27. Бяки-буки

Светлана Каплун
    Как уже отмечалось ранее, колено Вениаминово было почти полностью исстреблено самими евреями. В Книге это описано примерно так:

    «Наложница некоего левита из Эфраима оставила его и вернулась в родительский дом в Вифлееме. Левит отправился за ней. На протяжении пяти дней её отцу удавалось задержать его возвращение. На пятый день к вечеру левит покинул его дом…» Я делаю вывод, что налицо конфликт между левитом и его пилегеш, и что отец наложницы тянет время, видимо, опасаясь за безопасность своей дочери.

    Кстати, пилегеш — это наложница, имеющая аналогичные жене социальный и правовой статусы, которую мужчины часто брали с целью получения потомства. Слово пилегеш пришло в иврит как заимствование греческого паллакис, означающего содержанку. Существует распространенное, но необоснованное мнение, что оно происходит от арамейской фразы плаг иша, означающей полу-жену. Я бы предложила и «окололегальную» жену от лат. legalis «правовой», далее из lex «закон». Потому что одного из братьев той самой Елены Прекрасной на латинский манер звали Поллукс (греч. Полидевк), и на роль содержанки он явно не подходит. В отличие от смертного Кастора он был даже бессмертным. Но греки, а затем и римляне, почитали обоих братьев как богов. На небольшом острове на западе Лаконии, где, согласно несохранившимся стихам Алкмана, родились Кастор и Полидевк, им установили две медные статуи. У этрусков были свои герои — сыновья верховного бога Тинии Кастур и Пултукс. Что касается греческой содержанки паллакис, то подумалось: разве что греки, отвоевав Грецию у пеласгов, закономерно и женщин должны были брать из этого племени… А ещё, латинскую богиню скотоводства звали Палес. Да и сами евреи наверняка брали себе «жён палестинских». А если подумать. Матерью Елены и Диоскуров была Леда. А старшей женой Иакова — Лия (родившая шестерых сыновей: Рувима (Реувена), Симеона (Шим‘она), Левия (Леви), Иуду (Йеуду), Иссахара, Завулона (Зэвулуна), а также дочь Дину). Происхождение имени точно не установлено, но, вероятнее всего, восходит к аккадскому слову «корова» (littu), возможно также значение «газель».

    Когда семейство проходило город иевусеев (как назывался Иерусалим до его захвата израильтянами), слуга предложил переночевать. Однако левит отказался заходить «в город чужих», и они продолжили путь до Гивы Вениаминовой, где никто не спешил предложить им ночлег. А потом и вовсе местные жители окружают дом и требуют у пожилого хозяина «выведи того человека, который вошел в дом твой, и мы познаем его». Вместо гостя старик предлагает свою дочь-девственницу и наложницу Левита. (Сцена похожа на описание сюжета Лота и его дочерей из книги Бытия). Толпа не прекратила угроз изнасилования, и Левит вывел свою наложницу наружу. Под утро её нашли мертвой под дверью дома. После чего левит разрезал труп на 12 частей и разослал 12 коленам израилевым. Вениаминцы отказались выдать преступников на суд других колен. И когда колено было истреблено практически полностью, включая всех женщин и детей, было решено позволить колену выжить. Мужчины из города Явеш-Гилада (Иавис Галаадский), которые отказались участвовать в наказании вениаминцев, были перебиты. Их дочери (400) были выданы за выживших мужчин из этого колена. И стало оно «наименьшим из колен». Однако Гива Вениаминова позже была заселена тем же коленом: первый царь Израиля, Саул, происходил из этого колена, из города Гивы. Поэтому не зря опасался за жизнь наложницы её отец: она таки погибла, да ещё и была расчленена, что само по себе выглядит дико! Отвечать же за это пришлось колену Вениаминову…

    Судя по тому, что во время тех событий ещё был жив Финеес, сын Елеазара (Суд. 20:28), событие произошло в самом начале эпохи Судей. Эпоха судей (1445 год до н. э. — 1045 год до н. э.) охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме. Т.е. истребление потомков Вениамина произошло ещё до нашествия народов моря. Но уже после Троянской войны, когда в Передней Азии массово возникают греческие города-государства.

    Помимо колена Вениамина была устроена также и резня колена Ефрема. В результате чего погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Ефрем (младший из двух сыновей Иосифа от египтянки Асенефы) является родоначальником колена Ефремова, которое получило в удел земли центрального Ханаана (южная Самария), включая города Силом, Сихем и Вефиль. При заселении Ханаана, ефремляне стали компактно жить с ханаанеями, беря с них дань. Старших сыновей Ефрема убили жители Гефа за то, что они пошли захватить стада их. И плакал о них Ефрем много дней. Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия («сын горя»), потому что несчастье постигло дом его. Имя Берия носил также один из старших представителей колена Вениамина, сын Елпаала.

    Ябеш (Явеш-Гил‘ад, Иавис Галаадский) — древний город, который находился в Галааде, на территории современной Иордании. По мнению Робинсона, Иавис Галаадский находился на месте настоящего Ед-Дейра, развалины близ ручья Вади-Йябес, впадающего в Иордан на ю.-в. от Вефсана.

