О военных, медиках и военных медиках Милоглазовых

Татьяна Кочегарова
Фрагмент из книги "Пионеры провинциальной медицины"
Начну с того, что открою секрет Полишинеля (то есть, мои сведения ни для кого не секрет): в  отдаленных районах империи военные медики играли большую роль. Они не только обеспечивали боеспособность армии и флота, но и создавали основы медицинской помощи на местах. Об этом вскользь говорилось выше, в рассказе о судьбе военного врача А.И. Берндта. Не углубляясь в историю медицины лишь добавлю, что первая пункция перикарда была проведена в военном госпитале, первая противочумная вакцина получена в военном госпитале, и хлорирование питьевой воды началось тоже с военного госпиталя в Кронштадте. Военные врачи традиционно составляли значительную  часть медицинского сообщества в России. Огромную роль в подготовке военных медиков играла Петербургская Императорская Медико-хирургческая академия, возведённая императором Александром I в ранг «первых учебных заведений Империи».
К началу ХХ столетия подготовка  дипломированных врачей велась в Военно-медицинской академии и  на медицинских факультетах   девяти университетов (Московский, Юрьевский,  Казанский, Харьковский, Петербургский, Киевский, Новороссийский, Варшавский и Томский), Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших  женских курсах в Москве, Киеве и Одессе, а также на  Женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове. Головными учебными заведениями в этот период являлся Московский университет и Петербургская  Военно-медицинская  академия. Ежегодно число  обладателей новых врачебных дипломов увеличивалось в начале ХХ столетия в России примерно на  тысячу  человек.
      К  началу Первой мировой войны все военно-медицинские должности в России  разделялись на семь  разрядов. К 1-му разряду были  отнесены военно-санитарные  инспекторы ко 2-му – помощники  окружных инспекторов, корпусные врачи, главные  хирурги армий;  к 3-му -  главные врачи военных  госпиталей III и IV классов и полковых  сводных  госпиталей;  к 4-му – дивизионные  врачи, главные врачи и старшие госпиталей  I и II класса, главные  врачи полковых госпиталей;  к 5-му  - старшие   врачи  лазаретов  от 100 до 200 коек, главные  врачи полковых  подвижных  и запасных  госпиталей;  к 6-му  -  старшие  полковые  врачи;  к 7-му -  младшие полковые  врачи. 
Зародившаяся в конце XVIII века как военная дисциплина, эпидемиология к началу ХХ века превратилась в самостоятельную науку. Соответствующая специальность появилась и в Военно-медицинской академии, где в 1894 г. была создана кафедра заразных болезней и медицинской бактериологии. Вводное слово о военной медицине есть, теперь можно переходить к военным медикам Милоглазовым.
Впервые фамилия Милоглазов мне встретилась в памятном альбоме Фельдшерско-акушерской школы. Константин Митрофанович преподавал юным медикам спецпредмет, в мирное время работал в больнице, а в военные годы возглавлял госпиталь. Возможно, я никогда не узнала бы о его семье, думаю, он не афишировал при советской власти своё происхождение, но вмешался случай в лице Андрея Анатольевича Павлова. Того самого, из Дубны, потомка Ингверсенов. Оказалось, Милоглазовы были в прямом родстве с Ингверсенами, а потому и семейные истории у них переплетаются. Вот так, окольными путями, я узнала о семье Константина Митрофановича, достижениях и невзгодах, о его становлении как врача.
Первый из доступных нам Милоглазовых, сельский священник Иван Титович Милоглазов, доводившийся прадедом Константину Митрофановичу, овдовел рано. На руках у него остались сыновья Александр и Иван. Правда, исследователям удалось найти записи о том, что преклонные годы Иван Титович стал отцом ещё одного сына, рождённого дворовой девкой Феклой Щелдговой. Приход свой Иван Титович передал потом сыну Александру, когда тот после окончания Духовной семинарии стал священником. Семинария была основана для обучения детей духовного сословия. Открыта в 1787 году на базе духовной школы при Белгородской Епархии в  архиерейском доме. Её же окончил и второй сын Ивана Титовича.
