Александр I. Часть 2

Андрей Ворожейкин
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ (В РЕДАКЦИИ 2020 ГОДА). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I. БОРЬБА С НАПОЛЕОНОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

В начале XIX в. в Европе продолжала разгораться борьба, эпицентром которой была Франция, где в 1804 г. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором. Главный враг Наполеона Англия, не надеясь на собственные силы, предпринимала отчаянные усилия для создания очередной антифранцузской коалиции. Один союзник нашелся без труда. Австрия, недавно потерпевшая поражение в войне с Наполеоном, жаждала реванша. Но англичане стремились втянуть в борьбу с Наполеоном и Россию, чьи материальные и человеческие ресурсы представлялись неисчерпаемыми.

О войнах 1805 – 1806 гг. Между Россией и Францией не возникало в то время принципиальных спорных вопросов. Но постоянная военная экспансия Наполеона не могла не настораживать царское правительство. В то же время русское дворянство ненавидело Наполеона. Наконец, не последнюю роль в этих событиях сыграло честолюбие Александра I, мечтавшего о роли спасителя Европы. Все это заставило молодого царя в 1805 г. примкнуть к III антифранцузской коалиции.

В августе 1805 г. русская армия двинулась на соединение с австрийской армией, стоявшей у восточных границ Франции. Своими действиями союзники спасли Англию от высадки десанта, но под городом Ульмом Наполеон разгромил австрийцев. Не успевший соединиться с ними главнокомандующий русской армией генерал М. И. Кутузов вынужден был отступать на север, где располагалась еще одна австрийская армия. Однако объединенное русско-австрийское войско было также разбито под Аустерлицем.

Это поражение привело к крушению III коалиции – Австрия капитулировала. Англичанам при поддержке Александра I почти тут же удалось найти ей замену в лице Пруссии. Судьба IV коалиции оказалась столь же плачевной. В 1806 г. прусская армия была наголову разбита Наполеоном. Русская армия оказалась в одиночестве. Поначалу она действовала успешно, но в июне 1807 г. потерпела поражение под Фридландом и была вытеснена на территорию России.

Александру I поневоле пришлось пойти на переговоры с Наполеоном, которые состоялись летом 1807 г. недалеко от прусского городка Тильзита. По условиям мира Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии. Наполеон с помощью этой блокады стремился изолировать Англию от источников сырья, продовольствия, рынков сбыта и тем самым подорвать ее экономику. Для России разрыв с Англией, главным торговым партнером, потреблявшим значительную часть ее сельскохозяйственной продукции, был чрезвычайно невыгоден. Тем не менее Александр I вынужден был согласиться на это требование Наполеона.

Об обострении русско-французских отношений и подготовке к войне. Тильзитский мир имел для России и некоторые положительные последствия. Прекратив борьбу с Наполеоном, страна смогла решить целый ряд своих локальных внешнеполитических задач. В то время шли затяжные войны с Турцией (1806 – 1812 гг.) и Ираном (1804 – 1813 гг.). В результате первой из них в состав России вошла Бессарабия. В результате второй Россия присоединила Северный Азербайджан. В ходе войны со Швецией (1808 – 1809 гг.) Россия заметно укрепила свои позиции на Балтике, включив в свой состав Финляндию и Аландские острова.

Но все эти успехи не могли компенсировать те огромные материальные потери, которые несла страна в результате участия в континентальной блокаде. Вывоз хлеба сократился в 5 раз, других товаров – в 2 раза. Резко уменьшился и импорт товаров в Россию. Все это окончательно подорвало и без того расстроенные войнами финансы. Курс бумажного рубля упал вчетверо, существенно возросли цены. Расходы государства значительно превышали доходы. Необходимо было предпринимать какие-то меры.

Прежде всего правительство допустило возобновление торговли с Англией. Эта торговля велась нелегально, через купцов из нейтральных государств. Русский хлеб, как и прежде, стал уходить в Англию, а оттуда прибывали разнообразная английская промышленная продукция и колониальные товары, которые не только находили сбыт в России, но и просачивались через ее сухопутные границы в Центральную Европу.

