Выход в мировой океан

Артем Кресин
                КАРТА РОССИИ
                ВЫХОД В МИРОВОЙ ОКЕАН.
 
      Перед нами карта России. По горизонтали  с запада на восток, простирается  ее территория от границ Украины до Тихого океана, составляющая    длину порядка 10000 км.  По вертикали, от Северного Ледовитого Океана до границ с Китаем или Казахстаном  расстояние в среднем  порядка 4000 км. Это  площадь  17 100 000 квадратных километров.
 
      Посмотрим на морские границы  страны и моря их омывающие, с точки зрения  использования их для международной торговли.
Вдоль северной границы расположены  замерзающие моря,  являющиеся элементами  Северного Ледовитого  Океана. Судоходство по этой линии длиной порядка 6000 км за одну навигацию  возможно только при наличии  мощного ледокольного сопровождения.  Такой флот у России имеется, и ведутся интенсивные работы по наращиванию  его мощности и превращению в перспективе этого маршрута в  круглогодично действующую морскую трассу. Но в настоящее время регулярная его эксплуатация существенно затруднена.

С востока у России  имеется обширная морская граница, выходящая на  Тихий океан.  Но, к сожалению, эта часть территории сегодня экономически слабо  освоена  и удалена от центральных  районов,  где расположены основные   промышленость и сельское хозяйство страны.  Доставка грузов из этой развитой части страны к дальневосточным портам по железной дороге повышает стоимость перевозок. Правительство  уделяет большое внимание и выделяет средства для развития Дальнего Востока,  но  его отдаленность  создают  сегодня определенные трудности.  Тем не менее,  порты Владивостока и другие дальневосточные порты работают с полной нагрузкой.

Таким образом,  основными  бассейнами, с которых Россия может вести морскую международную  торговлю с развитыми странами мира,  остаются, Баренцево море,  Балтийское море и Черное море.
Баренцево море с  Мурманским и Архангельским портами. В последнем с ноября до весеннего потепления должен использоваться ледокольный флот.
Балтийское море   - Порты Санкт – Петербургский, Усть-Лужский, Приморский, Выборгский, Высоцкий также в зимнее время требует ледокольной поддержки.
Черное море с основными портами: Новороссийск и Туапсе.

Предназначение морских портов – осуществлять  международную торговлю между странами, как наиболее дешевый способ транспортировки. Какова же роль этой торговли для всех стран мира и для России в частности. 

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок.  В их составе особенно велика доля массивных грузов (Нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно, лес и др.) Но с каждым годом нарастает доля контейнерных перевозок.  Наряду с межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Напомним.

Большой каботаж – плавание судов между портами разных морских бассейнов одной страны. (например: Владивосток – Новороссийск,  Новороссийск – Архангельск)

Малый каботаж – перевозки между портами одного моря. (Например: Новороссийск – Одесса)

Перевозки  морским транспортом некоторых стран, например,  составляют:
США – 90% всех перевозок, Англия – 98% . Япония – 97%.  Россия -  68%.

Отсюда мы понимаем острейшую важность проблемы развития морских портов для поддержания  и развития экономики России.

Посмотрим на географическое положение некоторых стран. Англию и Японию  не рассматриваем там, как говорится, "кругом вода". США  и Канада, соизмеримые по площади с Россией,   выходят в незамерзающие воды Атлантического и Тихого океанов, с множеством  оборудованных портов.  Франция имеет длинную береговую линию с Атлантикой и неплохой участок берега в Средиземном море.  Германия и Польша, имеют меньше береговую линию, чем перечисленные страны, но вполне соответствующие их размерам, кроме того эти страны находятся в центре Европы  и граничат с многими государствами, торговля с которыми осуществляется железнодорожным или автомобильным   транспортом.

В те   дни, когда я начал готовить данную статью, президент России Путин В.В. открывал новую судовую линию на Керченском заводе. В своем выступлении он сказал приблизительно следующее - "Россия обладает одной из самых протяженных береговых линий и выходов к трем океанам".

        В данной же статье  мы говорим  о недостаточности морских торговых портов России для обеспечения необходимого объема перевозок. Ни какого противоречия здесь нет.  Для военных целей, для освоения собственной территории, очевидно, важна не общая протяженность, для международной  торговли  нужны  высокотехнологичные порты с полной доступностью и высочайшей производительностью.

