Путеец

Владимир Петропавловский
Путеец
Воспоминания рядового Соловьева Василия Григорьевича
29 отдельный восстановительный ж.д. батальон
13 отдельной ж.д. бригады
Частично отредактировано

      Директору музея Железнодорожных войск от Соловьева Василия Григорьевича, проживающего г. Харьков. В годы Великой Отечественной Войны я участвовал  в составе 29 отдельного восстановительного ж.д. батальона, войсковая часть 92690, 13-й отдельной ж.д. бригады, добровольцем.
     При изгнании немецких фашистов из Украины, по направлении Яссы – 3-й Украинский фронт, командующий товарищ Толбухин, немцы уничтожали все. Они сжигали хлеб, разрушали ж.д. полотно, ломали каждую шпалу. Нам, воинам – восстановителям, необходимо было быстро восстанавливать ж.д. путь и пропускать эшелоны с воинскими грузами.
     Шпалы укладывали в путь и ломанные сшивали скобами. Рубили у рельсов неровные взорванные концы и укладывали рубками по 3 метра, зашивали все по шаблону. После чего необходимо сверлить отверстия в шейках рельсов под болты для скрепления накладками.
     Дневное задание красноармейца было 12 отверстий, сверлили ручной трещоткой с  перовым – кузнечным сверлом. В нашем батальоне широко развернулось соревнование. Комсомолец Шепелев Василий Михайлович 1922 г. рождения из Саратовской области просверлил 85 отверстий, вслед за ним я просверлил 100 отверстий. Моим сильным соперником стал красноармеец Мамбетов из Узбекистана, который просверлил 108 отверстий, после я дал 110 отверстий, он выдал 112 отверстий. Победил я Мамбетова,  просверлив 116 отверстий, что стало рекордным результатом.
      В газете «На страже Родины» от 30 июня 1944 г. было опубликована статья «Смотр передовых методов рубки и сверловки рельс» за подписью Б. Коновалова. Он описывал ход соревнований лучших команд по рубке и сверлению в рельсах 13-й отдельной ж.д. бригады, которой командовал полковник товарищ Петрик ( полковник Петрик Евгений Петрович командир 13 ождбр с 01.01.1944 г. по 24.04.1946 г. Прим. ИМЗ).  Командиром 29 батальона был майор товарищ Курилович ( майор Курилович Александр Анатольевич командир 29 овждб с 16.06.1944 г. по 26.11.1944 г. Прим. ИМЗ). В соревнованиях участвовали 9 команд рубщиков и 8 сверловщиков. Команда рубщиков нашего батальона в составе тов. Кулинича А.С., Архипова Н.С., и Соловьева И.Н. из Якутии.
     По сверлению отверстий, я защитил честь нашего батальона, просверлив за 4 часа перовым сверлом без охлаждения 46 отверстий, добившись производительности в 384 %. По качеству выполненных работ и производительности труда первые три места заняли:
-1-е место команда подразделения тов. Куриловича ( 29 овждб Прим. ИМЗ).
-2-е место команда подразделения тов. Николаева ( 118 овждб Прим. ИМЗ).
-3-е место команда подразделения тов. Шеповаленко ( 112 овждб Прим. ИМЗ).
     В 1974 году, спустя 30 лет, проходил по ж.д. путям и увидел,  как сверлят рельсы рельсосверлильным электрическим станком. Спросил у дорожного мастера, сколько можно просверлить отверстий этой машиной за смену? Он ответил мне, что 75-80 штук. Выходит, что я сильнее машины был в годы Великой Отечественной Войны, считаю,  что это тоже подвиг.

С уважением к Вам Соловьев В.Г. г. Харьков 02.02.1975 г.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ август 2020 г. В. Петропавловский