Побоище истребителей

Олег Каминский
     Жарким летом 1943 года под Курском началась крупнейшая битва, отличавшаяся не только большим размахом и чрезвычайным напряжением, но и огромными потерями, причем начиная с самого первого дня сражений. Однако в данном случае, мы не будем выяснять потери всех родов войск. Мы рассмотрим подробно только потери истребительной авиации 5 июля 1943 года, так как именно этот день стал последним для многих лётчиков обеих сторон.    

     В начале, однако, проясним ситуацию с авиационными группировками советских ВВС и гитлеровских Люфтваффе в районе Курской дуги.

     Начнем, разумеется, с советской авиационной группировки. Основу её составляли 2-я и 16-я Воздушные армии, входившие в состав Воронежского и Центрального фронтов. 2-я Воздушная армия (командующий – генерал С. А. Красовский) располагала 1.030 самолётами, в числе которых было 474 истребителя. 16-я Воздушная армия (командующий – генерал С. И. Руденко) имела 1.151 самолёт, в том числе 526 истребителей.

     Кроме того, для отражения немецкого наступления предусматривалось также привлечение сил 17-й Воздушной армии Юго-Западного фронта. Эта армия (командующий – генерал-лейтенант В. А. Судец ) насчитывала 735 самолётов, в том числе 218 истребителей.

     Обычно в военной литературе, посвященной событиям на Курской дуге, ограничиваются упоминанием только этих авиационных сил. А почему, собственно? Ведь, кроме вышеупомянутых армий, в боях с немецкой авиацией, действовавшей в районе Орла, частично принимали участие и несли потери самолёты 15-й Воздушной армии Брянского фронта. Думается, 15-я Воздушная армия (командующий – генерал-лейтенант Н. Ф. Науменко) по праву заслужила быть упомянутой в числе участников событий 5 июля. Армия имела около 900 самолётов, в том числе примерно 370 истребителей.

     Однако и это ещё не всё: для борьбы с вражеской авиацией в районе Орла был частично задействован и 9-й Воронежский истребительный авиационный корпус ПВО, имевший на вооружении 136 истребителей.   

     Всего, в распоряжении этих четырёх авиационных армий и авиакорпуса имелось около 3.950 самолётов, из них – более 1.700 истребителей! Не правда ли, количество истребителей впечатляет! А всего, советские истребители, сосредоточенные в районе Курского выступа, более чем в 4 раза превосходили по численности истребительную авиацию противника, которая насчитывала всего-то 394 истребителя, в том числе – 55 двухмоторных тяжелых Ме-110.   

     Какими же истребительными соединениями и частями располагала советская авиационная группировка в районе Курской дуги? Давайте, перечислим их.

     Итак, в состав 2-й Воздушной армии входили следующие соединения и части истребителей:
     8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (генерал-майор Д. П. Галунов), в составе которой были 40-й, 41-й, 88-й гвардейские истребительные авиационные полки, 927-й истребительный авиационный полк;
     203-я истребительная авиационная дивизия (полковник К. Г. Баранчук), в составе которой были 247-й, 270-й, 516-й истребительные авиационные полки;
     205-я истребительная авиационная дивизия (полковник Ю. А. Немцевич), в составе которой были 27-й, 438-й, 508-й истребительные авиационные полки;
     256-я истребительная авиационная дивизия (полковник Н. С. Герасимов), в составе которой были 32-й, 91-й, 728-й истребительные авиационные полки;
     294-я истребительная авиационная дивизия (полковник В. В. Сухорябов), в составе которой были 6-й, 183-й, 427-й, 515-й истребительные авиационные полки;
     302-я истребительная авиационная дивизия (полковник Б. И. Литвинов), в составе которой были 193-й, 240-й, 297-й истребительные авиационные полки;
     737-й истребительный авиационный полк из состава 291-й штурмовой авиационной дивизии.

     15-я Воздушная армия имела следующие соединения и части истребителей:
     3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (полковник В. П. Ухов), в составе которой были 32-й, 63-й гвардейские истребительные авиационные полки, 160-й истребительный авиационный полк;
     4-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (полковник В. А. Китаев), в составе которой были 64-й, 65-й, 65-й гвардейские истребительные авиационные полки;
     234-я истребительная авиационная дивизия (полковник Е. З. Татанашвили), в составе которой были 133-й, 233-й, 248-й истребительные авиационные полки;
     315-я истребительная авиационная дивизия (полковник В. Я. Литвинов), в составе которой были 50-й, 171-й, 431-й истребительные авиационные полки;
     832-й истребительный авиационный полк из состава 225-й штурмовой авиационной дивизии.