     А теперь давайте вновь посмотрим на карту России, и сопоставим ее безграничную территорию с  имеющимися портами, осуществляющими международные торговые перевозки грузов.  Перечислим их с указанием величины объема годовых перевозок в миллионах тонн (млн. т.).  Величины собраны из разных статей в интернете и могут быть использованы  только как оценочные величины для наглядности.

  На Дальнем Востоке:  -  Владивосток  –  48.2 млн. т.,  Находка  –  18.4 млн. т., Ванино  -  23,8 млн. т.,   Сахалин  – 16,3 млн. т.,    Итого:   106.7 млн. т.
 
       На Севере: -  Мурманск – 31,4млн. т.,  Архангельск -  16, 4 млн. т.,  Итого  47.8 млн. т.
 
       На Северо – Западе:  - Санкт – Петербург – 58 млн. т.,  Выборг, Приморск – 63.8 млн. т. , Усть-Луга  - 62.7 млн. т..   Итого  184.5 млн. т.
На Юго-Западе:  Новороссийск – 112,6 млн. т., Туапсе – 17,7 млн.т.  Итого - 130.3 млн. т.
 
        Полный объем перевозок морских международных перевозок России -469.3 - млн. т.

Для сравнения  выборочно посмотрим, какие объемы  перевозок выполняют  некоторые страны и порты мира.

         Китай. Объем перевозок -  4.010 млн. т.  Порты: Шанхай  - 697 млн. т., Гуанджоу – 477 млн. т.   Всего - 12 портов

          США. Объем перевозок – 1.147 млн. т.  Порты: Сен Джон  де Баптист – 216 млн. т . Хьюстон -208 млн. т. Всего - 13 портов
 
          Южная Корея. Объем перевозок – 700 млн. т. Порты: Пусан – 313 млн. т.    Ульсин – 168 млн. т.  Всего -5 портов.
 
         Отметим, что все перечисленные порты иностранных государств незамерзающие.

         Отсюда видно, что России, учитывая ее территорию, народонаселение,  промышленность, как и имеющуюся, так и перспективную, необходимо наращивать  грузооборот с другими странами мира. А для этого расширять грузооборот существующих портов и строить новые.
 
        А далее попробуем рассмотреть эту проблему с исторической и политической точек зрения.

          Московия изначально существовала, как  континентальное государство, не имея выходов  к морям.  Но   по мере развития страны росла потребность расширения возможностей  торговли с другими странами. 

          Это особенно почувствовалось во время правления Петра -1, когда Россия провозгласила себя империей.  Петр-1 начал войны  за выход к Балтийскому морю. Он отвоевал горловину Финского залива до Выборга и реки Нарова  и реку Нева на всем ее протяжении. Не останавливаясь,  он начал принимать все меры, чтобы эти завоевания были необратимы.  Он знал или чувствовал, что его наследники  не горят  желанием жить на "низких,  топких берегах" и могут отдать их шведу, а самим "из тьмы лесов и топи блат" вернуться в уютную и добрую Москву.  Но он понимал, что без этого окна в  Европу, России дальше   не просуществовать.   
 
         И чтобы процесс становления Санкт Петербурга  как столицы России был необратим, он торопился построить основные контуры города, как столицы  и основать Кронштадт, как военно-морскую базу, при своей жизни.      

          Обвинять Петра-1 в строительстве  Санкт-Петербурга на костях, это то же самое, как обвинять полководца в том, что   он посылает в битву  многие тысячи солдат и офицеров на явную смерть.  (В источниках указано, что  на строительстве Санкт Петербурга погибло около 20000 человек, на Бородинском сражении полегло 40000).

         Петр-1 конечно не мог предвидеть, что финские, эстонские, латышские и литовские земли будут присоединяться к России, и вновь отсоединяться.  Но представим себе, что после развала  СССР в 1991 году горловина Финского залива оказалась в руках другого государства. Каким это было бы ударом по международной торговле России. А если при этом учесть роль Санкт Петербурга, как культурного, промышленного и экономического центра России, то мы увидим величайшую заслугу императора перед Россией в том, что он сделал все, чтобы Россия могла
 
                "Ногою твердой стать при море               
Сюда по новым им волнам,               
Все флаги в гости будут к нам….".
    
