Историческая роль тгпи им. д. и. менделеева

Сергей Сметанин
© Сайфулина Ф.С.
Казанский федеральный университет
fsaifulina@mail.ru
УДК 37/378
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТГПИ им. Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА
В ПОДГОТОВКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
И СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА
THE HISTORICAL ROLE OF THE TOBOLSK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED
AFTER D.I. MENDELEEV IN PREPARATION OF NATIONAL TEACHING STAFF
AND PRESENATION OF CULTURE OF THR TATAR PEOPLE
Аннотация: В данной статье исследуется история развития подготовки национальных педагогических кадров в Тюменском регионе. Отмечена роль ТГПИ (ТГСПА) имени Д.И. Менделеева в подготовке учителей татарского языка и литературы. Проанализирована деятельность национального отделения в области сохранении языка, литературы и культуры татарского народа, проживающего в регионе.

Abstract: this article researches the history of the development of national teaching staff in the Tyumen region. The role of Tobolsk State Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev in training the Tatar language and literature teachers is shown. The activities of the national offices in the field of preservation of language, literature and culture of the Tatar people living in the region are analyzed.

Ключевые слова: татарский язык и литература, культура, национальное образование, Тюменская область, ТГПИ (ТГСПА) им. Д.И. Менделеева.
Key words: the Tatar language and literature, culture, national education, Tyumen region, Tobolsk State Pedagogical Institute (Tobolsk State Social Pedagogical Academy) named after D.I.Mendeleev.

Подготовка педагогических кадров для национальных школ Тюменской области имеет богатую историю, и она во многом связана с деятельностью Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева, чей славный юбилей отмечает в эти дни все педагогическое сообщество региона.

История подготовки учителей татарского языка и литературы началась еще в 1930-е годы, с открытия в г. Тюмени татарского педучилища, которое в 1934 году переводится в Тобольск. За годы функционирования национального педучилища (до середины 1950-х годов) здесь было подготовило более 1 500 учителей начальных национальных школ. Хочется особо отметить, что даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны педучилище работало в полную силу. Кроме подготовки учителей со средним специальным образованием, Тобольское татарское педучилище являлось центром изучения и пропаганды татарской национальной культуры в Тюменском регионе.

В послевоенные годы начальные школы области начали преобразовываться в семивосьмилетние. В этой связи возросла потребность в учителях с высшим образованием. В 1950 году при Тюменском пединституте открывается факультет для подготовки учителей русского и татарского языков и литератур для татарских школ с двухгодичным сроком обучения, который в 1953 году также был переведен в Тобольский педагогический институт с четырехлетним сроком обучения. На татарском отделении началась подготовка будущих учителей родного языка и литературы, а на русско-татарском – учителей русского языка и литературы для национальных восьмилетних и средних школ региона.

В этой связи хочется особо отметить деятельность целой плеяды молодых выпускников Казанского университета и Казанского пединститута, которые сформировали коллектив преподавателей-энтузиастов, заложили традиции подготовки национальных педагогических кадров, сохранения и развития татарской культуры в регионе.

Первым заведующим кафедрой татарского языка и литературы был Габдулхай Хурамович Ахатов, который 1953 г. был направлен Министерством просвещения РСФСР из Казанского педагогического института на работу в Тобольский педагогический институт, где проработал до конца 1957/58 учебного года. 26-летний Габдулхай Ахатов, будучи одаренным и талантливым молодым ученым, смог организовать на должном уровне не только образовательный процесс и преподавание студентам татарского языка и литературы, но и создать эффективную научно-исследовательскую работу по комплексному изучению диалектов сибирских татар. (Г.Х. Ахатов (1927-1986) – учёный-филолог с мировым именем, выдающийся лингвист-тюрколог, востоковед, доктор филологических наук (1965), профессор (1970), член Советского комитета тюркологов, деятель культуры, внёсший весомый вклад в мировую тюркологию, татарскую лингвистику и диалектологию.)

