С чего начинается осень

Дина Иванова 2
/маленькая повесть о начале нового учебного года в новых условиях/.

Кира подошла к зеркалу, поправила причёску, смягчила макияж: – «Не на свидание же иду».
А по дороге в школу начала волноваться. Это был её третий учебный год в качестве учителя. Прошлый год был трудным.Он завершался в условиях строго карантина. Непросто давались дистанционные уроки.

Молодые педагоги, да и опытные учителя, шли на августовский педсовет с надеждой коллективно найти решения очень непростых проблем: как проводить занятия в классах по новым санитарным требованиям; как честно и открыто рассказать ученикам о своём отношении к происходящим тревожным событиям в городе.

Осень, как и положено, начинается с 1 –го сентября.
И в этот же день, как известно, начинается новый учебный год…

Осень -  время зрелости, время переливов золотых оттенков и слёз торопливого дождя…
Для большинства - это напряженный  период сбора урожая, заготовок, закруток...
А  для Учителей - время сеять «разумное, доброе, вечное».

Директор школы тщательно подбирала слова для поздравления коллектива с началом нового учебного года.
   - Дорогие, мы прошли вместе по трудным тропам карантина и общественной работы. Это не простой опыт. Он требует осмысления, но главное -  повышения ответственности каждого из нас перед школой, родителями, учениками. Умножим, утроим нашу заботу за качество образования и воспитания достойных граждан своего Отечества.

Кира напряглась. Она понимала, о какой общественной работе идёт речь, но сама в этой работе не участвовала.
Каждое лето с детства она проводит в Копыле, на  малой родине её родителей. Многие родные и друзья по сей день живут в этом уютном городке.
Перед её глазами всплыло совсем недавнее посещение митинга в Копыле.  Эхо митинга  в поддержку мира, безопасности и спокойствия в стране теперь её не отпускает…
Они долго с сёстрами обсуждали это событие, пытаясь понять не столько риторику ораторов, сколько дух не смирения людей  с попыткой развязать противостояние тружеников, всех жителей, привыкших жить открыто и дружно.

Двоюродные копыльские сёстры Киры, как и она, учителя.
Родоначальником их профессий была бабушка. Заслуженная учительница, много лет проработавшая директором школы. На её юность выпала война. Партизанила, хлебнула лиха сполна.
Но в свои весьма преклонные годы не растратила память и трезвость ума.
Когда возбуждённая молодёжь вернулась  с митинга, бабушка их внимательно прослушала. И чётко, вразумительно высказала своё мнение.

- Учитесь отделять зёрна от плевел. Маленькая ложь рождает большую, а она-то уже может всё разнести в дребезги. В сложных ситуациях надо, не прощая любую кривду, насилие не терять нити – кто, куда зовёт…

Все примолкли.

   - Уходит одна эпоха, появляются трудные роды чего-то иного, непонятного. Каждому предстоит делать вывод.
Вот вам маленький пример. - Её внимательно слушали и внуки, и правнуки.  - Помните строки:  «Отечества и дым нам сладок и приятен» - Когда их написал Державин ? - Никто не вспомнил.
   - А написал он их в 1798 году.- А вот, что пишет  Федор Тютчев практически через 100 лет, в 1867 году - «И дым отечества нам сладок и приятен…Так поэтически век прошлый говорит". А в наш — и сам талант всё ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!». - Не ищите пятен, ищите пути сохранения непреходящих ценностей.

Голос представителя из министерства спустил Киру на землю…
Стала внимательно вслушиваться.
Важно было узнать, как будет организовываться обучение в школах в условиях опасности инфекционных заболеваний. Он внёс ясность по вопросам дистанционного обучения. -
«Единую образовательную платформу дистанционного обучения планируют внедрить в Беларуси в начале 2021/2022 учебного года.
Идёт процесс изучения специалистами всех имеющихся в республике наработок.
Платформа станет дополнением к образовательному процессу в целом,  независимо от того, в каких условиях будет протекать функционирование школ».
 
