Путеец
Воспоминания рядового Соловьева Василия Григорьевича
29 отдельный восстановительный ж.д. батальон
13 отдельной ж.д. бригады
Частично отредактировано
Директору музея Железнодорожных войск от Соловьева Василия Григорьевича, проживающего г. Харьков. В годы Великой Отечественной Войны я участвовал в составе 29 отдельного восстановительного ж.д. батальона, войсковая часть 92690, 13-й отдельной ж.д. бригады, добровольцем.
При изгнании немецких фашистов из Украины, по направлении Яссы – 3-й Украинский фронт, командующий товарищ Толбухин, немцы уничтожали все. Они сжигали хлеб, разрушали ж.д. полотно, ломали каждую шпалу. Нам, воинам – восстановителям, необходимо было быстро восстанавливать ж.д. путь и пропускать эшелоны с воинскими грузами.
Шпалы укладывали в путь и ломанные сшивали скобами. Рубили у рельсов неровные взорванные концы и укладывали рубками по 3 метра, зашивали все по шаблону. После чего необходимо сверлить отверстия в шейках рельсов под болты для скрепления накладками.
Дневное задание красноармейца было 12 отверстий, сверлили ручной трещоткой с перовым – кузнечным сверлом. В нашем батальоне широко развернулось соревнование. Комсомолец Шепелев Василий Михайлович 1922 г. рождения из Саратовской области просверлил 85 отверстий, вслед за ним я просверлил 100 отверстий. Моим сильным соперником стал красноармеец Мамбетов из Узбекистана, который просверлил 108 отверстий, после я дал 110 отверстий, он выдал 112 отверстий. Победил я Мамбетова, просверлив 116 отверстий, что стало рекордным результатом.
В газете «На страже Родины» от 30 июня 1944 г. было опубликована статья «Смотр передовых методов рубки и сверловки рельс» за подписью Б. Коновалова. Он описывал ход соревнований лучших команд по рубке и сверлению в рельсах 13-й отдельной ж.д. бригады, которой командовал полковник товарищ Петрик ( полковник Петрик Евгений Петрович командир 13 ождбр с 01.01.1944 г. по 24.04.1946 г. Прим. ИМЗ). Командиром 29 батальона был майор товарищ Курилович ( майор Курилович Александр Анатольевич командир 29 овждб с 16.06.1944 г. по 26.11.1944 г. Прим. ИМЗ). В соревнованиях участвовали 9 команд рубщиков и 8 сверловщиков. Команда рубщиков нашего батальона в составе тов. Кулинича А.С., Архипова Н.С., и Соловьева И.Н. из Якутии.
По сверлению отверстий, я защитил честь нашего батальона, просверлив за 4 часа перовым сверлом без охлаждения 46 отверстий, добившись производительности в 384 %. По качеству выполненных работ и производительности труда первые три места заняли:
-1-е место команда подразделения тов. Куриловича ( 29 овждб Прим. ИМЗ).
-2-е место команда подразделения тов. Николаева ( 118 овждб Прим. ИМЗ).
-3-е место команда подразделения тов. Шеповаленко ( 112 овждб Прим. ИМЗ).
В 1974 году, спустя 30 лет, проходил по ж.д. путям и увидел, как сверлят рельсы рельсосверлильным электрическим станком. Спросил у дорожного мастера, сколько можно просверлить отверстий этой машиной за смену? Он ответил мне, что 75-80 штук. Выходит, что я сильнее машины был в годы Великой Отечественной Войны, считаю, что это тоже подвиг.
С уважением к Вам Соловьев В.Г. г. Харьков 02.02.1975 г.
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ август 2020 г. В. Петропавловский