Одним из преподавателей вышеназванной кафедры был Фарит Миргалимович Хатипов, который проработал в Тобольске с 1955 – по 1959 гг. (Ныне известный ученый-литературовед, академик, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член Союза писателей Татарстана, автор более 300 публикаций, в т.ч. более 20 монографий по истории и теории татарской литературы, автор учебника по теории литературы). В годы работы в Тобольском педагогическом институте он участвовал в организации татарской газеты «Ленин юлы» («Путь Ленина»), а в 1957-1958 гг. совмещал преподавательскую деятельность с обязанностью ответственного секретаря данной газеты, знакомил читателей с творчеством классиков татарской литературы.

В эти же годы после окончания Казанского университета в Тобольский пединститут был направлен Гумар Фаизович Саттаров, который проработал четыре года старшим преподавателем кафедры татарского языка и литературы (1955-1959 гг.). (Ныне профессор Г.Ф. Сатаров – крупный ученый-лингвист, который известен в татарском языкознании и в тюркологии своими капитальными научными трудами в области лексикологии, тюрко-татарской ономастики, культуры речи, этнолингвистики, диалектологии и истории языка, методики преподавания татарского языка).

Ахмадуллин Азат Гильмуллович после окончания Казанского университета также некоторое время проработал в Тобольском педагогическом в качестве старшего преподавателя (1956-1958 гг.) (Ныне известный ученый-литературовед, доктор филологических наук, профессор, автор более 350 публикаций, в т.ч. около 20 монографий по истории и теории татарской литературы и татарского театра. А.Г. Ахмадуллин является автором или одним из соавторов более 30 учебников и учебных пособий по татарской литературе, составитель словаря литературоведческих терминов). Кроме преподавательской деятельности в Тобольске он являлся одним из организаторов татарского театрального кружка, чьи постановки были популярны среди татарской интеллигенции того времени.

Нигматуллин Ахат Зайнутдинович - литературовед, поэт, д-р филол. наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, член Союза журналистов, Союза писателей, окончивший Казанский университет, один год работы (1953 г.) также посвятил нашему вузу.

За более чем десять лет деятельности (1953-1965 гг.) Тобольский педагогический институт подготовил более 250 учителей русского и татарского языков и литератур, направленных в национальные образовательные учреждения Тюменской области. Их выпускники, благодаря которым сохранилось преподавание татарского языка и литературы в школах Тюменского региона вплоть до 1990-х годов ХХ века, до настоящего времени помнят своих учителей, которые открыли им пути познания родного языка и литературы и возложили на них ответственную миссию сохранения и передачи будущему поколению культурное наследие родного народа [1, с. 319-321].

Но на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов ХХ столетия начался поспешный, опрометчивый перевод татарских восьмилетних и средних школ на русский язык обучения в ущерб родному языку. В 1959 году закрылось татарское отделение, а через шесть лет – русскотатарское отделение института. Некогда ставший центром национального образования, культуры, воспитания, Тобольск утрачивает былое значение в этом отношении, теряются традиции подготовки национальных учительских кадров, опыт работы культурно-массового воспитания молодого поколения. Результаты этого не дают себя долго ждать: национальные школы переходят в ранг русских, только в некоторых школах остается татарский язык и литература как школьные предметы.

В связи с масштабными изменениями в стране, последние десятилетия ХХ столетия характеризуются активизацией национальных движений, в результате – в местах компактного проживания татар организуются культурные центры.

Активистами национальных движений Тюменского юга поднимается вопрос об образовании, сохранении и развитии культурных ценностей татарского народа, являющегося одним из коренных жителей области. В результате целенаправленной работы татарской общественности и поддержки администраций города, педучилища и пединститута в 1989 году вновь открывается татарское отделение при Педагогическом училище, а в 1990/91 учебном году восстанавливается русско-татарское отделение при ТГПИ им. Д.И. Менделеева. Это было вызвано объективными потребностями региона в подготовке педагогических кадров для национальных школ.

