Долгожданная встреча

Татьяна Берг
Семья моей мамы жила в деревне Калиново Сталинского района Сталинской области. Попали в Россию они  примерно в 1860-х  годах по приглашению Екатерины 2. Больше двухсот лет трудились на этой земле, которую всегда считали своей Родиной. Другой они просто не знали . Где та Германия? Им было неведомо. Предки моей мамы были из меннонитов(это религия сродни бабпизму). Так что, по предположению моих родственников, их предки были из Голландии. Менониты подвергались большим гонениям и им пришлось покинуть Голландию и переехать в Германию. А там тоже стали их преследовать. За что? Это мне непонятно. Я читала материал про менонитов. Очень мирные люди, занимались хозяйством, плотничали.Были пацифистами. Это значит, что они были против войн и насилий! А что это разве плохо? При такой постановке вопроса, у нас сейчас много пацифиситов!
 Жили своей общиной, обособленно. Мамин отец Исаак Яковлевич да войны работал плотником в колхозе, Его жена, бабушка Мария, сидела дома т. к. семья состояла из девяти детей.  Имели большой двухэтажный дом. На втором этаже разводили тутового шелкопряда. Во дворе рос тутовник, листьями которого кормили этих гусениц. Таким образом добывали шелк. Шелк сдавали в приемные пункты, получая за это хорошие деньги. Семья не бедствовала, а жила очень даже неплохо! Все дети принимали участие в разматывании кокона.
 
