Дороги судьбы. Рштунийская сага ч. 1

Гоар Рштуни
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

В Армении нет начала истории – Она была всегда. Андрей Битов

Каждая семья имеет свою историю… Книга рассказывает о судьбе армянской семьи, носящей фамилию известного нахарарского рода, к которому принадлежал князь князей, знаменитый полководец Теодорос Рштуни, один из немногих сумевших объединить армян. В этот рассказ о судьбах некогда великой страны, раздробленной и пережившей несколько разделов между разными могущественными государствами, вплетена история одной армянской семьи – Месропа Рштуни, прототипом которого является прадед автора. Дороги, по которым прошли её предки – это дороги судьбы армянского народа на протяжении многих столетий.

В книге три персонажа – глава семьи Месроп Рштуни со своим гердастаном (родом), государство – в трёх лицах и автор, который внимательно и кропотливо воссоздаёт историю и государств, участвующих в истории Армении в течение огромного отрезка времени, и рода с его остатками. Используя источники армянских летописцев и историков, рассматривает каждый шаг государства-империи (а их несколько – Византия, Арабский халифат, Османская Турция, царская Россия, Первая республика, Советский Союз) и творцов этой истории.

Точка зрения автора и позиция в освещении роли всех этих государств в судьбе армянского народа формировались в течение многих десятилетий, и отражает только её личный авторский подход. Разумеется, основанный не только на личных наблюдениях, но и сведений из летописей, в трудах историков-исследователей в различных странах, документах и архивных материалах.

Автор заинтересован в объективном анализе и осмыслении прошедших событий, путешествие в глубину веков, воссоздание прошлого – чаще всего, это потребность удивительного чувства прикосновения к другой эпохе – мимолетного, как паутинка... Воображением трудно управлять... А вдруг автор, носитель этой фамилии – тоже потомок древнего княжеского рода?

Никто внятно не может объяснить, зачем пишут книги. Многие пишут, потому что надо изучить, узнать что-то интересующее. Затем немедленно сообщить людям о том, что сумел узнать и осмыслить. О том, что произошло, многие не знают, потому что родились совсем недавно.
Есть и такие, которых не меньше, они пишут – почему произошло? Зачем произошло?

Конечно, писатели знают, что хороший читатель любит толстую книгу. Поэтому они долго и нудно объясняют свои мысли, мысли героев, мысли раньше, мысли, пришедшие в голову потом, по прошествии времени… А на нашу долю веков много пришлось.

Но вот – как быть? – никто не знает. Кто-то находит дорогу сам, кому-то чертят другие. Но всё не то.

Я не знала, к какому лагерю примкнуть и решила написать про всё: и что произошло, и почему и зачем – по своему пониманию глубинных и поверхностных процессов, с удивлением и без мщения. И мстить уже поздно, и уроки брать поздновато, уже всё давно сложилось в судьбу… Переломить бы такую судьбу, кажется, силы не иссякают полностью.
Я веду свой рассказ, мысленно беседуя с читателем. Часто хорошо информированным, хорошо разбирающимся в клубках своенравной истории.

ЦВЕТУЩИЙ КРАЙ – ДОЛИНА АЛАШКЕРТА

                И в сотый раз они меняли дом…
                Меняли край, дорогами звеня,
                И вой и плач над родовым гнездом
                Неслись над миром, мир кляня…

Всего 100 лет назад между цепью хребтов Аладага и Бартоха для армян лежала их родная сказочная страна, напоенная ароматом луговых цветов, расцвеченная пашнями и цветущими садами, омываясь величественными реками Арацани – Мурадом, сверкающей змейкой извивающейся к водам Евфрата. Застывшими волнами окружают прекрасную Алашкертскую долину немые свидетели древности – хребты Армянского Нагорья, а там, на самом краю горизонта, в конце цветущей долины и сейчас виднеется седая вершина горы Сукавет.
Всё на месте…
Горы – они вечные, неизменные, разве что вулкан может проснуться и покрыть смертоносным пеплом сёла и города на своих склонах. Стоят себе, как стояли. Не то что человек, или даже целый народ, который снимается с места, скачет, рубит, убивает других, а те, тоже народ, и тоже снимается, скитаясь по чужим городам и долинам, оставив свои поруганные жилища…

