Репрессии против учёных в СССР

Феликс Сромин
 Наука, в понятие которой я вкладываю теорию, практику, технику, медицину и другие направления, оказывает основное влияние на развитие и прогресс человечества. Мощь и авторитет любого государства во многом определяется уровнем и достижениями науки в нём.

   Но научные достижения не возникают сами по себе, их совершают конкретные люди, наиболее талантливые представители народа. Умные и прагматичные государственные деятели ценили своих учёных и старались направить их деятельность на пользу страны, прощая при этом им некоторые отклонения от общепринятых норм.
         
   В своём активном периоде жизни я, увлеченно занимаясь производственной, научной и педагогической деятельностью, недостаточно интересовался политической и общественной обстановкой.

   Уйдя в семидесятилетнем возрасте, после полувековой трудовой деятельности, на пенсию и отойдя от активной научной деятельности, я увлёкся изучением жизни и творчества выдающихся учёных, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку. То, что я обнаружил, повергло меня в недоумение и удивление, в отсутствие элементарной логики и смысла.
 
   В детском и юношеском возрасте я считал Сталина полубогом (когда он умер, мне было уже 20 лет). Через несколько лет после его смерти, служа в армии, я испытал значительный моральный удар, когда ночью по тревоге нас подняли и направили разрушать памятники Сталину в городе Полоцке.

   В последующем, узнавая о злодеяниях в сталинский период, я, конечно, значительно изменил свое мировоззрение. Но, даже читая отдельные книги о том периоде, написанные Солженицыным и другими авторами, я глубоко не осознал всё происходившее, считая их литературными произведениями, допускающими некоторый вымысел.

   И только, будучи на пенсии, пользуясь необъятными возможностями Интернета, я обнаружил сведения, повергнувшие меня в ужас и недоумение. Оказалось, что за период сталинского правления было уничтожено собственного народа в количестве соизмеримом потерям в ВОВ.

   Всё это обосновывалось классовой борьбой, неизбежной при построении социализма и различными другими политическими причинами. Это было чудовищно, но всё же имело какое-то объяснение.

   Но то, что в тот же период было арестовано, посажено в тюрьмы, расстреляно, отправлено в лагеря и поселения огромное количество учёных разных направлений не подавалось, вроде бы, объяснению указанными причинами.

   Из мировой истории известно, что даже самые жестокие правители относились более снисходительно к учёным, врачам и другим полезным специалистам. Даже при завоевательных войнах победители старались сохранить жизнь подобным людям, чтобы использовать их знания и умение.
 
   Может быть каким-то объяснением жестокого отношения к учёным, в период сталинского правления, является разница в философском подходе к данному вопросу между марксистским и немарксистским направлениями?

   Упрощенно, согласно марксизму всё зависит от внешней среды, т.е. от воспитания и окружающей обстановки. Например, Ленин считал, что каждую кухарку можно научить управлять государством. Известно и высказывание Сталина: - «Гениев не бывает, их выдумали, влияет обстановка, условия».

   Некоторые же виднейшие философы (немарксистского толка) считали, что талант даётся от природы, его нельзя воспитать, его можно только развить. В подтверждение этого имеются многочисленные исторические примеры.

   Многие люди, залезая в ванну, вытесняли оттуда воду, но только Архимед на основе этого сумел открыть соответствующий гидравлический закон природы. Многим людям часто что-то падало на голову, но только при падении яблока на голову Ньютона, тот открыл закон всемирного тяготения. Таких примеров можно привести много. Ну, а что согласно марксизму наделали «кухаркины дети», придя к власти, тоже известно.

   Но вернёмся к вопросу о репрессиях учёных в СССР. В чем же конкретно обвиняли этих учёных, и что было действительной причиной их ареста. Формально почти всех обвиняли в шпионаже в пользу иностранных государств. Поводом могло быть негативный результат в исследовании, неудачное испытание, брак при изготовлении, что всегда случается при научно-исследовательской и конструкторской работе. Но всё же, основными причинами ареста были случайно произнесённые критические фразы, анекдоты, встречи с иностранцами и доносы, не подтвержденные какими-либо объективными документами.

   Единственными документами, подтверждающими их «преступления», были признания, полученные пытками и издевательствами. Были разгромлены целые научные направления. Особенно досталось биологии, в частности генетике. Были репрессированы такие выдающиеся учёные, как Кольцов и Четвериков. А светило мировой науки Николай Иванович Вавилов был замучен издевательствами и пытками и умер от крайнего истощения в одном из лагерей.

