Крестины

Михаил Шаргородский
У очень близкого мне человека уже очень много лет живет и работает женщина, которая ухаживает за пожилым хозяином дома.
За долгие годы люди привыкли друг к другу и сотрудничество их не вызывает нареканий ни у одной из сторон.
Женщина имеет троих детей. Всем им уже около или даже за тридцать.
Не знаю, кто в этом виноват, но ни один из них нормально не устроен.
Старшая дочь родила сына вне брака, и уже около десяти лет сидит на шее матери, которая ровно половину своей зарплаты отдает ей на оплату аренды жилища.
Что будет, если матери вдруг не станет, никто себе даже представить не может?
Такой вариант даже, по-моему, ни разу и не рассматривался.
Я уже не говорю о том, что каждый месяц выскакивают какие-то неотложные нужды, которые тоже  покрываются матерью.
Вторая дочь замужем, имеет 4-х детей и больного, неработающего мужа.
Здесь нет обязательных расходов, но постоянно возникают какие-то юбилейные даты, которые обязательно связаны с определенными тратами.
И, наконец, сын. Около тридцати. Неплохой парень. Но постоянно втягивает мать в непосильные для нее расходы. Вообще, как мне кажется, привык быть под крылом матери. С готовностью выполняет все её поручения. К счастью для них всех, они  воспринимают это статус-кво, как нормальную ситуацию. Устроился где-то охранником. Зарплата мизер. До этого учился на машиниста. Учеба платная. Я поговорил с ним, что это фактически аморально вешать на мать такие расходы.
Пытался посильно помочь. Он вроде понял, но ничего не изменилось.
Начав работу в охране, вся их семья пришла к выводу, что он далеко живет и ему непременно нужна машина.
Хотя мать почти двадцать лет преодолевала эту же дорогу, у нее даже в мыслях не было, что речь может зайти о машине.
Полагали, что с ее помощью какие-то копейки заработают.
Все "заначки", которые мать 10 лет собирала, отдала ему. Где могли нахватали долгов, в том числе и кредит банка.
Машину купили. Ну и что? Ничего не изменилось. 
Мать продолжает на него нести расходы, в том числе, покупая ему различные "шмотки" по мере их износа.
В принципе, эти вопросы, как будто, меня не касаются. Но, я вижу, что благодетельница мать зачастую не в состоянии купить себе даже носки, пользуясь рваными.
Поскольку, они близкие для нас люди, я даже пытался говорить с матерью на эту тему. Разумеется, бесполезно.
Она, по-своему, счастлива, что сын не вор, не наркоман и не босяк.
Что заставило меня взяться за перо?
Должны состояться крестины младенца у одного из товарищей сына. По здешним обычаям крестный должен принести кучу подарков, в том числе золотые изделия для матери ребенка. По самым скромным оценкам это обходится примерно долларов в  двести. Или рядом.
Это притом, что зачастую месячная зарплата не превышает 100 долларов.
События развиваются по привычному сценарию. Сыночек обращается к матери. Та под залог своих будущих зарплат выпрашивает у своего шефа 200 долларов взаймы, сама и покупает все, что требуется по ритуалу, дает все это сыну, и, разумеется, он достойно будет выглядеть на мероприятии. А подобные расходы, вроде того, что сам Бог велел, чтобы родители оплачивали.
Меня эта ситуация настолько вывела из равновесия, что я очень долго  не мог. успокоиться.
Мы росли без отца. Денег никогда в доме не было.
То, что зарабатывала мать, даже работая в две смены, еле-еле хватало на хлеб насущный.
Старший брат мне, десятилетнему пацану, объяснил, что мама слабая, больная, перегружена работой, и ее ни по какому поводу нельзя беспокоить.
Я настолько хорошо понял это, что если она забывала дать мне 20 копеек, на которые я в школе должен был купить слойку, я не напоминал ей об этом, оставаясь голодным.
Шли годы. Мать старела. Я взрослел.
Война. Эвакуация. Реэвакуация. Миллион бед и проблем. Но я, с помощью брата, научился хорошо или плохо, самому как-то разбираться со своими проблемами, не трогая мать.
К тому же, она почти все время болела.
Я отслужил Армию. Вернулся. Стал работать на заводе. Задумал поступить в институт. Но в это время я тяжело заболел.
Врачи сказали, что если он поступит на вечернее заочное отделение, то ему совмещать работу и учебу  будет не под силу.