С древних времён для жителей Алашкерта гора Сукавет считалась Священной. Много легенд воспели эту прекрасную страну наших предков. А про эти две вершины горной цепи Айпар – (армянский танец) – Сукавет и Аладаг сложилась легенда о любви.
Сукавет был прекрасным армянским пастухом, а Аладаг – курдской красавицей. Однажды они встретились  друг с другом у горы и влюбились. Сукавет был сыном священника села Чанкли, а Аладаг – дочерью шейха в селе Мандур. Конечно же, их родители были против такого союза. В ночь армянского Праздника Вознесения влюблённые убежали и спрятались в глухом месте. Узнав об этом, родители прокляли непослушных детей, и те превратились в горы. Пастух превращается в гору в самом центре горной цепи, на границе провинций Алашкерт и Басен, а девушка становится горой между провинциями Вананд и Басен. Слёзы на лице у обоих замерзают и превращаются в снег…
Каждый год в день того самого Праздника Вознесения Господня армянская и курдская молодёжь совершала паломничество к горе Аладаг, зажигала свечи и пела армянские и курдские песни о любви.
А в остальное время года… А в остальное время года армяне с курдами стараются дела не иметь …

Алашкертская долина, Алашкерт… В урартских клинописных надписях он упоминается как Анашт или Алаша, позже он стал известен как Вагаршакерт, затем Алашкерт. Как и тысячи армянских имен и названий в Западной Армении, имя Алашкерта было «тюркизировано» – Элешкирт. Знал Алашкерт и славные дни. В 371 году здесь произошла Дзиравская битва, армянская армия, возглавляемая царем Папом и спарапетом Мушегом Мамиконяном, разгромила персидскую армию.

Между разбросанными курдскими и редкими тюркскими сёлами лежало большое село Каракилиса – «Чёрная церковь». Церковь есть церковь, даже для неверных название тюркское, как и всё кругом – и язык, и власть. Сейчас Каракилис стал называться Агры, но турки так же пресно называют и наш Масис. Просто гора! Агры-даг!
Армяне в Каракилисе жили испокон веку:
«Каракилиса – 2000 домов, 1500 турок, 500 армян. А в пересчёте на людей, считая, что в каждом доме в среднем по 10 человек, одна треть – армяне, две трети – турки».
Не верьте. Перепись шла точная, но данные про армян занижали, к тому же почему-то женщины прятались. А турки там или курды – кто их разберёт? С оружием они одинаковые.
И вообще, армянская семья больше турецкой. Торговля и ремёсла в руках у армян, но при этом турки богаче.
Естественно, богаче, ибо турки захватили лучшие земли и разбогатели. Землю обрабатывали остальные, неверные.

Шумный рынок Алашкерта торговал до поздней ночи, привозили мясо и сверкающий на солнце белый сыр из соседних курдских деревень, из армянских сёл везли всевозможные крупы, муку, кувшины разных мастей под сыр, каурму и соленья. В глубине рынка пестрели навесы ремесленников-армян: сапожников, золотых и серебряных дел мастеров, поближе к воротам толпились жестанчи, шорники, кузнецы, гончары. Продавали ткани и специи, привезённые из заморских стран – армяне издавна занимались здесь ремеслами, торговлей. Подводы и повозки стояли вокруг рынка крепостным строем, ржали кони, кричали подсказчики – кому куда идти, чтоб свой товар найти, и сновали юклейчи – грузчики, подзывая народ к товарам. Здесь обменивались всеми новостями и слухами. На городском рынке больше полусотни прилавков, большинство из которых принадлежали армянам. Да и сам город основали армяне. А здесь, в Алашкерте, в основном они жили в районах Блеян, Сорансоц, Петакхот.

Много веков Алашкерту… Оказывается, он существовал ещё со времён Урарту! Это часть древнего Багреванда. Но армянские источники почему-то пишут, что город был основан во II веке до нашей эры царём Вагаршем I и потому был назван Вагаршакерт. Бескрайнюю долину выбрал царь для города, откуда он мог знать, что через много веков на его земле появятся кочевники, и надо было селиться в неприступных горах, чтоб до них не добрались! А плодородную долину кочевые племена облюбовали и постоянно грабили. Впрочем, коренные жители так и выживали, потому что с каждым набегом карабкались вверх, к каменистым склонам и межгорным котловинам, покрытым сухими степями, иногда и альпийскими лугами… Выше в горы – сухие леса Армянского нагорья, остатки некогда густых сосновых, можжевеловых и дубовых лесов. Кто знает, когда и почему они исчезли…

В середине 18 века здесь, в этой цветущей долине, насчитывалось свыше 360 армянских сел! А уже к концу того же века после опустошительной грызни между беями Хнуса и Маназкерта за Алашкерт, большая часть армянских сел была уничтожена, да и походы Паскевича и Тер-Гукасова отразились на алашкертцах, тысячи армян потянулись за русской армией, спасаясь от погромов, а оставшиеся 80 сёл жили под страхом мщения за свои надежды быть освобождёнными от турецкого гнёта.

