«Тень Каравеллы» Владислав Крапивин. ЭССЕ
Так я решила назвать мое небольшое эссе о Владиславе Петровиче Крапивине. В 1974 году я вернулась с конкурса чтецов «Пушкинские чтения» со званием лауреата. Внимание СМИ ко мне было достаточно заметным. Много вопросов, и, конечно, главный, что нового буду готовить дальше. Уже тогда я обратила внимание на уральскую поэзию. Я очень дружила с нашими авторами – поэтами, писателям. Юрий Леонидович Лобанцев, мой очень хороший друг, с которым меня связывали годы творческих открытий, поисков. Вот он-то и обратил мое внимание на творчество Крапивина, очень интересного писателя – прозаика с необычной детской морской темой. И не похожего ни на кого. Причем во всем, начиная с задумки. У него свой отряд девчонок и мальчишек. «Тамара, ты съезди к ним, познакомься, и увидишь сама, что это интересно и стоит сделать про них новую работу»-советовал Юрий. Поехала и не пожалела. Ребята встретили очень дружелюбно. « А Славы нет, он скоро придет …»Так я узнала, что Владислава Петровича зовут здесь все просто Слава. Здесь, в отряде, все равны. Они изучали морское дело, многие из них уже тогда писали и статьи и рассказы. Меня это все очень подкупило. Я сказала, что готовлю композицию для детей по повести «Тень Каравеллы». И, как ни странно, все герои были передо мной; позже приехал и Слава. Так мы познакомились. Я вглядывалась в их лица, вслушивалась в их разговоры. Это были герои его книг.. По стенам висели картины и рисунки прекрасных парусников. Я узнала, что они не только изучали, но и, обязательно, в летние каникулы, уходили в плавание. Они сделали для моего выступления маленький парусный кораблик. С ним я выходила на сцену школьных залов и читала свою композицию по повести «Тень Каравеллы». Вместе с героями книги плыл и мой кораблик, который я высоко держала в руках, что вызывало восторженный интерес моих юных слушателей. А время в повести было сложное,военное -1944год и послевоенное, но неизменной оставалась красивая мечта, которая вела в прекрасное будущее. И пусть плохо одеты, не досыта накормлены, но зато умели переноситься фантазией в морские сказочные миры. Да и кораблик храню, до сих пор, с любовью.
« - Пойдем, покажу что-то…
В комнате на черной клеенке стола лежала знакомая мне летняя испанка с кисточкой. Вернее, не лежала, а стояла торчком, пряча под собой что-то загадочное. Павлик оглянулся на меня и поднял испанку за уголок. Поднял осторожно, словно там сидела удивительная бабочка и он не хотел, чтобы эта бабочка сразу улетела. Она не улетела. Она оказалась белым корабликом. Он был нарисован на бумаге, вырезан и держался на маленькой подставке. Были у кораблика круглые борта, высокая узорчатая корма, туго надутые паруса разных размеров и форм. Удивительный был кораблик - весь наполненный ветром.
Павлик ласково сказал: - Каравелла… Вот она какая.
Так появилась у нас каравелла. Но мы оба понимали, что это не все. Потому что очень хотелось необычного.
- Пойдем, - сказал Павлик. Мы пролезли за карту, в нашу «каюту». На тумбочке стояла старая лампа без абажура. Она ровно и неярко освещала пестрые земли и синие океаны карты. Павлик посмотрел на меня с незнакомой какой-то улыбкой - немного смущенной и мягкой.
- Океаны есть, - сказал он. - Моря есть… Да, Владик? Можно плавать, где хочешь…
Я молча поставил на ладонь каравеллу и поднес ее к карте.
Так началось Плавание. Уставала рука. Ныло плечо, затекала кисть. Ведь плавания продолжались подолгу, и все это время приходилось держать кораблик у карты. В поднятой ладони.»
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина.
03 .09. 2020г.