Мама умоляла меня поступить на нормальное дневное обучение.  Она убеждала меня, что на ее пенсию и стипендию, которую я буду получать, мы как-нибудь перебьемся.
Мне  25 лет. Я уже давно работаю, и привык, что хоть небольшие, но у меня всегда свои деньги. И когда я представил себе, что  каждое утро должен буду с протянутой рукой обращаться к матери за деньгами на проезд, мне стало просто страшно.
Я хорошо понимал, что от такой ситуации если я сразу не сдохну, то, по крайней мере, тяжело заболею.
Слава Богу, этот вариант не был принят. И я, пусть и с большими трудностями, все же окончил заочный факультет института.
Я рассказал эту историю, чтобы как-то сопоставить с той, с которой начал.   
По моему глубочайшему убеждению, сын не имел права втягивать мать в эти вопросы. Где хочешь, как можешь, сам найди эти деньги.
Одолжи. Обещай отработать. Что хочешь. Но это твои и только твои проблемы. В самом крайнем случае, объясни  другу, что не можешь принять участия.
По моему глубокому убеждению, человек, в особенности мужчина, сам обязан рассчитывать свои шаги.
При этом, имея в виду, что твое мужское достоинство не должно тебе позволять не только никому не причинять неподъемных трудностей, а наоборот, строить свою жизнь так, чтобы  хоть кому-то приносить облегчение.
Думая о парне, который побудил меня к написанию этих строк, скажу честно, что у меня непроизвольно возникла к нему выраженная неприязнь.
Я хорошо понимаю, что от моих строк большого толка не будут.
Во-первых, сопричастные лица сочтут, что я человек другой культуры, других обычаев, поэтому не в полной мере понимаю национальные традиции.
Здесь добавляется и вопрос языка. Русским в селе не владеют. Перевод - добавочные хлопоты
Во-вторых, то, что я счел вопиющим безобразием, у них, возможно, широко практикуется, привлекая в случае надобности для этих целей всю родню.
Не знаю.
Пусть все это будет так. Но я ведь пока остаюсь. И моим уважением уже никогда не сумеет воспользоваться человек, перекладывающий, даже перетаскивающий свои проблемы на других.
Моя мать прожила 101 год. Последние годы я ее мыл, купал, с ложечки кормил, укладывал и поднимал с постели и даже понемногу развлекал.
Она до конца была в памяти. И даже сказала моему старшему брату, что я, наверное, единственный, который всегда старался ее ничем не беспокоить, и ничего не просить.
Но это не помешало сохранить нам близость и идеологическую общность.  И она признательна мне за прожитую жизнь.
Мне очень хотелось бы обратиться к тем, кто еще достаточно молод, чтобы внимать чужим мудростям.
Старайтесь никогда не рассчитывать на чью либо помощь. Сначала и до конца опирайтесь только на себя.
Другого привлекать только в непредвиденных ситуациях. Человек сразу ощутит себя уверенней  в этой жизни, и будет хорошо знать, что среди людей, которых он уважает, и сам находится не на последнем месте.
В особенности если ты мужчина!,
Когда я был еще очень молод, человек, которого я считал своим наставником, сказал мне, что основу счастливой семьи, составляет умение и желание каждого члена семьи, как можно больше обязанностей брать на себя и, конечно же, в первую очередь, мужчинам.
Вероятно, этому, как и многому другому, надо начинать приучать с детства.
Человек должен жить, "купаться" в такой атмосфере, тогда, быть может, он и вырастет с такими понятиями.
И все-таки, несмотря на то, что я хорошо понимаю, что изменить, как в этом, так и во многих других случаях, я ничего не смогу, я все же считаю, что и в такой ситуации, хоть ты поступай правильно.
Глядишь, и наберется группа способная повлиять на сложившийся опыт жизни. Ведь и Христианство начинало крайне малая группа лиц, а смотри во что превратилась эта религия!

P.S.
Я все же не выдержал и спустя несколько дней, откровенно, по мужски, поговорил с сыном. Не знаю, что и как он понял? Не знаю, как будет реализовывать то, что понял? Хочется надеяться, что  хоть что-то  у него в душе осело. Это для них не совсем легко. Новая идеология (не дергай мать), возможно, не совсем легко приживется в их состав. Но если даже частично приживется, тоже будет неплохо. Дай то Бог!!