СЫН

Милочка Шилова-Ларионова
Отрывок из повести Шаторного Александра о его сыне.
гражданине Франции

Он разбудил меня на рассвете. Мой отец, которого я видел второй раз в жизни. Впрочем, мать я тоже совсем не помню. Меня воспитывала бабушка. Из тех, знаете, пожилых дам, которые любят посвящать остаток своей жизни внукам, дать им хорошее образование и приличные манеры. Овсянка по утрам, гимнастика и обливание холодной водой, занятия с репетиторами по математике и иностранным языкам, а потом школа фигурного катания, шахматы и бридж, верховая езда, старый университет с мировым именем и выход в высший свет. При этом бабушку совершенно не интересует мое мнение,  понятие о высшем свете за последние десятилетия несколько изменилось, как и отношение к хорошему образованию.
   Мы сами совсем не принадлежим к сливкам общества, и отнюдь не богаты, как можно подумать. Занятия верховой ездой и обучение в Сорбонне сейчас себе могут позволить многие. Просто большинство людей не разбрасывается, и в семье мясника считают что потомки должны продолжить их дело, а в семье кутюрье глава семьи тоже уверен, что сын и внук станут, если не законодателями моды, то наверняка модными дамскими портными-модельерами. Бабушка так не думает. Она считает, что молодой человек, вроде меня, должен с детства уметь многое. Пусть он никогда не станет профессиональным танцором или гроссмейстером, но просто обязан уметь хорошо танцевать, сносно играть в шахматы и бридж, держаться в седле и знать минимум три языка. За это я ей сейчас благодарен.
   Что касается моего отца, то он появился в моей жизни лишь сейчас, когда бабушку разбил паралич. Впрочем, "разбил" - слишком громко сказано. Короче, она теперь находится в загородном санатории под наблюдением врачей, я продолжаю учиться в Сорбонне, и на лето приехал в Россию, где живет мой отец. Не то, чтобы я всегда мечтал его увидеть. Где он, спрашивается, раньше был? Просто наступила пора ближе узнать про свои корни. Отец, по моему мнению, находился сейчас в том самом возрасте, в котором в России многие мужчины уже умирают. Со смертью отца и моей бабушке по матери я терял все свои корни, а человек так устроен, что довольно поздно начинает интересоваться своими предками. Порой такие знания не дают ничего, порой - приносят разочарование, а иногда вызывают законную гордость. Не знать совсем или почти ничего, значит не иметь корней. Вроде безродной сироты. Вот почему я оказался в России. Не в самые лучшие для неё и моего отца времена.
   Отец оказался полной противоположностью того образа, который сложился у меня о нем со слов моей бабушки. Женщины вообще склонны преувеличивать, присочинить и склонять других к своему мнению. Как-то я сказал об этом отцу. Он усмехнулся, на мгновенье задумался, и подтвердил мои мысли:
- Судить о женщинах в твоем возрасте рановато. Ты ещё должен влюбиться, страдать, разочароваться, и вновь искать свой идеал. Скорее всего, ты вновь будешь в них разочарован. Если нет - считай, что тебе повезло с одной из них. Да, они не только склонны преувеличивать, но и приврать, искажая факты. Чем больше и чаще они привирают о человеке другим людям (а так и разносятся нелепые сплетни), тем сами они всё больше верят в свое вранье. Они сами складывают себе тем самым твердое убеждение о человеке, не замечая того, что во всём порой виноваты они. Высасывая свои убеждения из пальца, они напрочь забывают о самокритике. Вообще же, многие люди склонны искать грехи и погрешности среди своих знакомых и родственников, но при этом они сами в той или иной степени в этом грешны. Но стараются не замечать этого. Им тешит душу, что все такие же плохие, как и они? Видимо, в какой-то степени это так. Как это просто - обвинять кого-то в чем-либо, обеляя себя, любимого! Такова женская логика. Не всегда, но очень часто. Это роняет их в глазах мужчин. Те считают их врушками, болтушками, упрекают в отсутствии логики и совести. Настоящие мужики, конечно, вообще молчат, никак не реагируя на подобные обвинения. Этим самым они дают почву для сочинения женщинами новых сплетен и слухов.
   Выдав этот монолог, отец  утратил интерес к теме, и увлеченно продолжал распутывать рыболовную лесу, собравшуюся на катушке старого спининга в клубок. Мне хотелось спросить его, что он понимает под словом "мужик", которое в России я так часто слышу. Это, конечно, мужчина на все сто, но мужиками в этой стране раньше называли крестьян. Как государственных, так и крепостных, которых в соседней Польше звали быдлом. Русский язык богат выражениями, и иностранцу, порой, очень трудно понять, о чем идет речь, и что русские имеют в виду.