Диафильмы

Илья Миклашевский
Телевизоры в 60-е годы были почти у всех москвичей,
был он и в нашем доме,
пока мы не переехали на новую квартиру
(телевизор остался на старой у бабушки и дедушки).
Но его как-то не очень много смотрели.
А мультфильмы я совсем не смотрел -
считал это не совсем приличным,
как комиксы читать
(хотя комиксов я никогда не видел,
но слышал, что они водятся на растленном западе).

Помню, когда мне было семь лет,
гулял я во дворе вместе с ровесником, имевшим почетную репутацию хулигана,
и вдруг мама позвала его домой: мультфильм по телевизору -
и он радостно побежал;
меня удивило не то, что он любит мультфильмы (мало ли у кого какие вкусы),
а то, что он этого, кажется, совсем не стесняется,
не считает, что это может испортить репутацию...

Но был и дома, и в детском саду проектор и изрядная коллекция жестяных цилиндрических коробочек с диафильмами.
Это было что-то вроде тех же комиксов:
кадр представлял собой картинку с подписью в несколько строк;
изредка попадались кадры, состоявшие целиком из текста.
Черно-белые диафильмы выглядели, по-моему, очень мрачно-тревожно,
но и цветные (с не очень естественными красками) тоже.
Диафильмы познакомили меня с Шерлоком Холмсом -
было мне лет десять-одиннадцать; книгу я прочитал намного, намного позже...

После диафильма со стихами про дурака, который смеялся на похоронах и плакал на свадьбе,
за что его били били колотили, полумертвым отпустили,
у нас в детском саду стал популярен стишок:
   Обманули дурака
   На четыре кулака,
   Всем по редиске,
   Дураку очистки,
   Всем по арбузу,
   Дураку по пузу.
(хотя этих строк в диафильме не было).

Был в детском саду диафильм, непедагогичный смысл которого сильно меня озадачивал
(да и сейчас озадачивает):
волк хотел съесть дикобраза,
но дикобраз возразил: я колючий -
волк и в самом деле не решился на него нападать;
все звери стали просить у дикобраза поделиться колючками,
и он охотно давал им по колючке,
пока не остался совсем голым;
тут-то волк снова пришел: "Я тебя съем" -
"Не съешь, я колючий";
но он уже не был колючим, и волк его съел.

Зато другой диафильм был очень педагогичным:
деревня стояла на берегу речки, моста не было, речку переходили по упавшему поперек нее дереву;
мальчик обрубил ветки и сучья у этого дерева, чтобы удобнее было ходить,
но это имело и отрицательную сторону: не за что стало держаться;
тогда он сделал перила (дед подсобил);
и стали этот ствол с перилами называть Пичугиным мостом - по фамилии мальчика;
потом колхоз построил на этом месте настоящий мост,
но его по-прежнему называли Пичугиным мостом;
потом через деревню прошло шоссе,
колхозный деревянный мост заменили великолепным каменным с табличкой "Пичугин мост".

(Опубликовано в Живом Журнале 11 августа 2015)