Жить - не выживать

Григорий Френкель
                По следам Бесед ОШО

      Что есть наша жизне-мыследеятельность? Мы действуем всегда в соответствии с прошлым, исходя из накопленного опыта, на основании выводов, сделанных в прошлом. Деятель, не сознающий себя человек реагирует на происходящее, а мудрец наблюдает. Можем ли мы быть креативными, спонтанными, действовать так, словно мы сами себе причина? Совместима ли спонтанность с молчаливым наблюдением?

      В мудреце деятель исчезает, исчезает реакция на внешнее, но действие продолжается. Действие происходит спонтанно в отсутствии деятеля. Это деятель в нас не допускает спонтанности. Деятель, наше эго (эгоистическое «Я») и прошлое – это одно и то же.

      Прошлое доминирует, дым прошлого застилает глаза, мы почти слепы, не можем видеть настоящее из-за прошлых умозаключений и знаний. Знающий человек - самый слепой человек в мире. Поскольку он реагирует исходя из своего знания, он не видит, в чем дело. Он просто функционирует механически, как автомат. Все, что мы делаем, является реакцией, а не действием.
 
      Функционер действует из прошлого, а жизнь продолжает меняться – «приходит весна, и трава растет сама по себе». Жизнь не обязана соответствовать нашим выводам. Вот почему она сбивает с толку знающего человека. У него вроде на все есть готовые ответы (Веды, Библия, Наука).  Но жизнь никогда не ставит тот же вопрос, и знающий человек терпит неудачу.

      Мы реагируем на лесть или оскорбление окружающих, то раздуваясь от удовлетворения, то становясь грустными или злыми. Это и есть реакция. Нами можно манипулировать. Мы не хозяева сами себе и действуем согласно чужим воздействиям, как робот. Но если мы не принимаем лесть, оскорбление, они становятся бессмысленными. Мы можем действовать исходя из своей внутренней природы, а не в ответ на внешние стимулы.

      Это есть спонтанность. Человек понимающий, сознающий себя, действует, бессознательный, не осознающий себя – реагирует. «А мудрец наблюдает». Но это не простой просмотр, это один из аспектов его существа. Он не действует без наблюдения. Когда он действует осознавая, его разум обостряется благодаря двум вещам: наблюдению и действию на основе этого наблюдения.

      Если наблюдение становится бездействием, это – самоубийство. Наблюдение должно привести нас к новому виду действия; новое качество должно проявиться в действии. Понимающий человек, несущий ответственность, не реагирует, его действия рождаются из его сознания, а не внешними манипуляциями. В этом и состоит разница.

      Наблюдение – начало спонтанности; спонтанность – это результат наблюдения своего сознания как зеркала. Просмотр обычного человека не похож на зеркало, он похож на снимок фотокамеры, которая после просмотра становится бесполезной. Снимок – мертвая вещь. Камера улавливает только статическое явление, а жизнь никогда не бывает статичной, она постоянно меняется.
 
      Ум собирает снимки в альбом, и мы реагируем впечатлениями. Снимок никогда не меняется. Бессознательное функционирует как фотоаппарат. Только созерцание, когда внутренний взор направлен на сознание как на зеркало, мы обретаем понимание, живой переживаемый смысл и сгусток духовной энергии для креативного спонтанного действия.
 
      Фотокарточка не зеркало, она не отражает жизнь. Даже если наша фотография сделана прямо сейчас, когда фотограф вытащит ее из камеры, мы уже не те!  Мы изменились, мы стали старше. Может быть, прошла всего минута, но за это время можно умереть!  Фотография никогда не умрет, она – не жизнь.

      В зеркале, если вы живы, вы живы; если мертвы, то мертвы. Будда говорит: научитесь сидеть в молчании – станьте зеркалом. Тишина делает ваше сознание зеркалом. Тогда мы не носим альбом в голове, мы отражаем жизнь. У нас есть ясность и видение, мы никогда не изменяем жизни. Это настоящая жизнь.

Старый Григ. Киев 2020.