Британский журналист Норман сообщал о тех событиях:
Из сообщения корреспондента газеты «Таймс» Нормана. Эрзрум, 24 августа 1877 г.
Перевод с английского:
«Положение армян в стране, по которой прошла армия Исмаила-паши, крайне бедственное. Из 122 деревень Алашкертской равнины все, за исключением девяти, полностью разрушены. Те немногие христиане, которые не воспользовались покровительством России при отступлении Тер-Гукасова, варварски убиты, целый ряд деревень сожжен дотла. В Мушском округе некоторые деревни были разрушены, а многие жители вырезаны. Город Баязет и окрестные селения удостоились той же участи. В большинстве этих мест мужчины, женщины и дети были убиты самым жестоким образом...».
 
Ким Бакши: «Алашкертская равнина была одной из самых плодородных. На это обратил внимание и Пушкин в своём «Путешествии в Арзрум»: он ехал мимо тучных нив и полей густой пшеницы. Армяне были гостеприимны, кормили его хлебом и сыром. И хотя все эти земли ныне входят в турецкий вилайет, Пушкин знал и верно называл их – Арменией. Алашкертская равнина всегда была одной из самых заселённых армянами. Несмотря даже на утомительные войны за неё между султанскими беями (лакомый кусок, плодородная, отлично освоенная земля – сады и пашни) и постоянные нашествия и грабежи кочевников-курдов, еще в XVIII веке здесь было свыше 360 армянских сёл. Но число их всё время сокращалось: шли массовые переселения в Восточную, русскую, Армению. Ко времени путешествия А.С.Пушкина, к началу XIX века на равнине оставалось ещё свыше 80 армянских сёл. Но именно в 1829 году началось окончательное, массовое переселение тысяч алашкертцев, испугавшихся расправы за помощь русской армии. И этот страх был обоснован: турки беспощадно расправились с армянским населением, многие сёла были поголовно вырезаны».

Тогда многие не стали долго раздумывать над своими поломанными судьбами и выбрали жизнь. Вслед за русской армией двинулись со своим скарбом сотни семей, заселив окрестности озера Севан, да и в Апаране их много. Но и оставшимся пришлось менять свой кров: и в 1855-ом году, и в 1878-ом... А в 1890-х турецкие власти решили из приграничного с Российской империей Алашкерта изгнать армян окончательно и навсегда, и пустили сюда отряды «гамидийе».
Так накануне первой мировой войны в гаваре осталось всего около 22-х армянских сёл.

Вот и дошли до первой мировой войны, когда Россия объявила войну Турции, всё же вынужденно объявила, надеясь быстро продвинуться вглубь (возможно, чем чёрт не шутит, и к желанным проливам!). Да и зачем она бросила столько армий на арену войны, кто бы спросил? Потеряла свою монархию, ввергнув себя в пучину большевизма… Кто же мог тогда предугадать? Германия науськивала Австрию, чтобы та напала на Сербию. Это заставило Россию, союзницу Сербии, объявить мобилизацию, не дожидаясь мирного решения. Затем Германия объявила войну Франции и захватила Бельгию. Все это заставило вступить в войну Британию, которая считала себя гарантом нейтралитета Бельгии и союзником Франции – ну, как всегда, и проливы тоже.
Вот такая сложная конструкция получилась. Все постояли друг за дружку, и началась эта дурацкая война, которая, тем не менее, привела к катастрофе много народов. Даже ничего не подозревающих о каких-то эрцгерцогах! А вступление России ещё больше обозлило Турцию, где жили христиане и единоверцы России. За армян никто не постоял, им сочувствовали, но, как всегда, назло России из-за них ссориться между собой не стали, не говоря уже про аппетиты… Турция вообще объявила «джихад» – священную войну странам Антанты и 30 октября в составе блока Центральных держав официально вступила в Первую мировую войну .... В ноябре Россия объявила Турции войну. 5 и 6 ноября за ней последовали Англия и Франция.

Продолжение в типографии. Будет выставлено на прозе.
Фото Элешкирта: Автор: Bibliophile - Omer Alan, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15444919