В рамках прошедшей в июне 2014 года "Семейской круговой" была организована выставка картин местных художников. Однако событие это осталось в общем-то малозаметным, хотя могло бы стать важной вехой в культурной жизни района, потому как не часто можно увидеть такое количество выставленных произведений сразу трех художников. А еще потому, что данную выставку помогал оформлять профессиональный художник, член Союза художников Российской Федерации, Заслуженный деятель культуры и искусств Читинской области Роман Михайлович Цымбало. Его приезд в район был неслучаен, так как в рамках этой выставки производился отбор картин для выставки в г. Чите.
Пятьдесят две работы представили П.Т. Шелопугин, А.Л. Сапожников, А.В. Гладких. Работы во многом схожи по тематике: они отражают окружающую природу, нашу чикойскую тайгу, пробуждающуюся к жизни с приходом весны природу. Но написаны в разной манере, что естественно, ибо отражают личности авторов, их мировосприятие, опыт художественный и жизненный.
В полной тишине, в отсутствии посетителей, не торопясь, прохожу по залу, и только после просмотра произведений беседуем с Петром Тимофеевичем Шелопугиным. На выставку он отобрал 12 своих картин. Среди них ранние работы и последние. "Югал", "Гремяча", "После дождя", "Кедровник",
"Раннее утро на рыбалке", "Август. Утренний туман", "Жаркий день"- все они запечатлели нашу природу в разных состояниях, поразивших автора своей красотой и уникальностью. Светлые яркие краски и умелое сочетание полутонов создают глубину и стирают грань между небом и его отражением в воде, как действительно бывает в реальной жизни, когда небо и берега отражаются в озере или реке с тихим течением.
- У нас можно писать каждый уголок, так красива природа в окрестностях Чикоя, - рассказывает Петр Тимофеевич, пристально следя за моей реакцией на картины. Они мне нравятся, прежде всего своим мажорным настроением. Но некоторое удивление, даже озадаченность вызывают две работы - "Увертюра" и "Небесный замок". В них реальность уступает место фантазии с глубоким философским смыслом, который понимаешь не сразу, хотя эта непонятность притягивает, напрягает, завораживает.
- Непонятно? - спрашивает, улыбаясь, автор. - А какое ощущение? - И одобрительно кивает, соглашаясь со мной, что ощущение бесконечности жизни, ее вечности и какой-то обнаженности души перед этой вечностью рождает картина. Святость, чистоту, светлые чувства ощущаешь, глядя на "Небесный замок".
- Почему-то иногда тянет на философию. Наверное, это возрастное, когда уже уходит все суетное, - поясняет Петр Тимофеевич и переводит разговор на другую картину. - Это моя последняя работа, - показывает он на небольшое полотно "Радость лета". - Внук купается. Увидел, какое удовольствие ему доставляет прохладная вода в жаркий день, и не мог удержаться, решил нарисовать. Это уже портрет, а его писать намного сложнее.
Далее мы переходим к работам А.Л. Сапожникова. На выставке представлена самая большая коллекция его работ - 28, как минимум в двух жанрах - натюрморт и пейзаж. Это хорошо известный местный художник, работы которого часто выставляются на различных культурных мероприятиях и покупаются жителями района. Картины написаны в иной манере - они реалистичны, я бы сказала, натуралистичны, настолько четко выписаны отдельные детали пейзажей и предметов натюрмортов. Вместе с тем подкупает умение автора увидеть и подчеркнуть красоту в обыденном, например, в банках с огурцами и помидорами, расколотых наполовину по весне чурках, в букетике одуванчиков на фоне металлической бочки, букета из черемши, лилий и других полевых цветов в банке на чурке. А пейзажи зимнего кедровника, весенней протоки, скалы по речке Катанце очень красивы и узнаваемы.
Работы "молодого", в смысле начинающего художника А.В. Гладких тоже связаны с родной природой. Его привлекает, прежде всего, пробуждение природы. Он тонко чувствует и старается отразить признаки зарождающейся с приходом тепла жизни, переходное состояние природы. И ему это удается. Чуть потемневший снег, проталины, образовавшиеся лужицы и др. на картинах "Весенние сосны", " Верба", "Весна", "Весна на острове", "Март", "Весенняя протока" позволяют безошибочно определить, что весна близко или вот-вот вступит в свои права. Особенно удачно, на мой непрофессиональный взгляд, написан пейзаж с черемшой, как, впрочем, интересны "Лето", "Зеленый пейзаж". Но приглушенные, несколько мрачноватые краски не вяжутся с яркостью и сочностью летних красок в нашем представлении. Однако, у художника есть право на свое видение мира.
В конце нашей встречи Петр Тимофеевич рассказал о том, что выставку посетили губернатор края Константин Ильковский, министр культуры Виктор Колосов.
- Выставка оставила хорошее впечатление, и в конце посещения они поддержали идею представления отдельных работ в г. Чите, - поделился он новостью. - Так что, будем готовиться.
Я же уходила с выставки с чувством сожаления, что ее не увидели чикояне. Удовольствие от увиденного получила большое. Плохо, что у нас нет выставочного зала. Выставка могла бы действовать длительное время. У нас много талантов и выставлять есть что. Остается надеяться, что в возрожденном ДК появится такая возможность. А может, стоит подумать о муниципальном выставочном зале?