Господин музыкальный оформитель

Татьяна Латышева
Господин музыкальный оформитель

…Помнит ли он войну? Немногое, фрагментами, но такими, что впечатались в память навечно. Помнит, как его, пятилетнего, чуть не задавили в очереди за хлебом, как плыли на пароходе из Астрахани в Казахстан в эвакуацию – грохот и черные хлопья. Отец погиб под Сталинградом, войну они с мамой и сестрой пережили в Казахстане.

Родился Илюша Сакин в Гомеле. Дед был ярым революционером и коммунистом и разделил судьбу таких же ярых и преданных делу. Погиб в 37-м.
В школу Илья пошел в конце войны, окончил семь классов, совмещая учебу с музыкальным образованием, играл на всем, на чем только можно: гитаре, баяне, фоно. Слух у ребенка был если не абсолютный, то исключительный. Все его учителя это отмечали неизменно. Потом музучилище в Нижнем Новгороде. Жил на квартире, но голодное студенчество – это не про Сакина. Совмещая учебу с двумя работами, он жил вполне респектабельно: двести рублей был его совокупный доход вместе со стипендией. Работал музыкальным руководителем в детском саду, где-то вел кружок, где-то аккомпанировал. Он всю жизнь трудился много, охотно, добросовестно и творчески. Был и директором музыкальной школы, а потом (судьба так распорядилась) попал в театр. Три сезона в Новгородском театре и – вот уже больше сорока лет – Курский драматический.

  Музыка – это от мамы. У нее тоже был потрясающий слух, да еще голос и до конца жизни неиссякаемый интерес к искусству. В детстве Илья с мамой не пропустили ни одного спектакля или концерта в родном городе, ни одной радиопостановки.
Дорогого стоит высказывание Леонида Винцкевича: «Сакин – универсальный человек, полифоничный, от авангарда – до попсы, от классики – до фольклора, у него широчайший диапазон».
На сайте театра о Сакине: «Его музыкальное оформление спектаклей всегда отличает глубина проникновения, нестандартный подход и полная гармония с режиссерской задумкой».
  Авангардность Сакина была очевидна всегда. Роскошный был спектакль Владимира  Бортко (о, эта Эпоха Бортко!) в 80-е – «Фаворит»! Великолепно играл главную роль Андрей Светлов, и то была лучшая роль его тогдашней жены Евгении Бойко. Спектакль костюмный, с богатыми декорациями. Первый век нашей эры, но в Сакинском музыкальном оформлении – “Pink Floyd”, “Space”…
Да, он компилятор, но очень талантливый, с большим вкусом и чуткостью к режиссерской и авторской задумке, образам, создаваемым на сцене актерами.
Живой оркестр, неискаженный микрофоном голос – Сакин ценит подлинность… Даже оформляя спектакли театра кукол, Илья Исакович писал музыку с живыми оркестрами, записывая ее в Москве. Музыка в сказках театра (вот же звездный состав тогда делал детские спектакли: режиссер Сезоненко, художник Семенович, музыкальное оформление Ильи Сакина!) была волшебной, таинственной, интригующей, доброй, по-настоящему сказочной… Для «Золушки», к примеру, Сакин записывал лучших курских музыкантов. Кстати, ко многим спектаклям Куколки Илья Исаакович сочинял музыку сам, на программках – не «музыкальный оформитель», а «композитор И. Сакин». Семь песен к спектаклям Анатолия Сезоненко сочинил Илья Исакович только в соавторстве с актером Владимиром Савеловым.

Первый, кто проторил Сакину дорогу в столицу, был тогдашний режиссер драмы Бортко (золотая страница Курского драматического), он сказал: «Поезжай в Москву!» И предварил ту поездку нужными звонками. Помогали его друзья, знаменитые режиссеры, потом Илья Исаакович и сам оброс нужными связями. Такое это было время – без них никуда. Впрочем, менеджерские, пробивные качества в любом деле – едва ли не главные. Так что, плюс к его безупречному музыкальному вкусу, творческим способностям и беспорной креативности, Сакин обладает еще и несомненным менеджерским даром. Сакин по неделе проводил в фонотеках телестудий в Останкино и на Шаболовке. В век интернета все упростилось, но Сакин скучает по тому интересному времени.

