Веселится и ликует весь народ!

Татьяна Александровна Андреева
(наши праздники)

     Наверное, нигде в мире нет столько праздников, сколько в нашей стране.   Привычка праздновать всё на свете особенно расцвела в прошлом веке, при социализме. Мы постоянно либо готовились к праздникам, либо отмечали их, либо приходили от них в себя.  Откуда же это пристрастие взялось? 
      В христианской России прошлого всегда широко отмечались церковные праздники.  Их было достаточно много, в них участвовал весь русский народ, включая царствующих особ, дворянство и простолюдинов, они служили как бы апологетической частью защиты православия, которое объединяло, прививало людям добро, учило побеждать зло, поддерживало в них коллективное сознание и уважение к существующей власти.  Но к началу двадцатого века в обществе сложился огромный разрыв между богатыми, знатными людьми (меньшинством) и беднейшим населением, разночинцами, рабочими и крестьянами (большинством).  Народ восстал, свершился революционный переворот 1917 года и новая, Советская  власть решила, что теперь всё будет по-другому, а потому народ должен верить не в Бога, а в социалистические идеалы.  Коммунисты объявили, что Бога нет, и отменили церковные обряды и праздники.  Народ отнёсся к нововведениям по-разному: молодёжь отвернулась от церкви, а пожилые верующие потихоньку продолжали посещать, оставшиеся от погромов и разграбления храмы, молиться и крестить детей.  При всём желании власти не удалось «разрушить всё до основанья», а уследить за всей огромной страной было физически невозможно.  Так что, православные праздники всё же сохранились, хоть не все, и не повсеместно.  Однако руководители страны понимали, что надо срочно найти им замену, иначе привычные скрепы общества разорвутся и государство распадётся.  И выход был найден – придумали и ввели массу новых, советских праздников.   Среди них назову несколько больших, например, 7 Ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции, 1 Мая – День солидарности трудящихся всего мира, а после победы над немецкими фашистами во время Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов - День Победы, 9 Мая.  Эти дни в Москве и во всех крупных городах страны всегда проходили особенно торжественно, с военными парадами, демонстрацией нового вооружения, народными шествиями и в присутствии огромного количества гостей, своих и зарубежных.   
     Когда я училась в школе и в институте, все учащиеся обязательно выходили на праздничные демонстрации с красными знамёнами и транспарантами в руках, прославляющими социализм и грядущий коммунизм.  Главными действующими лицами в этих мероприятиях были рабочие местных заводов, военные и чиновники, а нам, школярам, часто приходилось по часу - полтора ожидать своей очереди где-нибудь в переулке.  Некоторые за это время успевали забежать к родным, чтобы перекусить.  Старенькая тётушка одной моей сокурсницы, напоив её чаем с пирогом, заворачивала в газетку угощение для подружек и говорила: «Беги, а то на Крестный ход опоздаешь!»  Для неё, что Крестный ход, что демонстрация были событиями одного порядка. 
     Я, несмотря на любовь к  социалистической Родине, как могла, отлынивала от этих шествий.  Они казались мне слишком длинными и скучными: каждый год мы ходили по одним и тем же улицам в сторону центра города, бодро и под музыку шагали мимо трибуны с местными руководителями партии и правительства, за спинами которых с поднятой, как бы в знак приветствия рукой, стоял мраморный Ленин.  (Он, кстати, и сейчас стоит на своём месте и никто не собирается его низвергать: дикарей у нас нет).  После этого мы бежали к отправной точке, чтобы сдать знамёна и транспаранты на хранение до следующего раза.  Многие мои друзья находили в этом радость - нечаянное освобождение от учёбы и возможность дополнительно пообщаться на свежем воздухе.  Мы не говорили о политике во время демонстраций, но просто болтали, фотографировались друг с другом и нашими любимыми педагогами, а вечером устраивали в честь праздника танцы. 