С первого года открытия национальной группы с 1990 – по 2011 гг. (в течение более 20 лет) мне посчастливилось быть в центре организации и становления данного отделения при филологическом факультете. Здесь особо хочется отметить особую поддержку уважаемых ректоров ТГПИ (ТГСПА) им. Д.И. Менделеева – руководителей вуза в разный период его истории – А.К. Карпова, С.С. Яковенко, С.В. Слинкина в открытии, дальнейшем становлении и развитии татарского отделения. Я с огромным уважением вспоминаю коллектив кафедр русского языка и МП (зав. кафедрой В.Н. Хмелева), русской литературы и МП (зав. кафедрой В.И. Рыбинцев), декана филологического факультета Т.Е. Казакову, где начала первые годы своей научно-педагогической деятельности, тех преподавателей, чье чуткое внимание к молодой выпускнице Казанского государственного педагогического института, позволило постепенно постичь премудрости вузовской системы образования. Часто вспоминаю удивительно теплое, почти родительское внимание взрослого поколения преподавателей С.М. Гадыршиной, Н.А. Новгородовой, А.М. Мозжегоровой и мн. др.

Первые годы работы требовали огромного усилия по комплектации и обеспечению студентов учебной и учебно-методической литературой. Как отмечено нами, «Высшие учебные заведения, задачей которых является подготовка преподавательских кадров для национальных школ, имеют свои специфические особенности. При внедрении в жизнь образовательной политики в регионе от них требуется выработка комплексного, системного представления о многих важных процессах развития малочисленных народов» [1, с. 108].

Благодаря разносторонней поддержке руководства Института, и в результате налаживания тесных связей с Министерством образования и науки РТ, вузами Татарстана и Исполкома Всемирного конгресса татар приобретались учебные планы, программы, методические пособия – вся необходимая учебно-методическая литература для полноценной организации работы отделения.

Ежегодное увеличение количества студентов также увеличило потребность в преподавателях. Последующие годы коллектив преподавателей национального отделения пополнилось рядом замечательных преподавателей-ученых, преданных делу развития
национального образования. Это, в первую очередь, К.С. Садыков, Р.А. Вафеев, Х.Ч. Алишина, что дало возможность в апреле 1994 года организовать кафедру татарского языка, литературы и МП, первым заведующим которой стал Р.А. Вафеев (С 2000 – по 2011 гг. – обязанности заведующего кафедрой возлагалась на автора данной статьи, Ф.С. Сайфулину). Хочется особо отметить, что Тобольск стал стартовой площадкой для научного становления и развития для всех преподавателей, кто имел честь начать свою научно-преподавательскую карьеру в данном славном, старинном учебном заведении. Как первое поколение преподавателей, работающих здесь в 1950-1960 гг., так и преподаватели поколения 90-х в настоящее время стали известными учеными в области тюркологии, литературоведения, методики преподавания татарского языка и литературы и особой теплотой и трепетом вспоминают годы работы в Тобольске. Хочу добавить от себя, что за последние 5 лет работы вне этого вуза, при нашем участии подготовлены академические издания, посвященные фольклору и языку сибирских татар [3, с. 668; 4, с. 648], изданные при поддержке государственной Программы.

Сохранение, изучение и развитие государственных языков республики Татарстан и других языков в РТ на 2014-2020 годы»; а также многочисленные статьи в рецензируемых журналах ВАК, зарубежных изданиях, входящих в базу данных Scopus [5],что также является данью уважения моему родному вузу, где прошла большая часть моей научной и преподавательской деятельности.

В 1990/91 учебном году по специальности «Татарский язык и литература, русский язык и литература» было принято всего 12 абитуриентов, а в последующие годы – набор татарского отделения составлял по 25-35 студентов. Через 4 года, с 1994/95 учебного года началась подготовка специалистов по заочной форме обучения, где студенты получали также квалификацию по двум специальностям: «Учитель татарского языка, литературы и русского языка литературы», что давало выпускникам вуза широкую возможность трудоустройства и социальной защиты. Позже, с 2002/03 уч.года, по очной форме обучения началась подготовка учителей татарского языка и литературы с дополнительной специальностью «иностранный язык (английский, немецкий)», с 2005/06 уч. года на татарском отделении открыта специализация «Практическая журналистика», «Мировая художественная культура», что также
объяснялось веянием времени.

