Отцы и дети

Святослав Шитабрик
Мир полон конфликтов. На первый взгляд, эти конфликты очень разные - у женщин претензии к мужчинам, у черных - к белым, у политически левой молодежи - к «расисткому, нетолерантному» большинству. Но стоит приглядеться - и некий общий знаменатель, некая объединяющая первопричина всех этих явлений становится очевидна.
 Каждый из нас растет и развивается всю жизнь. Самый мудрый, самый полезный обществу профессионал - это несмышленый ребенок, потративший долгие годы на развитие. Разница между зрелым человеком и желторотым юнцом - всего лишь опыт и воспитанное годами чувство ответственности.
 Чтобы повзрослеть, нужно развиваться. Само оно не придет.
Отчего возникают конфликты отцов и детей?
Есть такой психологический эксперимент. Ребенка лет пяти сажают перед макетом горы, у подножья которой расставлены разные предметы. Ребенку не видна противоположная сторона горы и предметы, там находящиеся. Его просят описать, что он видит, с чем ребенок успешно справляется: он перечисляет машинки, фигурки, домики и прочее, находяшееся с его стороны макета. Но потом ребенка спрашивают: а что увидел бы другой мальчик, если бы он сидел по другую сторону горы? И ребенок вновь начинает перечислять видимые ему предметы. Его мозг недостаточно зрел, чтобы осознать: у мальчика с другой стороны будет другая точка зрения и предметы, которые расположены здесь, будут заслонены от него горой.
 Уверен, если этот же тест провести с этим же ребенком через десять лет, он не допустит такой ошибки. Но это при условии, что десять лет ребенок будет развиваться.
 Дети эгоцентричны. «Я хочу» - их главный, если не единственный, аргумент. Дети не способны к эмпатии. Ребенок обижается, что папа не хочет играть после ночной смены, потому, что он не понимает, что такое ночная смена и как кто-то может быть усталым, если сам он чувствует себя полным сил и энергии. У детей магическое мышление - в их мире предметы и явления возникают сами собой, а не вследствие труда. Дети манипулятивны - плач, истерики, доносы являются их способом воздействовать на реальность и получать желаемое. Дети безответственны - за любой их поступок и проблему ответственность возьмет на себя взрослый.
 Но если для ребенка такой набор качеств - лишь следствие ранней стадии развития мозга, то из взрослого человека детский менталитет способен сделать чудовище. В раннем возрасте любые проявления детского мышления нивелируются воспитанием и дисциплиной. Воспитать и дисциплинировать сорокалетнего ребенка - задача почти нереальная.
 У взрослых, между тем, свои проблемы. Взрослый человек намного более требователен, в первую очередь, к самому себе. Взрослый человек придает разуму и логике намного больше веса, чем любым эмоциям и из-за этого может предстать бессердечным и циничным. Взрослые, в силу горького опыта, значительно более склонны к запретительной тактике во взаимодействиях с другими, что может быть истолковано, как нежелание понять, войти в положение, пойти навстречу. Взрослый человек видит прямую связь между усилием и результатом и не склонен раздавать пряники направо и налево, что может изобразить его скупым в чьих-то глазах. И вдобавок, взрослый склонен путать интеллектуальную зрелость человека с его биологическим возрастом. Видя перед собой биологически преодолевшую детский возраст особь, он рассчитывает на примерно равный с собой уровень психологической зрелости и может легко не распознать ребенка в теле взрослого индивида.
 Так кто же станет взрослым?
Тот ли, кто долгие годы готовился брать на себя ответственность за благосостояние других? Или, быть может, тот, в чьих рассчетах на жизнь центральное место занимает удачное замужество?
 Повзрослеет ли тот, кто каждый день работает ради будущего, понимая, что завтрашний успех сам себя не сделает? Или его обгонит тот, кто озабочен соданием самому себе широкой сети помощи и поддержки?
 Приведет ли к взрослению осознание того, что в жизни стоит рассчитывать исключительно на себя? Или лучше поможет логика, по которой окружающие тебе должны?
 Какое общество повзрослеет? То ли, что озабочено познанием человека и вселенной, увлечено наукой, спорами об идеальной структуре государства, накоплением опыта и знаний? Или же то, что занято плясками у костра, примитивной охотой и грабежом соседних племен?
 «Мужчины не позволяют женщинам развиваться» - детская претензия. С точки зрения взрослого, развитие - личный выбор каждого, которому очень сложно помочь или помешать.
«Черных в тюрмах больше из-за расизма» - апогей детского мышления. Взрослый человек понимает, что в начале расследования преступления часто неизвестно, какой цвет кожи был у преступника. А еще взрослый знает о взаимосвязи числа совершаемых преступлений и уровня инкарцерации.
«Женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин!» - кричит истеричный сорокалетний ребенок. А взрослый пожимает плечами, так и не найдя ни одного места работы, где оплата зависела бы от пола сотрудника.
«Прекратите мерзкие домогательства до женщин!»- вопит дитя, суча ножками. Взрослый не знает, что и сказать, вспоминая бездарную неумеху, сделавшую карьеру на диване у больших боссов, и закрывая в браузере навязчивые окна с фотографиями гордых ущемленных женщин в неглиже, выставляющих себя, как лошадей на продажу...
 Так чья же вина в этом конфликте психологических поколений?
Разумеется, взрослых. Требовать ответственности от детей, во-первых, неправомерно, а во-вторых, абсолютно контрпродуктивно. Кроме истерик, жалоб и обвинений мы в ответ не услышим ничего. Как, впрочем, нам и доказывает все тот же самый старый добрый опыт.
Плохо воспитываем, господа взрослые. Дисциплина ни к черту.