятельно.
      У Витьки сразу улетучилась самоуверенность, вытянулось лицо и пропал кураж. А она удовлетворённо произнесла:
- Вот так будет и тебе польза, и мне. Ты научишься нормально писать, а я не буду портить зрение.
      Теперь одноклассники хохотали только над Витькой, ещё и приговаривали:
- Дохохмился, баран! Увеличивай теперь срочно своих «вшей», иначе не избежать тебе уроков чистописания дополнительно!
«А ведь училка не отцепится, такое серьёзное лицо у неё!» - умно раскинул Хохмачов мозгами, а дома потихоньку заглянул в комнату сестры. Лёжа на полу с двумя одноклассницами, как на пляже, Катя делала уроки.
- Ещё меньше можно писать! – заглядывали девчонки в её тетрадь и указывали: - На эту строчку запросто может уместиться предложение из четырёх слов, а у тебя влезло только три.
      Катюха с досадой кусала губы, а девчонки её успокаивали:
- Но и это уже хорошо! А то ж у тебя на всю строчку растопыривалось одно слово, иногда даже с переносом.
      И Катя старательно начинала уменьшать подчерк. «Одноклассники на «буксир» взяли!» - догадался Витька и пошёл в свою комнату делать домашнюю работу по русскому языку. Упражнение надо было написать так, чтобы не остаться после уроков на его переписывание. Лилия Ивановна запросто оставит после урока на это дело. Она из тех учителей, которые всеми силами добиваются успехов от каждого ученика в классе. Отстающих у неё нет никогда! За успеваемость борются.
 
(г.Суздаль 2020)
(фото из инета)