     В составе 16-й Воздушной армии находились следующие соединения и части истребителей:
     1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (подполковник И. В. Крупенин), в составе которой были 30-й, 53-й, 54-й, 55-й, 67-й гвардейские истребительные авиационные полки;
     273-я истребительная авиационная дивизия (полковник И. Е. Фёдоров), в составе которой были 157-й, 163-й, 347-й истребительные авиационные полки;
     279-я истребительная авиационная дивизия (полковник Ф. Н. Дементьев), в составе которой были 92-й, 192-й, 486-й истребительные авиационные полки;
     282-я истребительная авиационная дивизия (полковник А. М. Рязанов), в составе которой были 127-й, 517-й, 774-й истребительные авиационные полки;
     283-я истребительная авиационная дивизия (полковник С. П. Денисов), в составе которой были 56-й гвардейский истребительный авиационный полк, 176-й, 519-й, 563-й истребительные авиационные полки;
     286-я истребительная авиационная дивизия (полковник И. И. Иванов), в составе которой были 165-й, 721-й, 739-й, 896-й истребительные авиационные полки. 

     А в состав 17-й Воздушной армии входили следующие соединения и части истребителей:
     207-я истребительная авиационная дивизия (полковник А. П. Осадчий), в составе которой были 5-й гвардейский истребительный авиационный полк, 814-й, 867-й истребительные авиационные полки;
     288-я истребительная авиационная дивизия (полковник Б. А. Смирнов), в составе которой были 659-й, 866-й, 897-й истребительные авиационные полки;
     295-я истребительная авиационная дивизия (полковник Н. Ф. Баланов), в составе которой были 31-й, 116-й, 164-й истребительные авиационные полки.

     9-й Воронежский истребительный авиационный корпус ПВО (генерал-майор С. Г. Король), имел в своем составе 487-й, 586-й, 826-й, 894-й, 907-й, 910-й истребительные авиационные полки. 

     А теперь рассмотрим силы истребительной авиации, которыми располагал противник для участия в операции «Цитадель»:

     1-я авиадивизия (1.Fliegerdivision), действовавшая в районе Орла, насчитывала 738 самолётов всех типов, в том числе 186 одномоторных истребителей Fw 190 и 55 двухмоторных (тяжелых) истребителей Bf 110: 
     Stab/JG.51 (Obstl. Nordmann Karl-Gottfried);
     I./JG.51 (Maj. Leie Erich);
     III./JG.51 (Hptm. Losigkeit Fritz);
     IV./JG.51 (Maj. Resch Rudolf);
     15(Span.)/JG.51 (Maj. Cuadra Mariano);
     Stab/JG.54 (Maj. von Bonin Hubertus);
     I./JG.54 (Maj. Seiler Reinhard);
     Stab/ZG.1 (Obstl. Blechschmidt Joachim);
     I./ZG.1 (Hptm. Hermann Wilfried).

     В составе 8-го авиакорпуса (Fliegerkorps VIII), оперирующего в районе Белгорода, было 1.043 самолёта, из них – 153 одномоторных истребителя Bf 109:
     Stab/JG.3 (Oberst Wilcke Wolf-Dietrich);
     II./JG.3 (Maj. Braendle Kurt);
     III./JG.3 (Maj. Ewald Wolfgang);
     Stab/JG.52 (Obstl. Hrabak Dieter);
     I./JG.52 (Hptm. Bennemann Helmut);
     III./JG.52 (Hptm. Rall Guenter);
     5/1.V.Szd. (венгерская истребительная эскадрилья);
     5/2.V.Szd. (венгерская истребительная эскадрилья) (Hdg. Gyula Horvath).

     Всего противник имел 1.781 самолёт, в том числе 394 истребителя, из них – 55 двухмоторных тяжелых истребителей Bf 110, которые в основном использовались для бомбоштурмовых ударов и в воздушных боях активной роли не играли.