Второй сын сельского священника Иван родился в 1808 году, в 1829 окончил с отличием (по 1 разряду) полный курс Духовной семинарии и состоял в Епархиальном ведомстве Курской Духовной Консистории.  Выпускники шли в священнослужители, медицинскую науку, военную и статскую службу, в том числе в Харьковский университет. Большинство военных врачей получали подготовку в Военно-Медицинской Академии. После её окончания выпускники прикомандировывались на год к военно-лечебным заведениям для практики под руководством опытных врачей, затем направлялись в войсковые части.
В сентябре 1830 года Иван Милоглазов пишет прошение в Конференцию Императорской Медико-Хирургической Академии Московского отделения с просьбой принять его в число казённых воспитанников, так как он не имеет средств содержать себя на собственном иждивении. Его зачислили в первое – самое престижное Отделение Академии по медицинской части. В Отделение также входили Ветеринарная и Фармацевтическая части. После окончания учебы его направили в Кавказский корпус, который вёл боевые действия на Кавказе.
Как вы уже поняли, военный медик Иван Иванович Милоглазов и есть дед Константина Митрофановича Милоглазова. Отслужив 15 лет в армии, 6 февраля 1849 года Высочайшим приказом о гражданских чиновниках Милоглазов И.И. уволен по прошению по болезни с мундиром и пенсией – 228 рублей 75 копеек серебром в год. В отставке он – воспитатель Михайловской Воронежской военной гимназии, гражданский лекарь, а затем штаб-лекарь, имел чин надворного советника (VII класса).  Для пояснения несколько слов о военных лекарях: лекари и штаб-лекари – нестроевые старшие медицинские чины, возглавлявшие медицинскую службу батальонов (лекари) и полков, дивизий (штаб-лекари). В конце 19 века был установлен определённый штат медицинского персонала: по одному врачу на батальон и по одному врачу на 50 больных в лечебных заведениях. Обычно в пехотном полку был один старший и 4 младших врача, в кавалерийском полку – один старший и 2 младших врача. Младший медицинский персонал составляли фармацевты, фельдшеры, госпитальные и лазаретные служители, в кавалерийских частях была должность костоправа – нестроевого нижнего медицинского чина (рядовой, 1 на полк).
Благодаря своей службе Иван Иванович получил потомственное дворянство. Милоглазовы значатся под № 319 в списке дворянских родов, внесённых в родословную  книгу Дворянского Депутатского собрания Воронежской губернии из 1500 воронежских дворянских семей. Сдаётся мне, что эта деталь биографии очень не понравилась бы «рабоче-крестьянской» власти. По крайней мере, мать Константина Митрофановича была поражена в правах только из-за того, что её покойный муж служил до 1904 года в царской армии.
Отец Константина Митрофановича – Митрофан Иванович Милоглазов офицер 10 Гренадерского Малороссийского полка, подполковник, участник битвы под Плевной, кавалер пяти орденов, потомственный дворянин родился 19 июля 1854 года в Воронеже, запись в метрической книге Воронежского кафедрального собора за 1854 год № 77.  Обучался в Воронежской Михайловской военной гимназии, где получил начальное военное образование. После окончания в 1871 году поступил на военную службу унтер-офицером на правах вольноопределяющегося в 4-й гренадерский Несвижский полк, расквартированный в Москве. В том же году командирован в Московское пехотное юнкерское училище. Оно располагалось в Лефортово в красных казармах  за Дворцовым мостом через реку Яузу. Обучение длилось два года. Окончив училище в 1873 году в звании портупей-юнкера, Митрофан Милоглазов направлен в 10-й гренадерский Малороссийский Генерал-Фельдмаршала Графа Румянцева Задунайского полка. В этом полку он прослужил 30 лет, при общем воинском стаже 33 года. Воинская карьера его складывалась вполне неплохо. В 1874 г. – прапорщик, в 1875 г. – подпоручик, в 1878 г. штабс – капитан, в 1888 г.– капитан со старшинством, в 1898 г. – подполковник. Командовал ротой, батальоном, заведовал хозяйством, исполнял обязанности командира полка.