Тесное сотрудничество кафедры с Тюменским государственным университетом и учеными вузов Республики Татарстан дали возможность открытия при кафедре аспирантуры по специальностям: 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации (татарский язык) (2002 г.), 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (татарская литература) (2003 г.), что позволило подготовку высококвалифицированных педагогических кадров из выпускников отделения у себя в вузе.

Открытие регионального совета по защите кандидатских диссертаций (2003 г.), который позже был преобразован в объединенный совет по защите докторских диссертаций (2008 г.) по вышеназванным специальностям стал большим событием не только для развития национального образования и науки, но и определенным этапом развития науки как в Институте, так и в регионе в целом, так как данный Диссовет являлся первым в истории ТГПИ (ТГСПА) им. Д.И.Менделеева и единственным в регионе советом по филологическим наукам, где можно было защитить кандидатские и докторские диссертации по татарскому языку и литературе. Диссертационный совет работал в полную силу в течение более 10 лет, здесь защищались специалисты, подготовленные как в Тобольске и в Тюмени, так и из вузов Татарстана и Башкортостана и др. регионов России.

Защитившиеся в нашем совете диссертанты ныне работают в вузах Тюменского региона – Тобольске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, но и за его пределами (в ЕГПУ, г. Елабуга, Республика Татарстан, ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, г.Казань; ОГПУ, г. Орск, Оренбургская область, БГУ, г. Уфа, Республика Башкортостан) и др. За период деятельности Совета здесь успешно защищены около 50 диссертаций, в т.ч. 2 – докторских. Хочется с благодарностью вспомнить имена ученых, ныне здравствующих и уже покойных, таких как Р.А. Вафеев, Н.К. Фролов, Ю.А. Мешков, Х.Ч. Алишина, И.С. Карабулатова, В.Н. Евсеев (ТюмГУ), Х.С. Шагбанова (ТюмГНГУ) А.Г. Шайхуллов (БГУ, г. Уфа, Башкортостан), А.М. Шарипов (НГПУ, г.Набережные Челны, Татарстан), Д.А. Салимова (ЕГПУ, г. Елабуга, Татарстан), Ф.З. Яхин (ТГГПУ, г. Казань, Татарстан), Е.А. Игушев, Н.А. Лыскова (ХГУ, г.Ханты-Мансийск), которые составляли основной костяк диссертационного Совета и, несмотря на свою занятость, дорожные трудности, каждый раз находили возможность для участия на заседаниях Совета.

Хочется отметить также вклад в национальное образование молодых специалистов, подготовленных со студенческой скамьи и до степени кандидата наук в стенах нашего вуза – Талипову Гульфию Маратовну, Азисову Миляушу Сахретдиновну, Фаизову Лилию Харисовну, Файзуллину Гузель Чахваровну, которые до настоящего времени трудятся в этом вузе.

За годы деятельности кафедры татарского языка, литературы и методики преподавания, ТГПИ (ТГСПА) им. Д.И. Менделеева стал научным и культурным центром по изучению, сохранению и развитию татарского языка, литературы и культуры татарского народа.

Совместно с ТюмГУ, Тюменской областной библиотекой им. Д.И.Менделеева, Департаментом образования и науки Тюменской области, Исполкомом всемирного Конгресса татар и Конгресса татар Тюменской области, национальной Автономией татар и коллективом школы № 15 г. Тобольска здесь проводились Всероссийские и международные научно-практические конференции, посвященные памяти учителя, сибирско-татарского писателя Якуба Занкиева («Занкиевские чтения»), а также "Сулеймановские чтения" - посвященные деятельности поэта и писателя, общественного деятеля Булата Сулейманова, круглые столы по актуальным вопросам татарского языкознания и литературоведения, в организации которых активно участвовали как преподаватели, так и студенты татарского отделения.