     И вот, 5 июля 1943 года, в воздухе над Курской дугой развернулись ожесточенные бои, в которых было отмечено множество случаев геройства и самоотверженности лётчиков. Об этом многократно рассказывалось во всех литературных и прочих источниках, посвященных событиям Курской битвы, поэтому нет смысла повторяться. Гораздо полезнее обнародовать результаты действий авиации и хорошенько поразмыслить над ними.   
 
     Прежде всего, отметим, что как советская, так и вражеская авиация продемонстрировали впечатляющую активность. Причем немцы, имея меньшее количество самолётов, умудрились произвести больше вылетов, чем советские лётчики.

     Так, если 2-я и 17-я Воздушные армии на южном фланге совершили 1.720 боевых вылетов, то противостоящий им 8-й авиационный корпус врага – 2.387 боевых вылетов.

     Действовавшие на северном фланге лётчики 16-й Воздушной армии произвели 1.147 вылетов, 15-й Воздушной армии — ровно 200 вылетов, а истребители 9-го корпуса ПВО – всего 39 боевых вылетов. Уточним, что речь идет только о вылетах днем, ночные вылеты здесь не учтены. Противостоящая им немецкая авиация произвела 2.088 вылетов, тоже дневных.

     Разумеется, в течение дня по докладам «Сталинских соколов» было сбито в воздухе или уничтожено на аэродромах большое число вражеских самолётов.
 
     Так, лётчики 2-й Воздушной армии доложили об уничтожении 154 самолётов, в том числе гвардейцы 8-й истребительной авиадивизии генерал-майора Д. П. Галунова одержали 118 воздушных побед (феноменальный рекорд советской истребительной авиации!).

     Соединения и части 16-й Воздушной армии провели 76 воздушных боев и сбили 106 самолетов противника.

     По сравнению с этим, показатели боевой работы 17-й Воздушной армии были гораздо скромнее – на счет лётчиков армии было записано всего 19 вражеских самолётов (13 Ме-109, 5 ФВ-190, 1 ФВ-189), которых они сбили в 18 воздушных боях.

     Истребители 9-го корпуса ПВО провели 2 воздушных боя и уничтожили 6 ФВ-190.

     Явно неудачными можно считать действия лётчиков 15-й Воздушной армии, которые в 1 бою сбили всего лишь 1 ФВ-190.

     Всего, лётчикам 2-й, 15-й, 16-й и 17-й Воздушных армий, а также 9-го истребительного корпуса ПВО было засчитано 286 уничтоженных самолётов врага. Сколько в действительности было потеряно самолётов по данным самих немцев, уточнять не будем – напомню, на этот раз нас интересуют только потери истребителей. Причем даже не самолётов, а исключительно лётчиков.    

     Зато, для сравнения обнародуем следующую весьма любопытную информацию. Так вот, по данным «Журнала боевых действий» всего лишь одной 279-й истребительной авиационной дивизии 16-й Воздушной армии за день 5 июля в районе Ольховатка – Поныри лётчики дивизии провели 21 групповой воздушный бой, сбили 21 немецкий самолёт (3 Ю-88, 3 Ю-87, 12 ФВ-190, 1 Ме-109 и 2 Ме-110). При этом, 92-й, 192-й и 486-й полки этой дивизии потеряли 25 истребителей Ла-5 и 13 лётчиков. Как раз столько же лётчиков и примерно столько же самолетов потеряли все немецкие истребительные части, действовавшие в составе 1-й авиадивизии и 8-го авиакорпуса!   

     Ну, а теперь составим в алфавитном порядке список безвозвратных потерь немецких лётчиков-истребителей. Итак, вот он перед нами:

