Первый раз в первый класс

Евгения Козачок
Нашему внуку — Кириллу 10.10.2020 будет шесть лет. 1 сентября он идёт в первый класс!
Он очень переживает по этому поводу. Мы всей семьёй разделяем его чувства. Разговор о школе для него, оказался самым сложным. Он в самом начале просит: «Бабушка (или дедушка), не говори со мной на эту тему".

 Он может серьёзно рассуждать о Вселенной, что ему многое непонятно, что в ней происходит.  Может перечислить названия всех существовавших динозавров, и показать их безошибочно на картинках, ориентируется в породах собак, с удовольствием изучал «кости» по учебнику анатомии (дедушка должен был по 30-40 и более минут рассказывать о строении скелета человека и показывать расположение костей на рисунке), часами рисовать красками или лепить тех же динозавров из пластилина. Но он и 15 минут не может уделить изучению алфавита, счёту, письму. Это ему, видите ли, - скучно!

У нас трое детей, две внучки, которые с удовольствием слушали сказки, наизусть знали много стихов,особенно любили стихи Корнея Чуковского. Уже в детском садике брали книги в центральной детской библиотеке, а внуку всё это неинтересно.

 Внучки — Лиза и Диана (19 и 18 лет) учились в школе хорошо, и учатся: Лиза в Университете на факультете философии и психологии, Диана — в музыкальном училище, планирует через год поступать в консерваторию. С детьми и внучками было и есть всё предельно понятно и стабильно.

Но как нам быть с Кириллом — понятия не имеем. Позвонила будущей его учительнице и рассказала о нём всё как есть, так как он зачислен в экспериментальный класс обучающийся по программе университета. В классе на каждого ученика компьютер, учебники и тетради тоже будут по программе и методике университета, а наш внук ни читать, ни писать не может. Людмила Викторовна, спасибо ей, успокоила, что такой ученик у неё не первый и не один из 25 учащихся.

- Главное, чтобы он знал алфавит и умел считать до 10 и обратно.

Вот считать у Кирилла получается до 1000, с вычитанием и сложением до 50 тоже  неплохо справляется, и алфавит уже почти знает. А читать не может и не хочет. Писать тем более...

Полагаемся теперь на его интерес к школе, учительнице, своим одноклассникам и к компьютерной программе (игры он давно сам скачивает и знает всех героев мультфильмов), хотя и разрешаем ему «работать» с планшетом не больше 15 - 20 минут.

Как-то сидит он на банкетке напротив меня, грустный, задумчивый. А потом спрашивает:

- Бабушка, а что в школе будут много задавать домой читать и писать, как в девятом классе?

Откуда у него такая информация о 9 классе, он не стал объяснять.

- Так много задавать вам не будут до тех пор, пока вы не научитесь очень хорошо читать и писать.

- А если я не смогу всё прочитать или написать, то меня Людмила Викторовна отругает, даже не спросив почему я этого не сделал?

- Обязательно спросит и даст тебе возможность выполнить все задания позже. Она строгая и справедливая.

Внук глубоко выдохнул и больше ничего не спросил.

Прошло несколько недель и снова грустная молчаливость.
Спросила у него:

- Кирюша, а сейчас почему ты грустный и о чём, или о ком думаешь?
- О былом.

"Надо же, он думает о «былом», а не о прошлом", - подумала я и спросила:

- И что, ты о былом думаешь?

- Что в былом мне интереснее было. Я мог играть и делать что хочу, когда захочу, а теперь по вечерам после садика, обязательно должен сидеть и писать какие-то линии, треугольники, квадраты, нули и азбуку повторять, как попугай. Бабушка, ну ты же знаешь меня, я не смогу сидеть так долго за партой в школе. Мне захочется встать и побегать или поиграть. Я просто очень хочу жить в былом.

- Ты постепенно ко всему, что необходимо для твоего же развития и для жизни, привыкнешь, как и мы.

-  Бабушка, какое у вас с дедушкой далёкое былое, - ответил внук и больше не проронил ни слова.

Взял машинки, динозавров и ушёл в свою комнату.