     Но все хорошее когда-то заканчивается. Война! Много горя принесла она Советским людям, а немцы пострадали особенно. Отца  в самом начале войны арестовали по ложному доносу. И только в девяностые годы узнали мы, что умер он на Урале, на станции Ивдель в 1942 году , от декомпенсированного порока сердца. Осенью 1941 года НКВДешники прибыли в их район и обьявили  об Указа Президиума Верховного совета СССР «О переселение немцев, проживающих в районе Поволжья». Все немцы записывались в потенциальные предатели, подлежали выселению   в Сибирь и другие дальние районы.  В село доставили солдат, на случай сопротивления народа. А люди и не думали сопротивляться…Ни одного случая не было. Этот многострадальный народ понимал, что  это бесполезно! Всю семью в середине  сентября в теплушках, как скот, вывезли на Алтай.  С собой могли взять только то, что в руках унесешь. Старались взять побольше еды. Понимали, что путь неблизкий. Так что всё хозяйство, дом было брошено на разграбление. Моей маме было тогда 15 лет. Так начиналась её юность. Рассказ о том, как они добирались, отложим на потом. Это отдельная и страшная история. В далеком, холодном Алтае, осенью , рыли землянки и зимовали. Как они выжили эту первую зиму, страшно вспомнить! Досталось всем: и маме, и детям. Было очень голодно. Свои красивые платья и туфли давно сменяли на молоко и мёрзлую картошку. Но даже не это было  самое страшное. Самое страшное было в том, что эти полуграмотные люди думали, что наши немцы из Германии прибыли. Фашистами их обзывали, плевались, ругались им вслед. А они не понимали: за что, какие они были фашисты ? В чем их вина? Это были простые, скромные люди, трудолюбивые и честные… До самой смерти они старались забыть это страшное время и не могли…   Мамочка моя даже хотела забыть, что она немка. Вот так гнобили людей. В 1943 году наша бабушка, работая в колхозе, украла жменьку пшеницы, чтобы сварить похлебку. Ведь дома её ждали голодные дети, самой младшей из которых была трехлетняя  Ольга. Сторож увидел это. На следующий день маму арестовали, сопроводили в Славгород и на этом след теряется. Мы много лет искали её, но безрезультатно…
      А дети остались одни . Самой старшей была моя мама. А было- то ей всего лишь семнадцать. Юность продолжалась в боли, в горе и страданиях. У моей мамы было семь классов образования. Для Алтая это был образованный человек. Её поставили работать сначала учетчиком, а потом и бухгалтером. И на руках у неё было пятеро братьев и сестер. И ведь никого она не потеряла. Все выжили. А была моя мамочка ростом метр пятьдесят, сорок второй размер. Вот такие «могучие плечи». Однажды и мама поддалась искушению –  увидела, что доска в амбаре оторвана и набрала оттуда пшеницы. Так продолжалось несколько дней. Но однажды её увидел сторож, но не  сдал, а пожалел. Сказал: «Я знаю, Надя, что у тебя дома дети голодные, отпускаю тебя, но больше не кради, а то нас обоих арестуют». Имя моей мамы было Аганета, но русским трудно было его произносить, и они назвали маму Надей.
    Теперь перейду к рассказу о своей тёте, Штоббе Екатерине Петровне, маминой сестре, которую война разлучила с семьей. Тётя Катя училась в пединституте города Энгельс, когда началась война. В сентябре 1941 года её забрали в трудармию, как и остальных студентов немецкой национальности. Отправили в далёкую Сибирь, на Енисей. За три месяца проходили весна , лето и осень Во все остальное время -зима. Ловили рыбу . Но нельзя было даже на еду себе оставить. Кормили плохо: чашка похлёбки, да кусок хлеба. По граммам выдавали муку и соль. За выполнение нормы полагалось: 600 граммов хлеба в день, на месяц:  2 кг крупы,  750 гр сахара, 800 гр масла. Если выполнишь норму. Не сможешь, то 300 граммов хлеба в день. Вот и проживи на такую пайку. Чтобы как-то продержаться, собирали летом в лесу, что могли: лук, корни, грибы. Осенью заготавливали морошку, клюкву. Граблями собирали. Немцы изо всех сил держались за жизнь! У них даже охраны не было, куда им бежать?, но трудились на совесть. Впрочем, немцы по другому и не могут. Иногда на собаках ездили в поселок, в магазин. А там был такой обычай – пришел , выпей кружку настоя из хвои. Горькая была, противная, но пили. Этим и спасались от цинги. Там довелось увидеть северное сияние! Испугались сначала девчонки! Но наша тётя Катя была грамотным человеком, обьяснила , что это такое. Много в отряде было молодых девчат. Красивые, сердце любви хочет .  Часто плакали по ночам, чтобы никто не видел. Стиснут зубы и ревут. Немцы - люди немногословные, терпеливые. Всю жизнь привыкли терпеть и молчать.. Не все смогли пережить это время. Подруга тёти Катина умерла от голода. Трудно было вспоминать и думать про это…
          Когда пришла победа, никто не сообщил им. Даже не знали, что война закончилась… Пробыла в этой ссылке моя тётя шесть лет,  с 1941 по 1947 год. Освободилась, а дальше что? Где родные, где семья? Как найти? Немцев же в разные места отправляли. И ей дали предписание ехать жить в Алтайский край. Навела справки. Вроде на Алтае должны быть, но Алтай-то большой.
        Мама мне рассказывала, что тётя Катя долго разыскивала своих. С большим трудом удавалось мне выдавить их неё, хоть что-то. Не могла вспоминать, плакала, а мне так хотелось знать! Но не помню я, как нашла тётя семью, а спросить уже не у кого. Так что этот вопрос остаётся открытым.
         После войны Екатерина Петровна Штоббе много лет прожила и проработала в селе Дегтярка Алтайского края. Работала она учителем немецкого языка. Местные власти хотели сделать немецкий язык один раз в неделю, как в русскоязычных школах. Это в немецкой деревне! Мало того, что лишили немцев Родины, так ещё и старались язык отнять и обычаи. Но Екатерина Петровна , пережившая столько в своей жизни, решила не допустить такой несправедливости! Зимой, очень рано, села в попутку и поехала в Славгород. Там обратилась в газету «Роте Фане». Там напечатали её статью, все поддержали и немецкий остался наравне с русским. А никто же больше не решился на это. Вот такой характер был у Екатерины Петровны!
 
Сколько поколений детей прошло через неё! Все помнят Екатерину Петровну, как доброго, внимательного, щедрого человека! А я её помню, как родную, любимую тётю. Какая она было рукодельница: всё в доме вышито её руками, две её дочери, Нина и Эрика всегда в новых платьях! Это тётя Катя сшила! А сколько платьев она сшила мне! А новогодние костюмы? И у дочек , и у меня всегда они были! Да ещё такие оригинальные! Помню костюм циркачки. Я тогда получила приз за него. Второе место. А какие пироги с ревенем она пекла! Это фирменное блюдо немцев. А борщи с ревенем! Золотые руки, светлая голова. Спасибо Вам, дорогая моя тётя Катя! Несмотря на тяжелые годы войны, сохранила хорошее здоровье, всегда пила всякие травы, ромашка была любимой травой.  Всю жизнь вела дневник. Обладала прекрасной памятью, выписывала немецкие газеты. Пользовалась уважением среди учеников, родителей и родственников.В последние годы жила со старшей дочерью, Ниной в поселке Хильтер. Внуки построили бабушке летний домик, где она любила отдыхать. Прожила 96 лет и скончалась в Германии, в поселке Хильтер, в 1916 году,до конца своих дней сохраняя светлый ум и прекрасный характер, на руках у любимых дочерей.



                Татьяна Берг. г. Экибастуз.