         Мы здесь рассматриваем  проблемы международных морских связей России с миром.  Прокладкой пути к морским выходам России в мировой океан через Черное море  также причастен Петр-1.   Но он успел дойти только до Азова.  Далее выход к Черному морю происходили при Екатерине-2 и других правителях России.  Был основан Черноморский Флот с военно-морской базой в Севастополе.  Построен порт для международной торговли Новороссийск, который сегодня перерабатывает почти треть всех Российских международных морских перевозок.
 
        И здесь возникла для России новая серьезная опасность.  Никто, включая Хрущева Н.С.,  даже в самых страшных снах не мог в середине 20-го века представить, что Украина и Россия превратятся в два различных государства, причем не самых дружественных. И Крым, к которому Россия стремилась веками, и, наконец ставший 200 лет назад  российским, вдруг оказался по формальным причинам в составе Украины. В 50-х годах это было встречено с юмором, поскольку для населения это решение никакого значения не имело.
      
         Но в 90-х годах это событие сыграло свою серьёзную роль.  Украина вместе с Крымом стала другим государством.  Однако России удалось договориться с Украиной об аренде севастопольской бухты для базирования  Российского Черноморского Военного  Флота.  Отношения между обоими народами с самого начала их самостоятельности не отличались большой дружбой. Напряженность создавали как отдельные граждане самих России и Украины, так и любители погреть руки на чужом пожаре, и соблюсти при этом свою выгоду, некоторые иностранные державы.

         И наконец, в 2014 году произошел полный поворот Украины в сторону запада. В дни, когда только начинался "майдан", по телевидению была показана сцена, в которой присутствовали три бывших украинских президента – Кравчук, Кучма и Ющенко. Все трое дружно утверждали – "нужно первым делом денонсировать договор с Россией о базировании Российского Военного Черноморского Флота в Севастополе"

         А теперь попробуем проинтеполировать события, которые могли далее  последовать.  Российский Черноморский Флот вынужденно покидает Севастополь. Других мест для его базирования в Черном море нет. Часть флота уходит на базы других флотов, малая часть распределена между гражданскими портами Туапсе, Новороссийска  и пр. Вспомним, что Россия ранее потеряла грузинское побережье Черного моря с портами Поти, Батуми. Севастополь становится военно-морской базой США, что, представляется, и было главной целью спровоцированного "майдана".  Далее специалисты соответствующих служб США провоцируют конфликт России с Турцией, (что очень несложно) и последняя закрывает Босфор и Дарданеллы для прохода российских судов.   

        Российский флот ослаблен и противодействовать этой акции не может. Россия теряет выход из Черного моря в мировой океан. Остается для международной морской  торговли, оставшаяся у громадной России, горловина Финского залива. Как не вспомнить добрым словом Петра-1

        Однако этого сценария удалось избежать – и Крым и Севастополь вернулись в родную российскую гавань. 

         Представляется, что и Украина не так уж много потеряла, с точки зрения развития международных морских перевозок. У нее осталось черноморское побережье от румынской границы  (Измаил) до Скадовска. Имеются действующие хорошие порты, например, в Одессе и Ильичевске. Возможно строительства новых  портов.  По сухопутным границам Украина ближе связана с  множеством европейских стран с развитым существующим железнодорожным сообщением.

          Конечно, Россия могла бы продолжать пользоваться портами Прибалтики с соответствующей взаимовыгодной оплатой транзита. Но они еще менее надежны, чем Украина.  Они раскручивают мысль о возможном нападении  на них России,  насыщены американскими советниками и военными соединениями. Пропаганда ненависти к России ежегодно нарастает.  Они приветствуют все антироссийские санкции. И при соответствующем нажиме Вашингтона, могли бы ввести санкции на транзит российских грузов.

          Россия, очевидно предвидя обострения отношений, приняла своевременные меры по строительству новых портов и расширению существующих на Балтике с отказом от использования портов ненадежных прибалтийских стран.

          Оценивая предстоящий рост  экономики России,  и сравнивая уровни ежегодных морских перевозок Российского торгового флота с морскими перевозками других стран мира, можно сделать вывод, что Россия должна одновременно и строить новые порты, и расширять существующие.