Рюрик, кто ты и откуда?

Валерий Ширский
Когда-то при Екатерине Великой «подарили» нам немцы нашу историю. Сами-то мы «не могли». С тех пор и идёт эта нормандская версия по проторённой тропе. И никто не хочет сделать логичную правку её. С тех Екатерининских времён прошло много времени, Были обнаружены и, во многом, расшифрованы новые летописи. Так почему бы не озаботиться историкам и не изменить взгляд на прошлое и не морочить голову детям на уроках истории. Давайте, попробуем вместе разобраться откуда и зачем Рюрик появился на Руси? И вообще появлялся ли  или жил в наших землях северных, которые тоже Русью назывались? Осталось много тайн по поводу его прибытия в Старую Ладогу и позже в строящийся Новгород Великий.
 О происхождении Рюрика существуют две основные версии и к ним, как бы в приложение ещё несколько и чрезвычайно надуманных.

Одна версия называется норманской, пожалуй, именно её нам навязывали в школьные годы – пришёл Рюрик на Русь с братьями Синеусом и Трувором, собрал все княжества, создал государство. Вот и спасибо норманнам – варягам. А что сами-то мы – дураками беспомощными были? Братья почему-то быстро умерли, и остался править один Рюрик. И эта версия до сих пор бродит и в учебниках истории и среди экскурсоводов.
   
Вторая версия создана антинорманистами. Вот они-то и утверждают, что государство у нас уже существовало до появления Рюрика.
Правда, точно пока не доказано, к какому этносу относился род Рюриков. Существует на этот счёт множество толкований. Этот вопрос затрудняется прочтением древних рукописей. Но рукописи существуют, а, значит, есть надежда на раскрытие этой тайны.
 Тайна заключается в том, что же было первичным: род Рюрика назывался Русью или так назывались новгородцы, призвавшее его на правление.
  Много споров вызывает происхождение Рюрика, и даже не все считают его реальной личностью. Но не стоит сомневаться, что Рюрик существовал и был реален.
 
Норманисты считают, что Рюрик и его дружина были викингами – скандинавами. Они связывают имя князя с латинским словом «rex», которое переводится, как «король». Имя Рюрик частенько и сейчас встречается в Швеции, Финляндии и в других странах, и даже в России. Надо напомнить, что эту теорию создали при ЕкатеринеII, в Академии наук, которая была перенасыщена немцами. Именно с ними и вёл борьбу М. Ломоносов. Очень хотелось  этим «учёным» показать славян, русских не способных управлять своими землями. Вот с тех пор наши «друзья» и придерживаются этого мнения и стараются оказать нам «помощь» в управлении.
 
Сторонники славянской версии происхождения Рюрика связывают его со славянским племенем ободритов, которых называли и ререгами, что переводится, как сокол.
  Согласно «Повести временных лет», призвали Рюрика в 862 году.
Кем же он был призван и зачем?
Племена: весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться, кто же будет у них править и, желая прекратить междоусобную борьбу, призвали на княжение Рюрика.
Вот как говорит об этом событии Повесть Временных лет: «И не было правды, и встал род на род, и была усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси, чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И отыскали трёх братьев со своим родом, и взяли они с собою всю русь, и пришли. И сел старший в Ладоге – Рюрик, а другой – Синеус, на Белоозере, а третий – Трувор, в Изборске».
Примечательно, что пошли новгородцы хоть и за море, но к руссам и сказали руси… Надо отметить, что не все рукописи корректно переводились и понимались.
 