   Один из последователей Вавилова, учёный сделавший целый ряд научных открытий и проведший в тюрьмах и лагерях порядка 20 лет, Владимир Павлович Эфраимсон рассказал об одном из способов  добычи у них признаний.

   Заключенного помещали в холодную комнату с лежанкой покрытой стальным листом. Измождённому человеку разрешалось прилечь на эту «кровать» только не более 20 минут. После чего его силой поднимали и заставляли какое-то время ходить и даже бегать по комнате. Затем всё это повторялось многократно, пока человек не соглашался подписать всё, что угодно.

   Оказывается, опытным путём было установлено, что, если человек пролежит на холодном стальном листе более 20 минут, то получит воспаление лёгких и умрёт, а это не входило в садистские планы следователей.

   Была брошена в тюрьмы и лагеря большая часть специалистов авиационной и ракетной техники. Репрессированы такие выдающиеся конструкторы, прославившие затем страну, как Туполев, Петляков, Поликарпов, Мясищев, Сухой и др. Патриарх советского авиастроения Андрей Николаевич Туполев рассказывал, как от него добывали «признания». Его,  довольно грузного человека, заставляли подолгу, почти неподвижно стоять. У него отекали ноги, руки, да и всё тело, что доводило до обморока. После таких процедур он подписал всё, что от него требовали.

   Сергея Павловича Королева, ставшего олицетворением космических побед страны, после ареста на одном из допросов так били по лицу гранённым графином, что сломали обе челюсти. Это сыграло отрицательную роль при медицинской операции, когда ему не сумели открыть в достаточной мере рот, чтобы вставить в горло дыхательную трубку.
 
   Королев даже был приговорен к расстрелу, но случайно избежал этого. Некоторым другим ракетчикам, таким, как изобретателям «Катюш» Клейменову и Лангемаку, «повезло» меньше – их после пыток и истязаний расстреляли.
 
   Многие учёные, будучи уже в солидном возрасте и со слабым здоровьем не выдерживали истязаний и умирали при допросах. Якуб Оскарович Парнас, всемирно известный учёный – биохимик (номинант Нобелевской премии), разработавший во время ВОВ способ получения кровяной плазмы из простого сырья, что спасло от смерти миллионы раненных, умер при первом же допросе в КГБ. При чем, жене об этом сразу не сказали, и ещё несколько лет принимали от неё передачи больному мужу с лекарствами, продуктами и одеждой, которые она собирала, отказывая себе во всём.

   Репрессии коснулись и физиков. Профессор Харьковского университета Лев Васильевич Шубников был арестован и расстрелян за то, что пригласил к себе на кафедру, якобы для шпионажа, нескольких иностранных учёных. Гениального физика Матвея Петровича Бронштейна, которому прочили славу, чуть ли не Эйншейна, арестовали и расстреляли за то, что в своей научно-популярной книжке для детей отказался написать, что итальянский учёный Маркони украл открытие радио у русского учёного Попова.

   Вообще, уже готовился разгром физиков наподобие разгрома генетиков. Но, поставленный ответственным за атомный проект Берия заявил Сталину, что в этом случае атомной бомбы у страны не будет. И вся подготовка планируемой конференции была отменена. Физикам повезло, их «спасла» атомная бомба.
 
   Я привёл только отдельные примеры расправ с учёными. Таких примеров можно привести сотни, и даже тысячи. Трудно представить, сколько пользы эти люди, объявленные «врагами народа», могли принести своей стране и всему человечеству. Думаю, что действительными врагами народа были именно их мучители.

   Я принадлежу к поколению людей проживших основную, активную часть жизни при советской власти. Формально в  школе и институте, в кино и театре, в книгах и газетах нас учили честности и благородству, геройству и патриотизму, дружбе и уважению к старшим. А в тоже время, за нашей спиной происходили истязания, пытки и убийства ни в чём неповинных людей. А их невиновность впоследствии была полностью доказана реабилитацией из-за отсутствия состава преступления.

   И мне довольно пожилому человеку, обладающему вроде бы значительными знаниями, достигшему определенных научных степеней и званий, тридцать лет обучавшему студентов, непонятно откуда появились садисты, совершавшие те страшные деяния? Где они учились, в каких семьях жили, в каком обществе воспитывались?

   Прошло много лет с тех пор, я давно уже на пенсии, и, обдумывая «дела минувших дней», во мне борются два чувства. Гордость за совершенные большинством моих современников полезные дела на благо общества и государства и стыд за садизм части тоже моих современников, хоть и совершенный за нашими спинами.