    Вефсан, гор. в Палестине, принадл. Манассину колену. Манассия — первенец Иосифа Прекрасного от египтянки Асенефы.  Является родоначальником колена Манассиина, которое получило удел частью на восток от Иордана (земли Васан и Галаад), а также земли в северной Самарии вплоть до Средиземного моря. Племя Манассии номинально господствовало над своим уделом, поскольку они не только не изгнали ханаанеев с их земель, но даже не смогли покорить их и взять с них дань.

    Получается, помимо волка-Вениамина, пострадало и потомство детей Иосифа от египтянки Асенефы. Могу только предполагать, что потомки Иосифа чем-то достаточно сильно отличались от остальных евреев. Но, поскольку они вошли в состав 10-ти пропавших колен, то как бы в генофонде современных евреев участия не принимают. И возникают у меня такие соображения.

        У левитов – в подавляющем большинстве – гаплогруппа R1a, с общим предком, который жил 1300 лет назад. На самом деле гаплогруппа R1a вошла в среду будущих (или уже настоящих) евреев примерно 4000 лет назад, в виде субклада R1a-Z93 – Z94 – Z2124 – Z2122 – F1345 – CTS6. Последний снип и образовался примерно 4000 лет назад. Потом случилось нечто трагичное, и почти все евреи, носители этой гаплогруппы, погибли, и вышли из «бутылочного горлышка» выживания только 1300 лет назад… В гаплогруппе R1a как евреи, так и другие народы Ближнего Востока ведут свою ДНК-генеалогию от древних ариев. И вот в этой генеалогии был один общий предок, живший 4000 лет назад, который дал линии как евреев, так и арабов, причем не просто арабов, а тех, которые сейчас наиболее ортодоксальные: Саудовская Аравия, ОАЕ, Катар, Кувейт…

    Как я понимаю, наиболее ортодоксальные арабы находятся на юге Аравии. И племена Бин-ямина также являются «людьми юга». А поскольку выборочному почти полному уничтожению в еврейской среде подверглось только колено Вениамина, то справедливо предположить, что  еврейская ветвь R1a была распространена именно в колене Вениаминовом и пострадала именно тогда. По представителям R1b такой картинки не наблюдается: предки евреев в каждом из указанных родов жили примерно столько лет назад — J – 17500 лет, J1 – 15500 лет, K,T - 8500 лет, E1b1b - 6800 лет, J2 - 6000 лет, R1b - 5000 лет, I1 (скандинавская) - 4100 лет, G2 - 4000 лет, G1 - 3600 лет, I2 - 1400 лет, R1a1 - 1350 лет.

    Интересные данные по Ливану. Там R1a1 представлена двумя ветвями.  Более старая соответствует 5200±1080 лет до общего предка. Сам гаплотип идентичен типичному европейскому предковому гаплотипу R1a1, как и его «возрасту» в пределах погрешности определения. Он соответствует восточно-славянскому базовому (предковому) гаплотипу, как, впрочем, и гаплотипу евреев-ашкинази (который пришёл в среду ашкинази от европейских носителей R1a1). В любом случае, выборки ливанских гаплотипов R1b1b2 и R1a1 имеют общих предков практически одинакового возраста, 5300 и 5500 лет, соответственно, плюс погрешности определения.

    Еврейская ветвь гаплогруппы R1b1b2 полностью совпадает с базовым гаплотипом басков. Отличие только в том, что этот гаплотип у евреев значительно более древний. Если у басков «возраст» этого гаплотипа был 3625±370 лет, то у евреев той же гаплогруппы – 5150±620 лет до общего предка. Это уже знакомая нам величина по гаплотипам R1b в Ливане – 5300±700 лет до общего предка. В Европе – 3700±440 лет и 3625±370 лет по разным данным.

    И кое что по армянской R1b. Дерево подразделилось на пять ветвей. Одна ветвь очень древняя, с предком 456 поколений, или 11400 лет назад (!).  Другая ветвь дала 217 поколений, то есть 5500 лет назад до общего предка. Третья ветвь – 200 поколений, 5000 лет назад. Четвёртая ветвь – 150 поколений, то есть 3750 лет назад. Пятая ветвь оказалась совсем недавней. Ясно, что большинство армянских общих предков гаплогруппы R1b значительно старше западно-европейских. Только ближневосточные общие предки гаплогруппы R1b могут по возрасту подходить к армянским.

    Кроме того. Есть у R1b особая аллель DYS393=12. Помимо гаплотипов Армении, следует отметить, что она присуща: древним вариантам гаплогруппы R1b1 на Русской равнине (у 37% популяции), на Кавказе, в Анатолии, на Ближнем Востоке – в Ливане и у многих евреев гаплогруппы R1b1b2.

    О чём это говорит? О том, что предки значительной части русских (как R1b, так и R1a1) 4000 лет назад были в Передней Азии и генетически близки как армянам и многим представителям Кавказа, так и этническим евреям. На этом, пожалуй, можно отойти от волка-Вениамина и пока не возвращаться к волкам-лютичам, а поговорить о волках-этрусках (союзе тусков (Тиу) и расенов).