 Илья Исаакович знает Театр глубоко и чувствует его. Его разбор полетов любой премьеры точен и интересен. «И в жизни, и в театре есть только два сюжета – любовь и смерть» – его основной постулат, но в своем муз. оформлении этих главных вещей в каждом спектакле он не повторяется ни единой нотой.
Работает он увлеченно, азартно, несмотря на свой богатейший опыт. Иногда долго, кропотливо. Порой случаются озарения. Давняя история. Музыкальная тема, лейтмотивом прошедшая по всему спектаклю «Босиком по парку», приснилась ночью – песню пела Барбара Стрейзанд. Проснулся – стал искать приснившееся в своих запасниках, записывал с оркестром разные варианты этой темы, пока не нашел тот самый. «I’m a woman in love». С оркестром «Мелодия» сделали несколько вариантов. В финале спектакля супруги, выдержавшие испытания на прочность своего союза, раскачиваются на качелях. Над ними черное небо. Падает снег. И голос Стрейзанд: «Я влюбленная женщина, и сделаю все, чтобы заманить тебя в свой мир и удержать там».
  Илье Исааковичу приходилось сотрудничать с разными режиссерами. Ценит тех, с кем возможно сорежиссерство, тогда спектакль получается полнокровным, удачным. С восхищением вспоминает Бортко: «В стране – дремотный застой, а его спектакли – смелые, глубокие, яркие. И человек он был необычайно интересный, яркий – Личность».
Музыка в спектакле, какой бы она не была – живописующей или второго плана – за кадром, если выбрана точно, открывает глубинный смысл действа. Сакин уверен: комедию играть трудней, чем драму.
Его музыкальные пристрастия разнообразны: Шуберт и Шопен, Вагнер, Губайдулина, Шнитке…

  …Что ни говори, но, видимо, прав был царь Соломон... Сакин, конечно, не Соломон и не царь, но его вполне удачный союз с молодой талантливой тележурналисткой и музыкантом Еленой Соломоновой явно помог скинуть ему лет двадцать, не меньше. Он молод, энергичен, весел и весьма органично смотрится в дуэте с дочкой (сначала крошечной, а теперь уже 11-летней), когда гуляет с ней в парке Бородино. На Лену я обратила внимание, когда она работала на ТВЦ «Сейм». Ее сюжеты и передачи по культуре были умны, грамотны. Замечательной, например, получилась у нее передача об Ирине Стародубцевой – такая нежная, светлая, как голос и облик нашего «курского соловья». Сейчас Елена вернулась к основной специальности – учит детей музыке.

  Наверное, кому-то этот союз покажется мезальянсом, но когда я вижу, как шустро обегает Илья Исаакович рыночные ряды, закупая своим любимым девочкам фрукты, овощи, свежий творог и парную телятинку, как светятся его глаза гордостью за доченьку и жену, то тоже радуюсь за них всех. Сколько на свете уставших невесть от чего молодых мужей, не расстающихся с диваном и пивом, которым лень ребенку книжку почитать или выйти с семьей на прогулку, не говоря уж о том, чтоб позаботиться о сытости и наполненности своего семейного гнезда.

 Сын от первого брака Роман Сакин – талантливый художник и номинант премии Кандинского 2009 года. Он выбирает для своих работ необычные инструменты и материалы. Главный принцип, интересующий Сакина-младшего, – трансформация форм объектов, находящихся в движении. Свои объекты художник называет «Управляемой Скульптурой» (сокращенно У. С.). Роман окончил АХПУ им. Васнецова, МГПХУ им. Строганова. Постоянный участник престижных выставок, живет в Москве. Илья Исаакович очень гордится сыном, дружен с ним. Удалось сохранить ему хорошие отношения с первой женой, прекрасной художницей-декоратором Маргаритой.
 
 На более чем двухстах афишах и программок значится: «музыкальное оформление заслуженного работника культуры Ильи Сакина». Порой: «композитор Илья Сакин». Заведующий музыкальной частью Курского драматического театра на протяжении сорока пяти лет. Господин Оформитель.
(2014 г.)
("Курян моих прекрасные черты" (том третий)

Илья Исаакович Сакин ушел из жизни 19 апреля 2021 года.