Служба и сама жизнь Митрофана Ивановича Милоглазова оборвалась трагически. 09.10.1904 года он застрелился из револьвера, оставив предсмертную записку, что по своим убеждениям не может выполнить приказ – выступить с батальоном  на подавление восстания ткачей в г. Иваново-Вознесенск (сейчас Иваново). По словам прямых потомков и  ближайших родственников, он был военным «до мозга костей», невыполнение приказа для него было «смерти подобно», но вести батальон против русских людей он не мог. Так он пришёл к страшному выводу. Отстоял принципы, спас честь, но оставил жену и детей без кормильца.
Константин Митрофанович Милоглазов родился 13 апреля 1887 года в Моршанске. Он был трехлетним малышом, когда полк отца перевели во Владимир,  и вся семья переехала туда же. Когда отца не стало, мать собрала младших детей, скарб и вернулась в Моршанск. Несмотря на дешевизну жизни провинциального городка пенсии, назначенной за отца, семье не хватало. Тем более что нужно было отдельно содержать Константина, он оставался в Воронеже, доучиваться в гимназии. Софья Эдуардовна обратилась с заявлением к военному министру России  о пересмотре размера пенсии. Учитывая долголетнюю безупречную службу Митрофана Ивановича и его участие в боевых действиях, просьба была удовлетворена и пенсия увеличена вдвое.
В Моршанске семья поселилась в доме богатых обрусевших немцев Викман на Базарной площади (Октябрьская площадь, 22). Чтобы зарабатывать дополнительные средства Софья Эдуардовна занялась нахлебничеством, т.е. у неё жили дети обеспеченных родителей из сёл уезда во время учёбы в гимназии и училищах, она ухаживала за ними и кормила, за что получала деньги. После 1917 года этот бизнес закрылся. Более того, как жену царского офицера, её причислили к лишенцам. Она не имела права голоса на выборах, не могла занимать многие должности и рабочие места, лишилась пенсии и не получала пособие по безработице.  Она продавала свои вещи, ей помогали прокормиться родственники. Умерла в 1942 году. В 1942 году в Моршанске было особенно много смертей, причиной тому: голод, туберкулёз, отсутствие лекарств – война. Похоронена Софья Эдуардовна на старом купеческом кладбище рядом с сестрой Анной и Титовым Ф.И. (муж сестры).
Константин Митрофанович окончил 8 классов гимназии во Владимире. Родственники помогли ему получить два высших образования. На средства сестры  Митрофана Ивановича он в 1911 году окончил физико-математический факультет императорского Московского университета  (нынешний МГУ им. Ломоносова). Сестра матери - Анна Эдуардовна вместе с мужем, инженером Федором Титовым, оплатили обучение Константина на медицинском факультете. В 1914 году он получил диплом  и отправился в царскую армию, где служил по госпиталям без воинского чина до 1918 года. С 1914 по 1916-й младшим ординатором в сводном госпитале 199-208 Главного Санитарного Управления города Москвы. С 1916 по 1918-й старшим ординатором 355-го полевого подвижного госпиталя. Предположительно госпиталь располагался в Бессарабии на Южном фронте. В середине июня 1918 года он вернулся в Моршанск и  почти сразу же, 23 июня, по мобилизации Городского Военного Комиссариата был призван в Красную Армию. Служил в санитарной части эвакопункта станции Моршанск.