 Очень хочется горе-историкам считать, что пришёл Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором в Новгород.
В последнее время в связи с раскопками в Старой Ладоге пришли к выводу, что именно здесь он начал править. Новгород же, в соответствии с этой теорией, был построен только через два года. Это подтверждают археологические находки в Рюриковом Городище.
  Летопись говорит о том, что братья разделили свои владения и начали править. Однако,  правили Трувор и Синеус недолгое время. Они умерли через два года и вся власть, и все их княжества перешли к Рюрику. И никто не хочет задуматься, почему оба брата, младше Рюрика, так быстро умерли. Вот и хочется спросить : « а был ли мальчик?»
  Здраво мыслящие историки считают, что у Рюрика вообще не было братьев. То, что Рюрик прибыл с Синеусом и Трувором, можно поставить под сомнение, переведя эти имена. Перевести их имена нам помог Л. Гумилёв, который вполне обоснованно указывает, что никаких братьев не было, что эта путаница произошла от неправильного понимания летописей. Нужно это место в летописи понимать так:  Синеус переводится, как родственники (sine hus) и Трувор – дружинники (thru woring). Таким образом выстраивается логичная линия: новгородцы призвали варяга, (что переводится, как наёмный, воин) Рюрика, он взял своих родных, свою дружину и пришёл к славянам.
   И это  похоже на правду, во всяком случае, этому хочется верить. Просто историки не озаботились переводом или просто ошиблись, приняв эти слова за имена.
  Хочется рассказать и ещё об одном предположении происхождения Рюрика. Это как бы смешанная и норманская, и  антинорманская версии. И всё-таки в этой версии больше славянского и русского.
  Итак, по этой версии мать Рюрика ; славянка по имени Умила. Происходит она из славянского племени бодритчей или по-другому – ободритов. Умила являлась дочерью бодричанского старосты Гостомысла, правящего Старой Ладогой, практически первой столицей будущей Руси..
Гостомысл выдал свою дочь за скандинавского ярла (князя) – Людбрандта. Таким образом, у Рюрика мать была славянкой. Отца Рюрика, к славянам труднее причислить, хотя, как посмотреть. Отец Рюрика – Людбранд Бьорн из рода Скъельдунгов. Род этот весьма знатный в Скандинавии.
  Людбранд после изгнания его из Ютландии стал служить Карлу Великому. Он принял крещение и получил из рук короля земли, так же, как и его старший брат – Харальд, который получил наряду с другими землями и остров Рюген, иначе – Русин, где по преданию и родился Рюрик.
  Имя Рюрика, как самого славного воеводы, упоминается в датских хрониках IX века. Рюрик отличался амбициозностью и бесстрашием, о чём говорит летопись. Он участвовал в нападении на Париж в 845 году под датскими знамёнами.  Высаживался на Британский остров в 850 году.
В период осложнения датско-шведских отношений он на кораблях блокирует шведское побережье.
То, что Рюрик был русом, доказывают его полабские корни – Ютландия являлась составной частью Руси и была приграничным районом с полабской Англией. Значит, и отец Рюрика мог иметь русские корни.
И не зря Гостомысл выбрал на престол именно его – Рюрика. Старый воевода  бодрич  хотел передать страну в сильные руки и тем самым продолжить правящую династию бодричей в Ладоге и далее в Новгороде.
 Видимо не зря отдавали своих дочерей бодричи за викингов-русов. Им очень хотелось получить выгодную родню и людей, дружину и флот.
  В 825 году Рюрик принял крещение и получил имя синьор (рыцарский титул) Георгий (по-скандинавски: Трувар). Таким образом, полное имя Рюрика стало звучать следующим образом: Геррауд (господин) Синеус (сеньёр) Рюрик Людбрандсон Трувар (воин, победоносец).
 Ошибочно было принято это имя за три, наделив ими несуществующих братьев: Синеус (Синьор) и Трувар (Победоносец, Георгий).
  В 864 году Геррауд Сенеус Людбрандсон Трувар Рюрик исчезает из датских и французских летописей. И все рассказы о нём создаются в устной форме.
   Рюрик, как раз в это время направляется на восток обустраивать новые земли руссов.
   Некоторые летописи говорят, что Рюрик пиратствовал на Балтике и в Ладогу прибыл как пират, обложив население данью. Приводят в доказательство, что флаг Рюрика, с которым он прибыл на восток, в Ладогу, был чёрного цвета. На самом деле флаг, скорее всего, был чёрно-красным,  на флаге был изображен пикирующий на добычу сокол – герб Старой Ладоги.
   (Фото: Герб Рюрика)         
Позже этот символ князья использовали и в Киеве, со временем он превратился из сокола в трезубец. Вот этим трезубцем и спекулируют украинские власти сегодня.
  Вот так выглядит ещё одна версия.
  Но давайте ещё поговорим о происхождении Рюрика. Историкам трудно успокоиться и прийти к единой версии, да ещё и летописи не все расшифрованы, не позволяют поставить точку в этом споре.
Вот ещё одна версия, но выдвинутая гораздо позже. Версия, в которую трудно поверить, хотя она была выдвинута, вполне, адекватным человеком.
  Обратимся к Елпидифору Васильевичу Барсову, жившему с 1836 по 1917 годы. В своей 3-х томной книге «Причитания Северного края», написанной в середине позапрошлого века в глухой Олонецкой деревне, он пишет об исконно русском происхождении Рюрика.  В книге написано, что подлинное имя Рюрика было Юрик, и прибыл он в Новгород из Приднепровья. Новгородцам он понравился за ум, и они предложили ему стать хозяином в Новгороде. Эта версия вызывает очень большое сомнение, ни норманисты, ни антинорманисты до такого не додумались.
 Далее в книге: постепенно истинно русское имя Юрик оваряжилось и стало Рюриком.