Учителя, особенно молодые, оживились, даже поаплодировали.
Была объявлена и тема первого урока в школах республики – «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Кира не просто обрадовалась такой тематике, но и поняла – вот та канва, по которой ей удастся искренне и откровенно поговорить со своим уже седьмым классом.
Она отдавала себе отчёт, что не простым будет этот урок Уж очень разные в классе дети. Костяк – ребята, рождённые в столице. Но есть и те, чьи родители не так давно переехали в Минск из провинции.
Кира не раз замечала, как сталкиваются  дети друг с другом.
А нынче, определено, многие побывали с родителями на митингах и  заразились вирусом…  «до основания сотрём…». 
Многие столичные ребята вряд ли всерьёз задумывались когда-либо над вопросом, что для них край, в котором они родились...
Ей-то родители сумели привить любовь к родному краю.
Ещё в первом классе Кира, на одном из школьных конкурсов, читала чьи-то стихи и получила грамоту.
Родина – мама и я,
Папа, сестричка моя,
Дедушка с бабушкой, брат,
Солнца восход и закат.
Родина – край наш родной,
Неба простор голубой,
Реки, леса и поля…
Родина – гордость моя.

Стих не забылся.
Вот эта нота и стала прелюдией подготовки материала к уроку.
 
Кира позвонила приятелю в Копыль и попросила пофотографировать город,  уловить его дух и красОты,  которые она носит в своём сердце.
Достала книги, проспекты, связанные с Копылем, семейные фото, свои разные записи.
С одного проспекта, приглашающего посетить этот небольшой город, расположенный на речке Мажа, всего  в 110-ти километрах от Минска, для неё песней прозвучало - «Родныя мае мясціны, як мая душа рвецца туды».

Киру мучал вопрос, как вызвать у ребят на уроке чувства удивления, понимания, взволнованности, эмоциональной приподнятости?

Листает книги, делает закладки.
И принимает решение – «Упор сделаю на известных всему миру уроженцев Копыля».

Кто интересуется культурой и историей края, наверняка знают, что на Копыльщине  родились более 50 известных писателей.  Такие, как - Тишка Гартный, Кузьма Чорный, Адам Русак,  Мойхер-Сфорим, Алесь Адамович.
Это родина  известных художников и  учёных.

Сделаны закладки в книгах, которые  она решила взять с собой в класс и знакомить учеников с  оригиналом высказываний…

«Мое родное местечко Копуле — это маленькое местечко, которое находится в Слуцком округе Минской губернии. Бог не благословил это местечко ни богатством, ни имуществом. Не одарил его ни торговлей, ни людьми, умеющими делать деньги, но зато одарил его красивой природой, густыми лесами и тихой жизнью, долинами и бескрайними полями вокруг…», – Менделе Мойхер-Сфорим.

Кира сделала закладку и в книге внучатого племянника художника – Игоря Александровича  Малевича. — «Казимир Малевич. Восхождение на крест судьбы».
Автор представил читателю целый пласт неизвестного о знаменитом художнике.
 
С теплотой воспринимаются страницы, как в его детстве читались письма Казимира, которые тот присылал родственникам в Копыль. — «Все они были написаны на чистом «копыльском» языке, понятном и близком местным людям. И в конце писем обязательная подпись: «Это я, Казимир. Я, ваш Казимир Копыльский. Сын Сцяпана Хітрага. Сын Сцяпана-Северына».

Сам автор книги — личность незаурядная. Уроженец Минска.
Почти 15 лет возглавлял научную лабораторию в НИИ прикладных физических проблем БГУ.
Профессор И.А.Малевич создал имеющую высокий мировой рейтинг научную школу лазерной статистической хроноскопии.
Лауреат Государственная премия БССР в области науки и техники.
В одном из интервью он о себе говорит так: «Я человек, который прожил несколько интеллектуальных жизней. Была большая советская наука, дипломатическая работа, сейчас вот писательская деятельность. Однако не позиционирую себя особо выдающимся человеком. Чувствую себя простым минским пацаном с грушевских переулков, который предан своему городу и стране».

Кира выписала недавнее высказывание  учёного: - «Очень важная для меня сейчас тема, каким должно быть образование в новом обществе. Поэтому мне так близко преподавание. Тем более, что и бабушка, и мама были учителями, Жена - профессор-лингвист, дочь - доктор политических наук. Многое выстраивается на генетическом уровне. Убежден, что белорусы - одна из самых интеллектуальных наций в мире, и эта традиция, несомненно, будет продолжаться».

Она продолжается. Главное - не упускать  из виду этот процесс.