В 1810 г. Александр I подписал Таможенный тариф, которым резко повышались пошлины на ввоз в Россию предметов роскоши. Так он пытался прекратить утечку денежных средств во Францию. По русско-французским торговым отношениям наносился серьезный удар. Наполеон все яснее понимал, что ему не удалось использовать Россию в борьбе с Англией.

У Александра I тоже были серьезные претензии к Наполеону. Царя прежде всего раздражало герцогство Варшавское, которое Наполеон создал у границ России из польских земель, отобранных у Пруссии. Это было марионеточное государство, которым управлял верный союзник Наполеона – король саксонский. Создание герцогства вызвало взрыв энтузиазма у польской шляхты, увидевшей в нем начало возрождения Речи Посполитой. Александр I не без основания упрекал Наполеона в том, что подобными “экспериментами” тот разжигает антирусские настроения у поляков, населявших западные области России.

О подготовке к войне и соотношении сил. К 1811 г. неизбежность нового военного столкновения между Россией и Францией стала очевидной. Наполеон к этому времени окончательно пришел к выводу, что путь к мировому господству лежит через Россию. Он ставил перед собой задачу разгромить русскую армию на ее территории как можно ближе к границам. Наполеон был уверен, что после этого он сможет навязать Александру I новые, гораздо более жесткие условия мира, превратив его из равноправного союзника в зависимого вассала и заставив его бороться против Англии не на словах, а на деле.

Наполеон собрал огромные силы в герцогстве Варшавском: только в первом эшелоне его войск насчитывалось около 450 тысяч человек. Ядром этого колоссального воинства являлась “Великая армия” (под руководством маршалов Л. Даву, И. Мюрата, М. Нея) численностью 355 тысяч человек, состоявшая из подданных Французской империи. Здесь же были войска, укомплектованные бельгийцами, итальянцами, немцами, поляками и другими представителями зависимых от Наполеона государств. Сверх того, Наполеон вынудил вступить с ним в военный союз Австрию и Пруссию. Казалось, вся Европа во главе с гениальным полководцем двинулась в поход против России.

Русская армия по численности более или менее соответствовала армии вторжения – более 400 тысяч человек. Однако значительная часть этих сил была разбросана вдоль огромных границ России, несла гарнизонную службу внутри страны. К тому же армия численностью в 60 тысяч человек тогда все еще располагалась на Дунае после успешного окончания русско-турецкой войны.

На западной границе России находилось всего 215 тысяч человек. Но и эти силы были раздроблены. Не зная точно направление удара противника, русское командование разделило их на три части: 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли в количестве 120 тысяч человек находилась на территории Литвы, преграждая путь на Петербург; 2-я армия под командованием П. И. Багратиона (около 50 тысяч человек) прикрывала Москву; 3-я армия под командованием А. П. Тормасова (45 тысяч человек) защищала киевское направление. Кроме блистательных военачальников Барклая де Толли, Багратиона, Тормасова, войсками командовали генералы Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын, М. И. Платов, Н. Н. Раевский, М. А. Милорадович, Ф. П. Уваров. Формально общее руководство русскими силами должен был осуществлять Барклай де Толли. Но, отделенные друг от друга большими пространствами, все три армии обрекались на самостоятельные действия.

Разработанный к весне 1812 г. план русского командования основывался на идее о необходимости уклоняться от генерального сражения, отступая в глубь страны с арьергардными боями. Это привело бы к распылению сил “Великой армии”, растягиванию ее коммуникаций, удалению от складов и баз. Затем предполагалось перейти в контрнаступление.

Об Отечественной войне 1812 г. 12 июня 1812 г. без объявления войны Наполеон переправил войско через реку Неман. Он сразу приступил к осуществлению своего стратегического плана: вклинившись между 1-й и 2-й русскими армиями, окружить и разгромить их у самой границы. Барклай де Толли начал отступать. Следом за ним поневоле стал отступать Багратион. 1-я и 2-я армии двигались на соединение друг с другом, оставляя все большую территорию неприятелю. 22 июля 1-я и 2-я русские армии соединились у Смоленска и 4 – 5 августа дали здесь бой настигшему их Наполеону. Отбив все ожесточенные атаки противника, русские войска покинули горящий город, продолжая отступать. Из Смоленска Наполеон отправил Александру I предложение о мире, но ответа не получил. Наполеон продолжил наступление на Москву в надежде на генеральное сражение.