     Дома в семьях, было принято собирать весёлые застолья с выпивкой и закусками, забывая при этом, по какому поводу гуляли.  И что за прелесть были эти домашние праздники!  По старой деревенской традиции мы, вологжане, в таких случаях первым делом пекли пироги – закрытые рыбники (ничего вкуснее я в жизни не ела), закрытые пироги с мясом, сладкие открытые пироги с яблоками, ягодами и с джемом.  В закрытых пирогах начинка с приправами оставалась внутри, между двумя соединёнными слоями теста, поэтому они получались сочными, ароматными и на тарелках не задерживались!  Удовольствие от поедания закрытых пирогов растягивалось в соответствии со сложившимся ритуалом: с них сначала аккуратно, словно крышку, снимали верхнюю, зажаренную корочку, съедали начинку, помогая себе вилкой и кусочками этой же корочки, а уж потом смаковали нижнюю, нежную часть пирога, пропитанную в зависимости от начинки соком рыбы или мяса. Салаты, в то время не были так широко распространены, как нынче, но на каждом столе обязательно стояла посудинка с «селёдкой под шубой».  Это блюдо считалось верхом изысканности, поскольку в него входило много ингредиентов – мелко порезанная жирная сельдь, предпочтительно самая вкусная, астраханская; натёртые на тёрке варёные яйца, картошка, свёкла, морковь и лук.  Всё это выкладывалось на тарелку слоями и щедро приправлялось майонезом.  В виде основного праздничного блюда могла быть жареная курица, или мясо.  Взрослые пили за столом холодную, «со слезой», водку, а детей угощали чудесным лимонадом, местного производства, под названием «Буратино».  В конце застолья к чаю подавали сладкие пироги.  Моя мама пекла их с яблочным джемом, по краям для красоты выкладывала косички из теста, которые смазывала сливочным маслом.   
     Но так было только по праздникам, а в будние дни мы питались гораздо скромнее.  Щи, каша и картошка во всех видах – вот была пища наша.
     Шли годы и постепенно в жизнь страны вошли отраслевые праздники, такие как день Советской армии. День Военно-морского флота, День учителя, День медика, День шахтёра и много других подобных дней, во время которых отмечались особые успехи военных, рабочих и крестьян, заслуги талантливых педагогов, врачей, учёных, писателей, поэтов и артистов.  Народ с радостью принял эти праздники, но одновременно не перестал отмечать Рождество Христово, Господне Воскресение и Вознесение, правда, делал это как бы неофициально, скрывая своё истинное отношение к вере и церкви: партия и правительство выступали против религии.  Несмотря на запреты и, желая веселиться как можно дольше, молодёжь тоже стала отмечать эти праздники, добавив к Новому году ещё и Старый Новый год, а к православному Рождеству, католическое.  В результате общее количество праздников почти удвоилось! 
     В нашей семье раньше особо отмечались День учителя и День медика, поскольку мама, я и младшая сестра работали учителями, а младший брат был хирургом.  Я, как тогда было принято, заранее отправляла всем подружкам учительницам и друзьям медикам поздравления по почте.  С удовольствием выбирала самые красивые открытки и конверты с марками, от души писала весёлые тексты поздравлений, предвкушая, что и меня порадуют милыми весточками.  А родственникам я выбирала подарки, которые тогда могла себе позволить: маме - книгу, сестре – отечественные духи, брату – что-нибудь вкусное.  В пору зрелости я начала неплохо зарабатывать и могла себе позволить более дорогие подарки или поход с друзьями в ресторан.      
     Думается, советские праздники возникли не на голом месте, а в качестве лекал использовались ранее существовавшие, любимые народом церковные празднества - добрые, коллективные, яркие, подававшие пример божественного идеала, к которому следовало стремиться, несшие утешение и отдохновение от трудов.  В общем, заново изобретать велосипед не потребовалось. 
     Примечательно, что новые праздники задумывали и создавали идеологи социализма, партийные руководители, которые сами выросли в православных семьях, в детстве были крещены и посещали с родителями  храмы.  Благодаря этому, они ясно представляли себе силу воздействия религиозных праздников на людей и старались делать всё, чтобы новые праздники обладали не меньшей силой.  Трудно не обратить внимания на сходство постулатов «Морального кодекса строителя коммунизма» (1961 год), принятого на XXII Съезде коммунистической партии Советского Союза, с евангельскими заповедями Иисуса Христа.  В текстах этих исторических документов говорится об одних и тех же общечеловеческих ценностях – о преданности и любви к Родине, о моральной чистоте, о приверженности миру на всей земле, о правдивости, почитании родителей, правильном воспитании детей, об отрицательном отношении к преступности и стяжательству.  Это сходство заметно и в ритуальных действиях церкви и Советского государства.  Скажем, православное таинство Крещения явно повлияло на организацию новой властью приёма в пионеры, в комсомол и в коммунистическую партию - так подготовлено, торжественно и чинно их проводили. 
     Я и сейчас сквозь годы вижу тот солнечный весенний день, когда меня принимали в пионеры, ощущаю приподнятое настроение и радость оттого, что стою на линейке в школьном актовом зале вместе с одноклассниками, старшими ребятами и меня принимают в большую семью лучших из лучших учеников. Помню, как выходила вперёд, торжественно клялась быть примером для своих ровесников и хорошо учиться, как мне повязывали на шею шёлковый красный галстук – знак принадлежности к пионерии и выдавали пионерский значок.   