Я его не беспокоила. Где-то через час зашла к нему посмотреть чем он занят. Внук спал.
Утомился от сложных мыслей и переживаний о школе.

Когда ему было 5 лет, и мы с дедушкой безуспешно пытались его учить читать, писать, считать, он нам всегда на своё нежелание учиться отвечал:

- У меня ещё до шести лет год впереди. Не волнуйтесь.

Скоро шесть. Но он по-прежнему увиливает от обучения:

- Бабуля, не переживай. Меня в школе всему научат.

Может внук и прав.
Но мы же уже привыкли к тому, что дети и внучки читали и писали ещё до школы, а Кирюша ни на кого из них не похож своим восприятием мира и поведением.

Он нас многим удивляет. Бывает —  после поездки в соседнее село к бабушке Тане (по линии его мамы), так складно, с мимикой, жестами, рассказывает нам подолгу, что делал он, где все были, куда ездили, как у ставка отдыхали, что мы «развесив уши» с дедушкой верили всему, что он говорит. А после окончания длинного рассказа через несколько минут он сообщает нам, что всё это он придумал или пошутил.

 И вот так мы часто попадаемся на "правдивость" всех его историй (о них надо бы отдельно написать. Он ещё тот фантазёр! Жаль, что не записывала сразу его рассказы после того, как он умолкал).

Вчера мы получили газету-журнал и дедушка прочитал нам вслух (уже вошло в привычку, что кто бы из нас о чём не читал, интересное, на наш взгляд, читаем для всех присутствующих в комнате) вначале стихотворение Бориса Захадера -

    ДВА И ТРИ
Пошёл Серёжка в первый класс.
С Серёжкой не шути!
Считать умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:

- Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! 
Что их не два, а три!

- Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА — закончил сын,
Как раз и будет ТРИ!

- Вот молодец! - сказал отец.
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!

Кирилл заулыбался и сказал:-

 А мой папа всё равно отдал бы мне второй пирожок, или маме. 

Муж продолжил чтение.

- Послушайте ещё одну историю о мальчике-школьнике. И прочитал нам из рубрики газеты-журнала «Притча недели» -

                                  ТЕЛЕВИЗОР

Учительница начальных классов однажды попросила детей написать сочинение о том, чтобы они хотели, чтобы Бог сделал для них. Вечером, когда она проверяла работы, она прочитала одно сочинение, которое её очень расстроило. В этот момент вошёл муж и увидел её плачущей.

- Что случилось? - спросил он.

- Читай, - ответила она, протянув сочинение мальчика.

 «Господи, сегодня прошу Тебя о кое-чём особенном, преврати меня в телевизор. Я хочу занять его место. Хочу жить, как живёт телевизор в нашем доме. Хочу иметь особенное место и собирать семью вокруг себя. Чтобы меня слушали, не перебивая и не задавая вопросы, когда я говорю. Хочу, чтоб хоть иногда, мои родители оставили всё в стороне и проводили немного времени со мной. Боже, я не прошу многого... Я только хочу жить, как живёт любой телевизор».
 
        - Бедный мальчик! - воскликнул муж учительницы. - Что же это за родители такие?!

Она со слезами на глазах ответила:

- Это сочинение нашего сына...

Кирилл, прослушав эту историю, стал грустнее-грустного и спросил:

- Вы же все меня не бросите, так как мама и папа этого мальчика, что он захотел стать телевизором. Я телевизором стать не хочу. Я хочу, чтобы меня любили...

В этот день, внук планшет не открывал, и надолго уединился в своей комнате.

Надеемся, что грустные мысли о сложности обучения в школе покинут его, как только он переступит порог своего класса и познакомится с учительницей — Людмилой Викторовной (дай, Боже, чтобы она ему понравилась! От этого многое зависит — желание слушать каждое её слово и учиться), одноклассниками, (некоторые из них знакомы ему по детскому садику), классом и школой.

Светлого и счастливого пути в ШКОЛУ ЗНАНИЙ, любимый наш внук!

***
Кирилл - фото из семейного альбома