Недовольство длительным отступлением и растущее недоверие к Барклаю де Толли в армии и обществе заставили царя 8 августа назначить главнокомандующим армии М. И. Кутузова, опытного и осторожного полководца, и главное – чистокровного русского, что имело огромное значение в условиях войны, приобретавшей национальный характер. Кутузов начал подготовку к генеральному сражению, для чего русская армия отступила на позиции у села Бородино, в 110 верстах от Москвы. Здесь 26 августа и состоялось сражение, сыгравшее решающую роль в ходе войны. Силы противников оказались примерно равными: у французов 130 тысяч человек и 587 орудий, у русских 120 тысяч человек и 640 орудий (кроме того, накануне сражения русскую армию пополнили 30 тысяч совершенно необученных ополченцев).

Наполеон начал битву, продолжавшуюся 12 часов, непрерывными атаками против левого крыла русских войск, где 2-я русская армия под командованием Багратиона защищала земляные укрепления – флеши у села Семеновского. Несколько позже французы столь же ожесточенно атаковали центр русской обороны, где находилась батарея под командованием Раевского. Пользуясь относительным затишьем на правом крыле своей армии, Кутузов организовал там контрудар: кавалерийские полки Уварова и казаки Платова совершили дерзкий рейд по тылам противника. Только отразив этот удар, Наполеон сумел сконцентрировать необходимые силы на выполнении главных задач сражения: на исходе дня французским войскам удалось преодолеть отчаянное сопротивление защитников батареи Раевского и Семеновских флешей. Русская армия отступила, оставив поле сражения за французами.

Обе армии понесли колоссальные потери (35 тысяч человек у французов, 45 тысяч – у русских), но русской армии было значительно легче пополнить свои ряды; для Наполеона же, оторвавшегося от своих резервов, потери могли иметь роковой характер. Понимавший это Кутузов продолжал отступать: 1 сентября на военном совете в подмосковной деревне Фили он принял решение оставить Москву без боя. При первом известии об этом начался массовый уход жителей из обреченного города. 2 сентября его оставила и русская армия. Опустевшую Москву (из 270 тысяч горожан в городе остались лишь 6 тысяч москвичей и около 23 тысяч раненых воинов) заняли французы. Попав в безлюдный город, французские солдаты занялись повальным грабежом. Армия разлагалась на глазах. В еще более сложное положение захватчиков поставили начавшиеся вскоре московские пожары, уничтожившие запасы продовольствия и вооружений, 70% зданий. Трижды Наполеон предлагал Александру I начать мирные переговоры, но царь, который сразу же после вторжения заявил, что не вступит в переговоры, пока хоть один французский солдат останется на русской территории, остался верен своему слову. Находиться в опустошенном городе зимой Наполеон не мог, и 7 октября французская армия покинула Москву, двигаясь сначала по Калужской, а затем по Новокалужской дороге в направлении Малоярославца.

Кутузов, расположившийся лагерем в Тарутино, к югу от Москвы, готовился к контрнаступлению. Прикрывая свои базы, он в то же время угрожал французским коммуникациям. Партизанские отряды из крестьян и части регулярных войск изматывали французов. Прославленными руководителями партизанского движения были кадровые офицеры Д. В. Давыдов, А. Н. Сеславин, А. С. Фигнер, простые крестьяне Герасим Курин, Василиса Кожина, Федор Потапов и др. Общая численность регулярных русских войск, казаков и ополченцев вскоре достигла 240 тысяч человек против 116 тысяч французов. 6 октября Кутузов начал контрнаступление на армию Наполеона, рассчитывавшего отойти на зимние квартиры у западной границы России.