     В комсомол я вступала уже с меньшей охотой, когда взрослый мир вокруг потерял часть своего очарования и влияния на меня: начала понимать, что искренне говорится и делается, а что нет.  Когда пришла моя пора стать партийной, в стране грянула перестройка, коммунистическую партию распустили и почти запретили, о чём я никогда не жалела, поскольку больше всего на свете ценю независимость.  А тут, неожиданно «всё вернулось на круги своя», мы вновь услышали, что Бог есть, узнали, что открыты храмы и монастыри, отменены все запреты на вероисповедание, нам вернули все православные праздники, при этом оставили на месте все советские, лишь изменив некоторые названия, но, не поменяв их сущности.  И, слава Богу! 
     Кроме официальных событий, в советской России всегда широко отмечались бытовые, семейные празднества – дни рождения, именины, свадьбы и юбилеи.  Нас, русских людей, хлебом не корми, дай собраться, посидеть за общим столом, поговорить, мнением поделиться и погулять всем миром.  И здесь смешалось всё – традиция, вера и даже язычество.  Иначе, как объяснить пьяные драки, почему-то часто, завершающие свадьбы, или погребальные тризны, переходящие в безудержное веселье.
     Может быть, поэтому я больших сборищ не люблю и по возможности избегаю.  Тем не менее, обстоятельства сильнее нас.  Когда я выходила замуж, друзья потребовали сыграть свадьбу «как положено» - при большом стечении народа.  Но, когда я заикнулась о том, что не хотела бы звать гостей, мне единодушно ответили: «Только попробуй!  Мы с тобой знаться перестанем!»  А так как у нас с мужем было много друзей и некоторые из них друг с другом не совмещались, пришлось устраивать праздник в два приёма. 
     Много лет мне удавалось увиливать от юбилеев и дней рождения и отмечать их узким кругом – либо с мужем и дочкой, либо с сестрой и мамой.  Кстати, мама больше всех возмущается моими увёртками: сама она очень любит  организовывать застолья, готовить праздничное угощение, встречать, кормить гостей и дарить подарки.  У неё для этого издавна припасены: кипенно белые, собственноручно вышитые крестиком скатерти и фарфоровая немецкая посуда, добытая с большим трудом и по большому блату во время оно.  Ну, и, конечно, на её юбилеи мы всей семьёй ходим исправно, попробовали бы не ходить!       
      Однако жизнь не стоит на месте, благодаря тому, что  постоянно появляются новые профессии, например, космонавтов, военно-десантных войск, специалистов по предотвращению чрезвычайных ситуаций, волонтёров, спасателей, налоговиков и так далее, появляются и новые праздники.  И все они регулярно отмечаются внутри названных сообществ, а наиболее значимые и популярные становятся общенародными.
     Праздничная традиция в моей стране продолжается на всех уровнях и среди всех слоёв общества, но нам всё мало, и мы с удовольствием воспринимаем и отмечаем иностранные праздники, к примеру, День влюблённых и Хэллоуин, подчас, не понимая, что за традиции с ними связаны.  У нас отлично прижился  всемирный День дурака, который отмечается шутниками всей страны 1 апреля.            
     Даже сейчас, во время пандемии коронавируса, соблюдая правила самоизоляции, сидя взаперти, мы стойко продолжаем праздновать всё, что имеем в списке.  В дни великих советских праздников выставляем красные флаги и фотографии своих родных, участников ВОВ в окнах домов, квартир, на балконах, радуемся салютам в ночном небе и с нетерпением ждём, когда можно будет выйти на самое народное шествие «Бессмертного полка»! 
     Лично я жду: у меня отец и мама воевали, пешком дошли до Польши.  Не буду здесь писать об их подвигах, хотя таковых было немало и они отмечены многими орденами и медалями. Хочу только сказать тем, кто скулит по поводу излишних празднеств в честь наших героев, что я не пожелаю и врагу того, что выпало на долю моих родителей. Навсегда покалеченные войной, они живут, и будут жить в моей памяти двумя особенно яркими и болезненными воспоминаниями детства: мой папа до последнего своего часа каждую ночь кричал во сне, он продолжал воевать, вёл в атаку своих бойцов.  А мама не ходит на похороны даже близких людей: не может видеть покойников, и никогда не плачет, она разучилась плакать на войне, совсем… 
     И думая о русских праздниках прошлого и настоящего, их количестве и содержании, я убеждаюсь, что они нужны нам: праздники - наш щит, а подчас - идеологический меч!

Июль, 2020