Работы на эвакопункте было много. В годы первой мировой войны в Европе свирепствовали эпидемии тифа и испанского гриппа, которые после революции докатились и до Тамбовской губернии. «Испанку» - испанский грипп - называют самой массовой и тяжелой эпидемией гриппа за всю историю человечества по числу заразившихся и умерших.  Поэтому можно представить, не только объём работы медиков, но и ту ежедневную опасность, с которой они сталкивались. Константин Митрофанович заразился на службе  «испанкой»,  но при минимальных возможностях сумел сам себя вылечить, переболел и вновь встал в строй. По-другому бы просто не получилось. Эти несколько лет для него вообще стали судьбоносными. Доктор Милоглазов не только избежал смерти, но и нашёл спутницу жизни, 8 июня 1921 года вступил в брак. Его избранницей стала купеческая дочь Елизавета Ивановна Медведева (29.03.1893 г.р.).
До революции купцы Медведевы жили в Сосновке, у них был свой большой дом, магазин. На деньги семьи Медведевых в селе была построена церковь. В 20- годы во время подавления крестьянского восстания в их доме останавливался  на ночлег комбриг Котовский. Когда местный комитет (комбед) решил арестовать семью, Медведевых предупредили, и они ночью сбежали, прихватив своё добро, конечно, не всё, лишь то, что уместилось на пяти подводах. Остальное имущество конфисковали. Церковь, выстроенная Медведевыми, простояла до конца 70-х, в помещении медведевского магазина до сих пор находится продмаг, а на здании сохранился вензель купцов Медведевых. По словам Н.М. Чуженьковой, журналиста газеты «Согласие», Милоглазовы поселились рядом с особняком Никольских, неподалёку от будущего противотуберкулёзного диспансера, в прошлом дома Ильиных. Елизавета Михайловна Милоглазова (в девичестве Медведева), как хрестоматийная купчиха, была женщиной крупной, самобытной, впоследствии - яркой личностью моршанского общества, любила одеваться во всё белое  и ходить по городу с белым зонтиком от солнца. Среди родственников и знакомых о ней существовало много легенд. Константин Митрофанович большую часть времени и жизни в целом отводил работе. С 1922 года по 1924-й трудился врачом, заведующим амбулаторией на Моршанской махорочной фабрике, с 1924-го по 1931-й заведующим терапевтическим кабинетом городской больницы и поликлиники, а с 1931-го заведующим терапевтическим отделением городской больницы. Защитил диссертацию, имел учёную степень кандидата естественных наук. Помимо работы в больнице занимался частной практикой, как ему это удавалось, сейчас выяснить сложно.
 В финскую кампанию и все годы Великой Отечественной войны работал начальником военных госпиталей № 1916, 2679. Имел звание майора медицинской службы. Неоднократно удостаивался правительственных наград. Вместе с отцом в госпиталях работали и дочери: Татьяна (1925 г.р.) и Елена (1923 г.р.). Во время войны обе они ухаживали за ранеными. Елена вышла замуж за фронтовика, находившегося на лечении в госпитале, Завика Амояковича  Фарманяна, Татьяна за военного лётчика, служившего в Моршанске, Василия Бурдыкина.
Мирной жизнью Константин Митрофанович не очень-то успел насладиться. Война, потом ещё одна, преподавание, работа на износ, выйдя на пенсию, помогал молодым врачам-терапевтам. Для всех стало неожиданностью, что доктор Милоглазов скончался. Он умер скоропостижно 29.09.1955 г. Провожать его в последний путь пришло много горожан: учеников, пациентов, коллег.
Кстати, в числе его учениц в фельдшерско-акушерской школе была и Люба Викман, дочь Бориса Викмана (1895 г.р.). Сестра Константина Митрофановича Люба породнилась с семьей Викманов, когда-то сдававших свой дом Милоглазовым, брат её мужа - свояк Борис Викман имел высшее фармацевтическое образование и работал заведующим главной аптекой города Моршанска. В 1937 году его арестовали, 2 сентября осудили и расстреляли. На этом пока всё о переплетениях судеб военных, медиков и военных медиков Милоглазовых.