12 октября 1812 г. в результате кровопролитного сражения у Малоярославца Наполеон был вынужден отступать по разоренной Можайской дороге на Смоленск. Голод, сильные морозы, постоянные удары русских частей по ослабевшей французской армии превратили отступление французов в бегство. Но уничтожить бывшую “Великую армию” до конца не удалось. Наполеон разгадал замысел Кутузова окружить французов у реки Березины, навел ложную переправу и 14 – 16 ноября перешел реку в другом месте, потеряв при этом 50 тысяч человек, но сохранив маршалов, генералитет и свою гвардию (9 тысяч человек). 23 ноября Наполеон тайно оставил армию и уехал в Париж. 28 ноября русские войска закончили контрнаступление, а 25 декабря 1812 г. манифест Александра I известил об окончательном изгнании захватчиков с территории России и о победном завершении Отечественной войны.

О завершении войн с Францией и Восточном вопросе. В начале 1813 г. империя Наполеона стала рушиться на глазах. Недавние союзники и вассалы спешили изменить ему. В 1813 г. складывается V антифранцузская коалиция. В октябре 1813 г. Наполеон потерпел поражение в “Битве народов” под Лейпцигом; в начале 1814 г. войска союзников вторглись на территорию Франции; в марте они взяли Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльбу в Средиземном море. Союзники реставрировали во Франции династию Бурбонов – на престол взошел Людовик XVIII, брат казненного во время революции Людовика XVI. В 1815 г. Наполеон вновь захватил Париж, но был разбит английскими, прусскими и голландскими войсками в сражении при Ватерлоо, а затем сослан на далекий остров Св. Елены.

В сентябре 1814 – июне 1815 г. состоялся Венский конгресс, на котором представители всех европейских держав решали вопросы, связанные с послевоенным устройством континента. Было принято решение общего характера: вернуться к старым границам и восстановить старые династии, многих представителей которых Наполеон лишил престола. В то же время ведущие державы не забывали и о своих интересах. Александру I, в частности, удалось добиться того, что в состав Российской империи вошла большая часть герцогства Варшавского. Стремясь расположить к себе новых подданных, Александр I даровал этой территории особый статус: в 1815 г. вместе с новым названием Царство Польское она получила конституцию, предоставившую довольно значительную автономию.

Вскоре после окончания Венского конгресса по инициативе Александра I Россия, Австрия и Пруссия заключили между собой Священный союз, целью которого было противостоять любым попыткам изменить порядки, господствовавшие в европейских государствах, любыми средствами, вплоть до военных. К союзу присоединились все европейские страны, кроме Англии, которая тоже охотно сотрудничала с ним. Ход дальнейших событий ясно показал, что участие России в Священном союзе носило чисто идеологический характер и противоречило ее реальным внешнеполитическим интересам. Наиболее ярко это противоречие проявилось в Восточном вопросе, который после окончания Наполеоновских войн выходит на первый план во внешней политике России.

Восточный вопрос для России был связан прежде всего с проливами Босфор и Дарданеллы, связывающими Черное и Средиземное моря. Активная торговля, обогащавшая Россию, шла в основном через эти проливы, принадлежавшие Османской империи, которая могла препятствовать этой торговле. Кроме того, контроль над проливами обеспечивал неуязвимость южных границ России, исключая возможность внезапного нападения.

Путь к овладению проливами лежал через Балканы, которыми владела Османская империя. Балканы были в значительной степени населены славянскими и православными народами, тяготевшими к России, возлагавшими на нее надежды как на свою естественную покровительницу. Освобождение этих народов от османского ига как нельзя лучше отвечало интересам России. Но, когда весной 1821 г. в Греции вспыхнуло восстание под предводительством князя А. Ипсиланти, генерала русской армии, Александр I осудил его как бунт против “законного правителя” – турецкого султана. Грекам было отказано в поддержке.

Таким образом, внешняя политика России в начале XIX в. характеризовалась прежде всего ее грандиозной победой над Наполеоном, сумевшим подчинить почти всю Европу. Победа в Отечественной войне 1812 г., а затем успешные Заграничные походы значительно повысили международный авторитет России, выдвинули ее в лидеры среди великих держав. Именно в это время Александр I начинает претендовать на роль “царя царей”, распорядителя судеб послевоенной Европы. Лишь Англия, на глазах превращавшаяся из союзника в главного противника России, могла на равных противостоять ей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.