Что полезно знать молодому писателю?

Владимир Сандовский
Что полезно знать молодому писателю?
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Нельзя стать профессионалом без профессиональной школы. Даже художники прошлых веков учились писать картины, глядя на картины известных мастеров.

Любой начинающий писатель сталкивается с множеством проблем: как писать, о чём писать, как занять своё место под солнцем литературной славы? И, конечно же, любой писатель заинтересован в мнении читателей о своих произведениях. Когда-то, актуально и детально эта проблема получения читательских мнений описана во вступлении Гоголя к 1-му тому «Мёртвых душ» — «К читателю от сочинителя». Привожу выдержку из этого вступления.

«Как бы, например, хорошо было, если бы хотя один из тех, которые богаты опытом и познанием жизни и знают круг тех людей, которые мною описаны, сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа её, и принялся бы читать её не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги, и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и всё, что видел сам или что слышал от других подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому, всё бы это описал в таком точно виде, в каком оно предстало его памяти, и посылал бы ко мне всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтётся им вся книга. Какую бы кровную он оказал мне услугу! О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге. Нечего ему также передо мною чиниться, если бы захотелось меня попрекнуть, или побранить, или указать мне вред, какой я произвёл наместо пользы необдуманным и неверным изображением чего бы то ни было. За всё буду ему благодарен».

Подсознательно, да, каждый писатель хочет именно такого действия со стороны литературной критики и рядовых читателей. В действительности же, то, что предлагает Гоголь, по силам только профессиональным литературным критикам (причём, немногочисленным).

Представьте себе, что некий рядовой читатель, пусть даже имеющий богатый опыт и познания жизни, раскрыв перед собой солидное произведение, 1-й том «Мёртвых душ», вдумчиво и старательно «сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа её, и принялся бы читать её не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги...». Ко всему, этот читатель должен посылать Гоголю «всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтётся им вся книга». Увы! Это наивное и абсолютно нереальное предложения Гоголя для своих читателей тут же отметили литераторы и критики того времени, пожурив Гоголя за его неудачную просьбу. И всё же.

Когда-то и мне, занимающемуся в литературном клубе, пришлось по-другому взглянуть на это гоголевское обращение к читателям. И произошло это не по моему желанию. На практическую полезность текста «К читателю от сочинителя» указали кураторы и наставники нашего литературного клуба. И сейчас, учитывая современную рыночную технологию написания любого литературного произведения, я хочу передать то, что когда-то принял по эстафете.

Внешне, гоголевское обращение «К читателю от сочинителя» смотрится эгоистично. Гоголь и не скрывает, что, по-сути, хочет получить за счёт читателя, имеющего богатый опыт жизни, целый банк литературного сырья, и чтобы такой читатель «припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и всё, что видел сам или что слышал от других подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому...». С нашей, современной точки зрения, не очень-то и выгодная сделка между читателем и писателем. Любой читатель подумает: «Я живу на два доллара в день, от меня ушла жена, предал лучший друг, подсиживает коллега на работе, постоянно унижает начальник, мне постоянно подкидывают под дверь младенцев, потому что рядом снимают комнату два ловеласа; я задрючен людьми и жизнью — и я безвозмездно даю писателю кучу сюжетных идей и линий, героев и персонажей, а потом ещё буду платить за написанные с моей подачи книги и восхищаться, как потрясно и шедеврально этот писатель описал то, что подробно и детально я изложил ему на ста листах писчей бумаги, задаром эксплуатируя свой компьютер, принтер и тратя своё драгоценное, никем не оплаченное время! А вот, накось!...».

По-своему, такой читатель прав. Но, гвоздь программы нашего эссе — молодой писатель. Ему нужно то, что когда-то было нужно и Гоголю. И Гоголь всё, что нужно сейчас современному молодому писателю, дал ему в своём обращении «К читателю от сочинителя». Смотрите сами. Все писательские установки даны.

— Нужно иметь личный опыт жизни.
— Нужно взять интересную или новую для вас книгу.
— Нужно внимательно читать её и тут же описывать свои впечатления.
— Нужно сравнивать свой опыт жизни с жизнью героев и персонажей книги.
— Нужно делать заметки, записи, фиксировать все свои идеи и мысли.
— Нужно вспомнить жизнь других, известных вам людей, друзей, знакомых.
— Нужно уметь слушать и запоминать особенности речи других людей.
— Нужно уметь чувствовать и понимать, чем окружающие вас люди отличаются друг от друга, в чём различие их характеров.
— Нужно уметь ложь чужих книг переделывать в правду книг своих.

Обобщая, можно сказать: работая с чужой книгой, вникайте в особенности её написания и сравнивайте со своими знаниями жизни, чтобы потом, всё переосмыслив, написать своё.

А цель любого литературного произведения проста: искренне опишите то, что хорошо знаете, во что верите, что любите или что ненавидите. Даже, если пишете фантастику, верьте в то, о чём пишете. Вот, собственно, и всё.

Дети могут родиться без любви, а вот хорошие книги...
Удачи в творческих поисках и находках. Пишите и напишется.

В. Сандовский
31 августа 2020 г.
---------------------------