Человек, которому не все равно

Рыжов Александр Геннадьевич
(кусочек из конспекта разбора по Неем.1)

В первой главе книги Неемии можно увидеть четыре признака человека, которому не все равно, что происходит с дорогим ему человеком, группой людей или делом. Причем полнота вовлеченности и неравнодушия есть тогда, когда сходятся все четыре признака, а не один, два или даже три из них. Что это за признаки? Чему учит Неемия через первую главу своей книги?


А. 1:1-3: Неемия беспокоился достаточно, чтобы спросить

1:2: И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.

Когда мы встречаемся, переписываемся или разговариваем по телефону с человеком, который знает что-то о тех, кого мы любим, то мы будем выспрашивать у него, как у них дела. И это признак нашей любви. Я давно хочу разыскать подзабытый китайский афоризм о шести признаках настоящих друзей, и два признака там такие: задает вопросы и отвечает на вопросы.

Есть выражение «меньше знаешь – крепче спишь». Иногда мы не расспрашиваем о чем-то, потому что узнав подробности, надо как-то отреагировать. Выразить реакцию.

Неемия начал расспрашивать об Иерусалиме, п.ч. ему было не все равно. Если мы кого-то любим, то будем расспрашивать и его, и о нем, даже если заранее знаем, что можем узнать о каких-то проблемах, в решении которых надо будет принять участие.


Б. 1:4: Неемия беспокоился достаточно, чтобы плакать

1:4: Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным

В этой книге Неемия открывается как очень практичный человек, человек действия, хороший руководитель и организатор. Но в основании всего этого стоит рассказ о его печали на протяжении нескольких дней (а из начала второй главы мы узнаем, что на протяжении четырех месяцев печаль его не уменьшилась, а возросла), когда он плакал, постился и молился. Эффективное духовное действие выходит из такого вот корня.

Печалиться и плакать надо именно перед Богом, объединяя это с молитвой, а может быть, и с постом. Тогда это приведет к будущей радости. Печалиться, замыкаясь от всех, в том числе от Бога – наживать депрессию и внутренние проблемы.

То, от чего мы смеемся и плачем, говорит о нашем характере. Если мы узнаем вещи, от которых слезы на глаза наворачиваются, и не отворачиваемся от узнавания этих новостей, если мы переживаем о дорогих нам людях, плачем о том, что важно для Бога, мы можем потом испытать на себе стихи Пс.83:7-8: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе».

Книга Неемии начинается с плача и поста Неемии, когда он узнал о «великом бедствии» (ст.3-4), а заканчивается «великим веселием» всего народа, см. 8:12,17. Надо было несколько месяцев Неемии поститься, молиться, плакать, чтобы потом весь народ пожал «великое веселье».


В. 1:5-10: Неемия беспокоился достаточно, чтобы молиться

Эта молитва — первая из двенадцати, записанных в Книге Неемии (см. 2:4; 4:4,9; 5:19; 6:9,14; 9:5 и далее; 13:14,22,29,31). Книга начинается и завершается молитвой.

С пятого по одиннадцатый стихи – молитва Неемии. Особенность этой молитвы – она основана на текстах из Второзакония (Вт.7:9; 20:5; 9:26). Если записать мою молитву и потом поискать переклички в ней с библейскими текстами – много ли их будет? Несмотря на то, что Неемия – не книжник, как Ездра, а администратор и придворный, он хорошо знает Пятикнижие.

Неемия использует местоимение «мы», а не «они», отождествляя себя с грехами поколения, которого он даже не знал. Легко было бы оглядываться назад и обвинять предков в судьбе Иерусалима, но Неемия смотрел внутрь себя и винил себя! «Мы согрешили». «Мы стали преступны пред Тобою». В конце второй главы, обращаясь к народу, он снова будет использовать первое лицо множественного числа, не отделяя себя от тех, к кому он пришел.


Г. 1:11: Неемия беспокоился достаточно, чтобы вызваться добровольцем

1:11: Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя.

Неемия решил добровольно отправиться в Иерусалим, чтобы следить за восстановлением стен. Неемия не помолился о том, чтобы Бог послал кого-то другого, менее занятого и не вынужденного жертвовать столь многим, не сказал, что он готов помогать всем, чем сможет, со своего высокого поста. С самого начала он попросил Бога использовать его в восстановлении города и стен.

01.09.2020