Есть основания полагать, что варяги на самом деле были не скандинавами, а славяно-русским воинским объединением.
  В летописи Нестора частенько можно приметить, что он называл их русью, и это по языковому признаку: «зваху тьи варязи русь». От них-то и пошло название Руси как государства: «от тех варягъ прозвася русская земля».
  При этом подчёркивается: русский язык – славянский, а славяне-новгородцы род свой ведут от варягов: «ти суть людье ноугородьцы от рода варяжьска, прежде бо беша словени». Из этого можно сделать только один вывод, что варяги изначально были русскими и говорили на русском-славянском языке.
Так, в «Повести временных лет» первый раз прозвучал термин «русь», до этого рассказывая о славянской истории, Нестор ни разу не говорил о «руси». При этом Нестор сообщал, что «от тех варягов-руси пошли люди новгородские, а прежде были словене», а «язык русский – словенский есть». Все эти сведения и породили  у историков длящийся до сих пор спор о происхождении государства Русь и роли варягов-норманнов в его создании.
  Ещё раз обратимся к летописи Нестора, где он перечисляет потомство Иафетово: варяги, шведы, норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, венецианцы и прочие, он нигде не упоминает, что варяги ; это норвежцы или шведы. Для русского летописца, как и для всех русских людей той эпохи, было совершенно ясно, что варяги это не норвеги и не шведы – это русские люди. И говорили варяги и русские на одном русском языке.
  Ещё Михайло Ломоносов в споре с немцами норманистами-русофобами указывал на отсутствие в русском языке каких-либо варяжских слов. Это говорит о том, что никакого варяжского языка не существовало, ибо варяги – это русь.
  Их можно назвать и племенем, но скорее всего это воинское братство – прообраз будущих рыцарских орденов.
  Варяги селились на побережье Варяжского моря, так в те времена называлась Балтика. Они по своему развитию намного опережали все остальные славянские племена. Отличались варяги своей чёткой организацией, обладали богатым опытом предков, особенно в хозяйственной деятельности. У них хорошо была развита торговля, государственное управление и воинское искусство.
  Зная всё это, славянские племена, не сумевшие устроить своё государство и в первую очередь избрать из своих князей руководителя, желая избежать междоусобицы, обратились к варяжским славянам за помощью. Надо сказать, разумно поступили: раз нет единого мнения среди своих, давайте пригласим достойного человека со стороны, но тоже славенина.
 Вот и обратились в 862 году к Рюрику. За помощью в организации государства. А может это Гостомысл направил его в Новгородские замли.
  Надо отметить, что русские варяги достойно исполнили свою миссию в становлении Руси.
  Варяжская дружина была сильным формированием и доходила до шести тысяч воинов.
  Варяжские воины служили и при Византийском дворе, где их всегда считали русскими.
  Греки частенько спрашивали их: «Откуда вы – варяги, прибыли?»
Ответ всегда был один: «Из Тулы…» Нет, это не город нынешний имелся в виду. Под Тулой подразумевалась древняя Гиперборея, которую в некоторых источниках называют Туле.
  Вот и задумаешься, может быть, русские варяги, как и все мы, и являемся потомками гиперборейцев?
  Так и хочется утвердительно предположить, что варяги это и есть бывшие гиперборейцы, русские, славяне.

