Эссе о фотографии Аргентум-32

Сергей Романов 4
ВОЙНА НА ФОТО

Даже такая, в общем-то общечеловеческая трагедийная тема, как Большая Война, совершенно по-разному отражается национальными государственными фотографиями.

Это очень явственно видно при просмотре больших массивов снимков. Имеется в виду общий вектор темы, сухой остаток множественных впечатлений, идейно-эстетическое послевкусие. При всем при том, повторяю, что все войны для Человека начинены одним и тем же – смрадом страданий и смерти.

Когда смотришь наши многочисленные, разнообразные, выпускаемые обычно к датам («датные») подборки (увы, национальной, максимально полной антологии у нас пока нет), странное чувство возникает непременно – неужели так мало снимали военные (и не военные) фотокоры?

Одни и те же снимки ползают из издания в издание, одни и те же имена авторов мелькают и оседают в памяти.

Понятно, что число и снимков и создателей, в общем-то, строго конечно, но чтобы так мало?

И тут понимаешь, что это и есть печать системы, ее послевкусие: война, войной, а идеология превыше всего. Получите только то, что отобрано и разрешено. И да будет такой война для СССР и России навсегда! Героической, праведной, победоносной, сокрушившей реакционные общественно-экономические формации. Всё это верно, но слишком плоско. Трагедия войны неизмеримо глубже!
Но таково лицо тоталитарного коммунизма.

Ну а «оплот» демократии Америка? Что излучают ее военные фото?

Первое ощущение – как разнообразно, непредвзято, откровенно, смело! Есть все – от кровавого мурла Войны до спокойного достоинства не сломленного Человека.

Но чем больше смотришь, тем все чётче начинает выкристаллизовываться подспудный, интегральный итог… И что же есть он?

Может это странно (а может нет?), но «общий знаменатель» американских фотографий Второй мировой войны – имперская мощь. И даже я бы сказал – имперская спесь.

Такова физиономия «демократического» бастиона человечества, перекошенная гримасой планетарного имперского вожделения.