Кира вздохнула. – «Обязательно расскажу ребятам о недавно изданной для детей интересной книге».
Аксиома, что не просто понимать живопись вообще, работы Малевича тем более. Но как важно сохранять память и  учиться у именитых земляков  верности своему «синеокому кутку».
В Минске «Детские творческие мастерские» галереи «ў» выпускают книги об искусстве для детей.
И вот появилась красивая книжка про Казимира Малевича. С  картинами, сказками, стихами, песнями.

Детские впечатления – как компас в большую жизнь.
Кира пыталась в своём внутреннем диалоге быть максимально честной.
Её так учили: делать выбор в жизни, опираясь на знания о прошлом, на культурные традиции и переплавлять это в  свои поступки.

Самым важным учителем из мира современных писателей Кира считала для себя Алеся Адамовича.
И тему диплома она выбрала – «А. Адамович – писатель и гражданин».
Для разговора о нём на уроке она выбрала книгу «Хатынская повесть».
Ей нутро подсказывало  актуальность  многих строк в этом произведении.
Делает закладку: «Не прекращать усилий, даже если кажется, что все возможности исчерпаны, что окончательно проиграно сражение, – это всегда считалось правилом, качеством настоящих полководцев. Но ведь там на кон ставилась судьба всего лишь чьей-то власти или пусть даже державы. Тут же, сегодня – судьба человека на планете на вечные времена. В самом прямом, не философском смысле: быть или не быть? Слишком многое поставлено, и – какая бы ситуация ни была! – человек не имеет права сказать: «Баста! Безнадежно!».

Эпиграфом для дипломной  работы она выбрала слова Василя Быкова – «Алесь Адамович воплощает в себе генофонд нашей горемычной и возвышенной нации».
О писателе можно говорить бесконечно.
Он родился близ Копыля, но самые трудные военные годы с семьёй  прожил в рабочем проселке. - «А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь рабочий поселок Глуша».
Здесь и познавал писатель сильных духом людей, которые становились героями его произведений
Здесь же А. Адамович нашёл и своё последнее пристанище.

В посёлке Глуша Бобруйского района  есть улица Алеся Адамовича.
Писатель, общественный деятель с мировым именем преодолевал в своей жизни серьёзные ухабы.
Он был строг и прям в своих высказываниях, что не всегда нравилось верхам.
Его шельмовали, обвиняли в пацифизме, паникерстве, святотатстве.
В итоге он был вынужден покинуть Минск.
Но это было не бегство, не предательство всему родному.
Это был урок для многих, как, не махая кулаками, не озлобиться, сохранить творческую активность, покой и веру людей в добрый мир на планете.

Один из современных журналистов в своём блоге высказал интересную мысль, выделяя отличительную гражданскую черту Алеся Адамовича.
Кира выписала её: - «Являясь «сознательным белорусом», он, тем не менее, соединял страны и народы, был «мостом между ними». И в первую очередь между Беларусью и Россией. А это «очень редкое сочетание качеств — настолько редкое, насколько и необходимое нам для строительства нормальных, полноправных и конструктивных белорусско-русских взаимоотношений».

Вспомнился ей рассказ сестры о посещении  открытия первого в Беларуси памятника писателю.
… В местном кинотеатре  перед церемонией  показывали первый фильм дилогии, снятой по мотивам романа Алеся Адамовича «Война под крышами». Это был чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1967 году режиссёром Виктором Туровым.
А затем собравшиеся у памятника жители посёлка тепло вспоминали земляка. Да, именно так, это была живая иллюстрация  - «к нему не зарастёт народная тропа»...
Сестра писателя, принимающая активное участие в увековечивании памяти брата, у бюста расплакалась и  сердечно поблагодарила собравшихся. -
«Это заслуга молодежи, которая собрала деньги и добилась установления памятника.   Я рада, что есть у нас такая молодежь».
Кира от своей родственницы впервые узнала и о прочитанном там стихе Б. Окуджавы - «Памяти Алеся Адамовича» (1994 г.).

… Вот и дочитана сладкая книжка, 
долгие годы в одно сведены, 
и замирает обложка, как крышка, 
с обозначением точной цены…

«Точная цена писателя – это его бессмертие. Это и моя путеводная звезда к пониманию значимости и верности своим идеалам, своим корням», - Кира собрала свои записи.
И неожиданно заметила цитату, подчёркнутую красным фломастером: -
«Ассирийская клинопись. Х век до нашей эры. - Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Ей стало интересно предположить, как могут ответить на эту доисторическую  мысль её сегодняшние ученики…

Но это уже  другая история…