Какую же политику проводил Рюрик, в летописи говорится скупо. Однако бесспорно, что он укрепил границы своих владений, строил города и подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде.
  Бесспорно и то, что Рюрик укрепил государственность и централизовал власть.
  Согласно летописи, умер он в 879 году. Всю власть по наследству принял его сын Игорь. Но так как Игорю к этому времени было всего три года, Рюрик доверил власть до совершеннолетия сына своему «сроднику» Хельгу (Олегу). Олег честно и толково выполнил порученное ему нелёгкое дело и передал власть Игорю своевременно, по достижению Игорем совершеннолетия.
 Игорь, став князем Новгородским, присоединил ещё ряд княжеств и закрепил своё присутствие в Киевском княжестве, в котором селились русские племена. Таким образом, он укрепил государственность ещё в большей мере. Чем же привлекал Киев и Киевское княжество? Во-первых, там тоже жили славяне, русские, и надо было всех объединять. А ещё немаловажно, что Киев стоял на прекрасном торговом пути  «из варяг в греки».
Долгие годы никто не знал, где похоронен отважный Рюрик.
  Много легенд ходило о месте его захоронения. Считали, что он похоронен на дне Волхвы (Волхова) в золотом гробу.
  В 1960 году занялись поисками его могилы, обследовали дно реки и ничего не нашли.
  Поиски захоронения продолжились уже в 21 веке, в 2004 году. И эти поиски закончились успехом. Нашлось место захоронения не в Ладоге, не в Новгороде, не в Волхове, а на берегу небольшой речушки Луга, в кургане, который местные жители называли Шум-гора. По легенде Рюрик и погиб на этом месте во время сражения осенью 879 года. В ту пору река Луга была большой судоходной рекой, что подтвердила находка останков большого корабля на её дне. Обломки корабля изучили и пришли к выводу, что им более 1000 лет.
  После гибели Рюрика его дружинники завалили камнями его тело, а весной вернулись и с почестями захоронили своего князя, создав большой курган. На курган сверху положили камни с отверстиями, которые при сильном ветре издавали устрашающие звуки.
   Место захоронения исследовали петербургские учёные, братья С.С. и М.С. Алексашины. Вот, что они записали: «Исследования вершины сопки Шум-гора, которая расположена на берегу реки Луга в Батецком районе Новгородской области, около церкви Великомученика Святого Георгия Победоносца, в 2004 году не только подтвердила наши изложенные сомнения о локальности традиции использования деревянных столбов в сакральном обряде Древней Руси, но и позволили утверждать, что сопка Шум-гора есть погребальный комплекс Рорикуса (Рюрика) из рода Скъельдунгов».
 (Фото: Камень на могиле Рюрика) (Фото: Шум-гора)

 В месте, где стоял крест, обнаружили стелу, расчистив её, увидели чёткую надпись, состоящую из трёх знаков.
  Вот, что пишут исследователи об обнаруженных знаках: «Для понимания текста надписи необходимо принять условие, что мы имеем составную монограмму, где крайние знаки «I» и «S», являются христианской формулой
«YESUS SATOR» то есть «ИЕСУС – СПАСИТЕЛЬ».
Наличие этих знаков и этой формулы в эпоху Каролингов объясняется высокой религиозностью императора Священной Римской Империи Людовика Благочестивого и его участием, по всей видимости, в составлении монограмм своим трём сыновьям и своему крестнику Рюрику. На обывательском уровне такая надпись читалась как «ИЕСУС – СПАСИТЕЛЬ ГЕОРГИЯ».
  Средний знак изображает греческий крест или, как его называют, Крест Святого Георгия. К правому и левому лучу креста приставлены буквы имени владельца монограммы. Расшифровав выбитые на камне буквы, учёные пришли к выводу, что эта надпись относится к Рюрику, а, значит, место его захоронения обнаружено.
   В конечном итоге братья Алексашины приходят к выводу, что не было никакого призвания варяга. Рюрик – это очередной варяг, каких на Руси было немало. Это можно назвать ещё одной версией.
 
 В XIX веке историки отсчитывали начало государственности на Руси от 862 года, даты легендарного призвания варягов-руси на княжение в землю ильменских словен, кривичей и союзных им финно-угров. И ещё раз – причиной призвания нейтральных правителей «из-за моря» послужила внутренняя война между племенами, которая началась после их совместного и победоносного изгнания «за море» «находников-варягов», взимавших с местных племен дань в 859-862 годах. Родоплеменные распри не давали кривичам, словенам и чуди избрать единого правителя из своих вождей, каждое племя желало возвыситься над другим, поставив во главе племен своего князя.  Такое встречалось повсеместно в эпоху зарождения государств, и часто разные народы Европы и Азии прибегали к приглашению зарубежного правителя, равноудаленного от всех участников союза. При этом приглашаемый вождь зависел от всех своих новых подданных и должен был обладать определенной собственной силой, дабы его решения уважали.
Очевидно, такими свойствами обладали, как показалось истрикам, три брата, варяга «из-за моря»: Рюрик, Синеус и Трувор из племени руси. И скорее всего это был один человек – Синеус Рюрик Людбрандсон Трувар.
Так, в «Повести временных лет» первый раз прозвучал термин «русь», до этого, рассказывая о славянской истории, Нестор ни разу не говорил о «руси». При этом Нестор сообщал, что «от тех варягов-руси пошли люди новгородские, а прежде были словене», а «язык русский – словенский есть». Все эти сведения и породили  у историков длящуюся до сих пор дискуссию о происхождении государства Русь и роли Рюрика и варягов в его создании.
 
Так и хочется завершить этот рассказ на оптимистической ноте.