     Baumgart Hans, Unteroffizier, 2./JG.52, на Bf 109G-6 не вернулся из воздушного боя с 10 штурмовиками Ил-2, северо-западнее Белгород, по некоторым данным, был взят в плен.
     Eggers Leo, 1912 г.р., Hauptmann, Stab III./JG.3, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою с истребителями, северо-западнее Белгород, выпрыгнул с парашютом, но парашют на раскрылся.
     Hauswirth Wilhelm, 1918 г.р., Feldwebel, 8./JG.52, на Bf 109G-4 сбит зенитным огнем, севернее Белгород.
     Hess Edgar, Unteroffizier, 3./JG.52, на Bf 109G-6 не вернулся из воздушного боя, район Белгород.
     Knehs Walter, Oberfeldwebel, 9./JG.52, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою с истребителями, западнее Ольховский.
     Leschkowitz Martin, Unteroffizier, 8./JG.52, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою, район Белгород.
     Lotzmann Manfred, Unteroffizier, 8./JG.52, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою, севернее Белгород.
     Luedtke Heinz, Unteroffizier, 8./JG.3, на Bf 109G-4 из-за отказа мотора произвел вынужденную посадку, северо-западнее Белгород, попал в плен и был убит при попытке к бегству.
     Maddalena Basilio, 1913 г.р., Oberfeldwebel, 1./JG.52, на Bf 109G-6 сбит в воздушном бою с одиночным разведчиком Пе-2, северо-восточнее Томаровка.
     Raukes Egon, Unteroffizier, 3./JG.54, на Fw 190A-5 сбит в воздушном бою, район Карачев.
     Schmitz Hermann, 1913 г.р., Unteroffizier, 3./JG.51, на Fw 190 не вернулся из воздушного боя, район Малоархангельск, по некоторым данным, был сбит истребителями, спасся на парашюте и попал в плен.
     Zibler Emil, 1914 г.р., Feldwebel, 9./JG.3, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою с бомбардировщиками Пе-2, севернее Белгород, произвел вынужденную посадку на фюзеляж и пропал без вести.
     Zuern Helmut, Leutnant, 1./JG.54, на Fw 190A-4 не вернулся с боевого задания, южнее Малоархангельск.

     Итого - 13 пилотов. Подчеркнем, что это были самые большие потери истребителей Люфтваффе за всё время войны на Восточном фронте – до этого дня таких потерь немцы не имели. Казалось бы, есть повод для триумфа, однако не спешите особо радоваться. Тем более, что сейчас мы перейдем к весьма болезненной для нас теме – потерям советской авиации.

     Например, 2-я Воздушная армия потеряла 83 самолёта. Из состава 16-й Воздушной армии на свои аэродромы не вернулись 98 самолётов, из них около 75 истребителей. Тяжелыми были потери 17-й Воздушной армии – 76 самолётов. Потери 15-й Воздушной армии составили 5 истребителей Ла-5, а 9-й корпус ПВО лишился 2 истребителей. Итак, по данным сводок наши общие потери составили 264 самолёта. Правда, некоторые из этих самолётов были в дальнейшем обнаружены на других аэродромах или на местах вынужденных посадок и затем благополучно вернулись в свои части. Однако мы не будем зацикливаться на уточнении потерь самолётов, ведь, как уже говорилось, нас интересуют исключительно потери лётного состава истребительных частей.      

     Разумеется, подавляющее большинство потерь было понесено в воздушных боях. Давайте разберемся, кто же именно сбивал краснозвёздные самолёты.
 
     Начнем с эскадры штурмовиков Schl.G.1, которая произвела 335 боевых вылетов, потеряв в при этом всего 1 Fw 190 и 1 Hs 123. В свою очередь одному из лётчиков эскадры – Fw. Hermann Fischer (3./Schl.G.1) – удалось сбить 1 русский истребитель Ла-5. Вот и всё. Поэтому о какой-то особой роли штурмовиков ФВ-190 в воздушных боях 5 июля говорить нет смысла.   

     Один Ла-5 сбил пилот пикирующего бомбардировщика Ju 87 Oblt. Egbert Jaekel из 2./St.G.2 «Immelmann», по одному Ла-5 сбили экипажи бомбардировщиков He 111 из 7./KG.53 «Legion Condor» и 1./KG.100 «Wiking».
 
     О действиях в этот день эскадры тяжелых истребителей ZG.1 «Wespe» информации мало, по крайней мере, ни успехов в воздушных боях, ни потерь лётного персонала эскадра не имела.

     Что касается венгерских истребителей, то известно, что на Bf 109 они одержали в этот день 5 воздушных побед, однако никаких потерь не понесли.

     Никаких потерь или успехов не отмечено у испанцев из состава 15(Span.)/JG.51. Есть данные, что испанские лётчики были заняты перебазированием на Сещинский аэродром, поэтому, в боевых действиях 5 июля не участвовали. 