Кроме учебной и научной работы на отделении огромное внимание уделялось воспитательной работе со студентами. С первого дня открытия на отделении сформировалась традиция проведения внеаудиторных воспитательно-развивающих мероприятий на родном языке с приглашением татарского населения, учащихся школ с преподаванием татарского языка, которые были направлены на повышение интереса у студентов и школьников к знаниям татарского языка, литературы, родной истории, культуры, своих корней, национальных обычаев. Особо приоритетным являлось духовно-нравственное воспитание студентов, которая основывается на народной педагогике. Неисчислимое количество мероприятий, проведенных преподавателями за годы деятельности отделения, таких, как читательские конференции, поэтические вечера, сотрудничество с редакцией областной татарской газеты «Я;арыш» («Возрождение»), участие в постановках национального театра, организованного при сибирскотатарском центре, национальные праздники, которые были направлены на воспитание студентов в духе уважения к своему народу, осознания своей причастности к народу, со своей многовековой историей, богатым народным творчеством, литературой и искусством, в конечном счете, подготовке национальных кадров – будущих учителей – способных сохранить и развивать национальную школу. Уверена, что многочисленные выпускники, работающие в настоящее время в татарских школах, смогли сполна реализовать тот научно-педагогический и воспитательный потенциал, заложенный в них за период обучения в стенах нашего вуза.

За годы деятельности татарского отделения нами подготовлено более 500 специалистов – учителей татарского языка и литературы, которые вполне реализовали потребности региона в национальных кадрах. История циклична и повторяется через некоторое время на новом витке своего развития. Хочется верить, что и в будущем также будет необходимость в национальных педагогических кадрах и возможность реализовать их подготовку в вузах Тюменской области.

Ссылки на источники

1. Сайфулина Ф.С. Проблемы подготовки учителей родного языка в Тюменском регионе (из опыта подготовки педагогических кадров в ТГПИ им. Д.И. Менделеева // Материалы I Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы». – Казань: ТГГПУ, 2009. – С.319-321.

2. Сайфулина Ф.С. Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона // Высшее образование в России. – 2007. – №11. – С.107-109.

3. Юсупов Ф.Ю., Сайфулина Ф.С. Хисамов О.Р. Гумеров И.Г. Барабинские татары. Страницы духовной культуры. – Казань: Казанский Университет, 2013. – 668 с.

4. Сибирские татары. Из сокровищницы духовной культуры / автор-составитель Ф.Ю. Юсупов; научн. Редактор Ф.С.Сайфулина. – Казань: Казанский Университет, 2014. – 648 с.

5. Sayfulina F.S., Karabulatova I.S. European studies of barabin tatar folklore: the role of investigations of the german scientist V.V. Radlov (Европейские исследования фольклора барабинских татар: роль изысканий немецкого ученого В.В.Радлова) // Life Science Journal 2014; 11(9s): 116-119.

6. Irina Sovetovna Karabulatova, Flera Sagitovna Sayfulina Mytholinguistic Interpretation of Sacral Toponym Astana in Sociocultural Practice of the Siberian Tatars // Asian Social Science; Vol. 11, No. 5; 2015

7. Khusnutdinova L. G., Galiullina S.D., Ivanova O.M., Bilalova L.M., Sayfulina F. S. An Ideal World in the Medieval SUFI Literature of Siberian Tatars / Идеальный мир в средневековой суфийской литературе сибирских татар // Mediterranean Journal of Social Sciences Vol 6 No 3 S4, May 2015.–pp.: 207-211.

8. Karabulatova I.S., Fedorova E.A., Sayfulina F.S.A Linguo-Mythological Space of the Toponym "Siberia" in Contemporary Slavonic Linguistic Consciousness (Лингвомифологическое пространство топонима "Сибирь" в современном славянском языковом сознании // World Applied Sciences Journal 30 (9): 1134-1138, 2014.

9. Sayfulina F. S. Tatarska literatura Syberii: osobliwo;ci wsp;;czesnej poezji Tatarska literatura Syberii stanowi // ;ycie Tatarskie № 43 (120) stycze;-czerwiec. 2016. – 132 с.- С.35-49