Огороды

Изабелла Глиноецкая
Весь наш двор был поделен между семейными жильцами на огороды (это я сейчас понимаю). Пример подала, как мне помнится, Александра Ивановна, мама актера Мазенкова, - она вскопала место вдоль забора, где раньше было убежище (его к тому времени засыпали и место разравняли), и посадила картошку. Она ещё держала козу, и мы покупали у неё козье молоко.

Получается, что больших участков было три: у нас, у Рождественских и у дяди Васи, не помню его фамилию. Ранней весной все выходили копать огороды. Мы играли рядом. Сохранилась фотография, на которой мы с Чесиком маршируем вдоль нашего огорода – я с барабаном наперевес и в съехавшем на бок платке, Чесик дудит в дудочку, я барабаню.

Театру выделили подсобное хозяйство, куда весь коллектив выезжал на автобусе сажать картошку. Мама Эва брала нас с собой один или два раза. Помню, что мы с другими детьми ходили в соседний с полем лесок собирать малину, значит, дело было осенью, и взрослые собирали урожай – копали картошку.

Очень хорошо помню, как теплыми летними вечерами все «огородники» на нашем «хуторе» выходили поливать грядки. «Хутором» называли место, где стоял наш дом, так как это была окраина города. У нашего крыльца, слева, стояла огромная бочка, из дома был выведен кран прямо над ней, его открывали, вода лилась непрерывно, воду черпали прямо из бочки ведрами и лейками и разносили по своим огородам. Было шумно и весело! Колоритно выглядел дядя Вася в белой майке, пижамных штанах, из которых «вываливался» его живот, и старых шлепанцах на босу ногу.

Мы и дети из соседнего дома, с которыми дружили, в это время любили играть в прятки. Иногда прятались под сливовым деревом на участке дяди Васи, хоть и было страшно – вдруг взрослые заметят, но, желание попробовать слив было сильнее... Взрослые дружно трудились, дети азартно играли. Радостная царила атмосфера!

Дядя Гера, вернувшись с войны увлекся не только фотографией, но и выращиванием помидор. Помню, как он копал огород, высаживал  рассаду, ухаживал за ней, обрывая пасынки, поливал. На кустах помидоры вызреть не могли, поэтому их собирали белыми, а краснели они в плетеном сундучке в темноте. Мама Эва брала меня с собой в походы на свалку за перегноем для грядок с морковкой и огурцами, учила меня полоть и рыхлить.

Больше всего мне нравилось собирать малину. Шикарная малина была у Рождественских. Уезжая в отпуск, они нам поручали её собирать, а когда получили квартиру в главном театральном общежитии (оно было в центре), то передали нам весь свой участок. Собирать малину мама Эва поручала мне, но недолго я наслаждалась сбором вкусных ягод, может быть одно или два лета.

В 1951 году дядю Геру перевели в Краснодар, и мы туда переехали.