     В общем, выходит, что именно немецкие пилоты из JG.3 «Udet», JG.51 «Moelders», JG.52 и JG.54 «Gruenherz» устроили настоящее побоище «Сталинским соколам». В том, что это было кровавое побоище, сомневаться не приходится – вы только посмотрите на этот ужасающий список безвозвратных потерь советских лётчиков-истребителей (потери лётного персонала бомбардировочных, штурмовых и других частей здесь не рассматриваются):

     Антонов Юрий Константинович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 297-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Бажанов Вениамин Васильевич, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Бижко Максим Пимонович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 27-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Бурындин Иван Степанович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Ольховатка.
     Великанов Пётр Фёдорович, 1918 г.р., лейтенант, командир эскадрильи, 92-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190 (попал в плен), район Поныри.
     Виноградов Александр Тимофеевич, 1915 г.р., лейтенант, командир звена, 41-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Власов Борис Ксенофонтович, 1912 г.р., мл. лейтенант, 508-й заместитель командира эскадрильи, истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б погиб при выполнении боевого задания, район Курск.
     Галяцкий Алексей Федотович, 1916 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман полка, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Колпнино.
     Дмитриев Виктор Николаевич, 1918 г.р., мл. лейтенант, 737-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7б погиб в воздушном бою с Ме-109, район Бутово.
     Дымченко Борис Георгиевич, 1919 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою.
     Ерканов Павел Иванович, 1917 г.р., мл. лейтенант, 563-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Жигалов Алексей Фёдорович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 53-й гвардейский истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Залевский Владимир Николаевич, 1918 г.р., капитан, командир эскадрильи, 157-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Малоархангельск.
     Зеленецкий Степан Иванович, 1916 г.р., лейтенант, 487-й истребительный авиационный полк (9-й истребительный авиационный корпус ПВО), на Як-7б не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с ФВ-190), район Щигры.
     Каменев Михаил Митрофанович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Капран Павел Самуилович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб), район Малоархангельск.
     Капчиц Борис Ильич, 1922 г.р., сержант, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Карпушев Александр Николаевич, 1922 г.р., лейтенант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Кондратьев Пётр Афанеасьевич, 1922 г.р., ст. сержант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с Ме-109), район Долгие Буды.
     Котрусов Ростислав Леонидович, 1918 г.р., мл. лейтенант, 27-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Кривин Пётр Иванович, 1922 г.р., ст. сержант, 487-й истребительный авиационный полк (9-й истребительный авиационный корпус ПВО), на Як-7б не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с ФВ-190), район Щигры.
     Крицев Яков Иванович, 1916 г.р., лейтенант, командир звена, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (попал в плен), район Поныри.
     Кудрявцев Анатолий Михайлович, 1922 г.р., сержант, 50-й истребительный авиационный полк (15-я Воздушная армия), погиб в авиационной катастрофе, район Плавск. 
     Куприянов Леонид Иванович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 737-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7б погиб в воздушном бою с Ме-109 (попал в плен), район Бутово.
     Куштурный Степан Александрович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 27-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), командир звена, на Як-1 погиб в воздушном бою, район Обоянь.
     Кушхов Пито Мигович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 896-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Лебедев Николай Петрович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в авиакатастрофе при посадке.
     Максимов Александр Алексеевич, 1923 г.р., мл. лейтенант, 41-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Малецкий Николай Тихонович, 1917 г.р., лейтенант, командир звена, 927-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Яковлево.
     Мамаев Валерий Ефимович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Матяш Анатолий Семенович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Колпнино.
     Медведев Сергей Николаевич, 1915 г.р., мл. лейтенант, командир эскадрильи, 165-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Микулин Михаил Андреевич, 1918 г.р., мл. лейтенант, 92-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Поныри.
     Мирошниченко Виктор Петрович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 427-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Мисакьян Михаил Константинович, 1922 г.р., ст. сержант, 66-й гвардейский истребительный авиационный полк (15-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания, район Новосиль-Залегощь.
     Молодкин Владимир Геннадьевич, 1917 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 516-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-1 погиб в воздушном бою, район Томаровка.
     Мячин Максим Семёнович, 1921 г.р., ст. лейтенант, 774-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 погиб в воздушном бою, район Хитрово – Александровка.
     Нестерцев Фёдор Васильевич, 1919 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Глазуновка.
     Нечаев Иван Гурьянович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 40-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Готня-Яковлево.
     Никишаев Василий Иванович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб), район Касторное.
     Овсиенко Андрей Михайлович, 1915 г.р., капитан, командир эскадрильи, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Овчинников Виктор Фёдорович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Олифиренко Алексей Степанович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 54-й гвардейский истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Омельченко Василий Петрович, 1922 г.р., ст. сержант, командир звена, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Орехов Николай Михайлович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 160-й истребительный авиационный полк (15-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Панченко Александр Игнатьевич, 1919 г.р., мл. лейтенант, 41-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Пелипец Денис Алексеевич, 1909 г.р., майор, командир полка, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с ФВ-190), район Поныри.
     Плотников Владимир Михайлович, 1910 г.р., майор, командир полка, 347-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-9 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Малоархангельск.
     Подобуев Георгий Александрович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Змиевка.
     Поляков Пётр Петрович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Поныри.
     Причистенский Игорь Константинович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 40-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Готня-Яковлево.
     Реньяков Пётр Семенович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 54-й гвардейский истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 погиб в воздушном бою, район Малоархангельск.
     Рожков Александр Михайлович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Савельев Михаил Васильевич, 1920 г.р., мл. лейтенант, 519-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7б не вернулся с боевого задания.
     Сазонов Вадим Алексеевич, 1922 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Глазуновка.   
     Сиваев Нестер Павлович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Глазуновка.
     Скоблов Николай Фёдорович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 508-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б не вернулся с боевого задания.
     Смыслов Борис Владимирович, 1914 г.р., ст. лейтенант, командир эскадрильи, 127-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания (погиб), район Ясная Поляна.
     Степанов Василий Иванович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 508-й командир звена, истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б погиб при выполнении боевого задания, район Прохоровка.
     Стрижинов (Срыжанов) Борис Дмитриевич, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Сысоев Василий Павлович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою, район Белгород.
     Сычев Николай Иванович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 193-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в авиакатастрофе, район Короча
     Талаев Евгений Павлович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Глазуновка.
     Трипутин Дмитрий Миронович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб), Орел.
     Трищинский Рихард Иосифович, 1919 г.р., ст. сержант, 164-й истребительный авиационный полк (17-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Рогань.
     Чуйко Николай Иванович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 508-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б не вернулся с боевого задания.
     Шкуро Александр Петрович, 1918 г.р., мл. лейтенант, 563-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Штыцко Борис Емельянович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 896-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Щетинкин Василий Иванович, 1917 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Колпнино.
     Юдин Пётр Гаврилович, 1922, мл. лейтенант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Яковлев Вячеслав Фёдорович, 1917 г.р., лейтенант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (умер от ран), район Беленихино.
     Якунин Иван Никитович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 127-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания, район Ясная Поляна.

     Как видим, в список включены лётчики истребительных полков не только 2-й и 16-й Воздушных армий, но и 15-й и 17-й Воздушных армий, а также 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Думается, для этого есть все основания, так как все они участвовали в боях 5 июля.   

     Что ж, теперь пора подвести итог. А он просто шокирующий: на 13 потерянных немецких лётчиков-истребителей приходится около 75 советских лётчиков-истребителей. То есть, мы потеряли в 6 раз больше, чем противник! Как же так могло произойти? Почему? Кто виноват в этой трагедии? Может быть сами лётчики, большинство которых имело весьма слабую профессиональную подготовку? А может быть авиационные командиры неправильно и плохо руководили? В общем, вопросов много и, при желании, многие здравомыслящие читатели могут сами найти ответы на них. 
 
     Разумеется, некоторые злобствующие рецензенты (а такие есть и немало!), вместо желания объективно разобраться в причинах, разразятся в очередной раз проклятиями в мой адрес и начнут утверждать, что всё написанное мной ложь и не соответствует действительности. Поэтому повторяю снова – я всего лишь историк, пользующийся в своих исследованиях исключительно документальными данными, как отечественными, так и «вражескими». А если кто-то сомневается – что ж, проверьте сами сообщенную мной информацию. Для этого в вашем распоряжении есть «Журналы боевых действий» дивизий и полков, полные персональные данные летчиков, включая фамилии, имена-отчества и даты рождения.

     Справедливости ради, добавлю, что, возможно, кое-кто из указанного списка не погиб и позже вернулся в свою часть. Если обнаружите таких – сообщите мне, пожалуйста, я охотно вычеркну их из этого скорбного списка. И, может быть, соотношение потерь хоть не намного, но уменьшится…